Всем известно, что в последние 30 с лишним лет мы скатываемся вниз в промышленном производстве. Так, наш ВВП все эти годы рос по 1% в год, в то время, как все остальные страны мира росли в год по 3–4% в среднем. В 90-е годы мы с помощью «нашего идеолога» Гайдара и «эффективных» менеджеров сами, собственными руками уничтожили 87 тысяч предприятий. Они теперь оказались лишними. Сотни тысяч квалифицированных специалистов, миллионы рабочих оказались выброшенными на улицу. А их опыт и знания же уничтожены. Они как-то приспосабливаются: вахтуют, сторожат, прислуживают… А в то же время на многих заводах не хватает профессионалов.
А теперь стали строить светлое будущее в капитализм. У нас теперь стала общая идеология с капиталистическим миром, и у нас с ними никаких противоречий больше не будет. Они стали нашими братьями.
Пришло время и эти братья показали себя на Украине.
Гайдар нам говорил до этого: зачем нам такое количество заводов, тяжелая индустрия? Все, что нам нужно, мы получим на Западе. Получили. Эмбарго на оборудование и санкции на поставку всего остального. Вместо индустриально развитой страны мы превратились в полуколониальную страну. В поставщика сырья для всех стран мира.
Половину предприятий в 90-е годы позакрывали. В селах из половины деревень люди ушли в города; уничтожили колхозы, совхозы, промхозы, кооперацию, артели… Объявились ИП. Создали фермеров, а теперь их осталась горстка. Заводы и теперь без конца банкротят и закрывают. Всех банкротят: от Роснано (привет от Чубайса) до бомжа.
Огромная масса трудового народа остается без работы. И в кого все они превратились? В самообеспечивающуюся публику от 6 соток и сдаваемых квартир.
А среди безработных было много специалистов. И версия дефицита из-за нехватки специалистов неправдоподобна. Кроме этого, наши учебные заведения каждый год создают сотни тысяч специалистов. И куда они у нас исчезают?
Что касается вузов, инженеров у нас выпускаются многие тысячи, но их большинство исчезает как дым, не доходя до производства, как и другие специалисты.
Возникает вопрос: а кого мы тогда выпускаем? Ответ: бегунов для «ловли счастья и чинов», женихов и невест с высшим образованием. Уж одно это является источником дефицита специалистов в производстве.
Эта проблема, как мыльный пузырь, возникла и лопнула.
При Советах подобного явления просто не могло случиться. Это плод труда гуманитариев, либералов, правительства. Развалив производство и сельское хозяйство, они добрались и до образования.
В школах гуманитарии сократили программы по физике, математике, биологии, убрали астрономию, сократили технические и технарские предметы.
Решили приучить детей к труду и определить им будущую специализацию и профессионализм. Для учеников, сидящих в школах за партами. Какой-то заоблачный туман в головах гуманитариев.
Заодно они решили выявить у детей, как они говорят, скрытые у всех «таланты» путем опроса, какие предметы нравятся, а какие нет. К тем предметам, которые нравятся, они добавляют часы занятий, назовут их факультативами, за счет уменьшения часов по технарским предметам – математике, физике и пр. Что из этого вышло, кроме того, что дети выбирали себе легкие предметы – гуманитарные? Из этого ничего не получилось.
Какие-то шараханья у гуманитариев. То они уничтожают существующие производства, то пытаются их восстановить через «внедрение трудолюбия» у детей. Через факультативы у детей.
Взамен появилась масса новых гуманитарных предметов: окружающий мир, музыка, изобразительно искусство, физкультура, ритмика… дизайнеры модели, финансовые грамотеи. Раньше этого не было. Все можно было получить в факультативах после школы. Все это отвлекало и отнимало время на изучение серьезных предметов. У меня сын закончил школу и параллельно 4 факультатива. Такие: музыка, игра на баяне, греко- итальянскую борьбу, школу космонавтов при местном авиаучилище и физико-математическую школу при московском институте.
После школы сын поступил в авиатехническое училище следом за двоюродным братом. Про факультативы не вспоминал. Закончил факультет по АСУ.
У меня еще был такой случай. Спросил у одного мальчика, почему он поступил в институт не по профилю факультатива, который он до этого закончил. Он ответил: да ну его, он мне надоел… Уточняю, что мой сын выбирал факультативы без родительского участия.
Задают вопрос: почему ваш сын не выбрал себе институт как бы с продолжением факультативной специализации? тОтвет: а потому, что в их полудетском возрасте он не знает жизни и может менять свои склонности по нескольку раз в неделю.
А что касается нас, родителей, мы приветствовали его увлечения факультативами, считая, что они отвлекают его от негативного влияния улицы.
Мы не привязывали его факультативы к будущим профориентациям и специализациям, не в пример гуманитариям, которые привязывают их к будущим профессиям у детей.
Между прочим, старший наш сын в факультативах не занимался, а так же закончил другое военное училище. А трудолюбивым был так же, как и младший брат.
…И вдруг у нас в стране произошел дефицит рабочей силы на предприятиях. Власти сообщили, что в производстве не хватает 600 тысяч специалистов. Потом заявили, что не хватает 3 миллиона. Все всполошились. Решили увести народ от этой серьезной проблемы в сторону. Замолчать ее. Как уже не раз делали…
Для этого они выделяли деньги образованию с условием, что они подготовят дополнительно 1 миллион специалистов. И проблема с дефицитом будет решена.
Не все так просто. А деньги выделялись в основном для создания специалистов из колледжей. А у нас для создания рабочих специалистов уже имеются ПТУ с неполным средним образованием. Они выпускают специалистов 3-го разряда для обслуживания станочного оборудования. А предлагаемые для этого выпускники колледжей и институтов эту работу не смогут выполнять.
Тем не менее власти надеются выпускников колледжей бросать в производство рабочими. Но, во-первых, они не хотят быть рабочими. А во-вторых, многие из них пришли в колледж, чтобы уйти потом при поступлении в вуз минуя ЕГЭ. Кроме всего этого надо учитывать, что подготовленный миллион специалистов тоже будет усыхать, и сколько специалистов из него дойдут до производства, это вопрос.
Как живут у нас студенты? Многие из них оторваны от семей и плохо представляют жизнь в стране. Работа им не нужна.
Живут они на деньги родителей. У них все есть. Магазины, все услуги. Забота только учеба, а все остальное время развлекаются. Этому способствует и вся гуманитарная пропаганда, отвлекающая их от производства. И они заранее подготовили себя к легкой работе в офисе, с белыми воротничками. Но только не на производстве. А это все готовые кадры для дефицита рабочей силы.
Так вот поэтому они уже не будут молодыми специалистами, не желают покидать крупные города и ехать в провинцию, как они говорят, в «тьмутаракань». Особенно из Москвы и Питера, где дворники получают зарплаты выше инженеров в провинции. Так вот для них работы в городах нет, дома то же самое, в провинцию они ехать не хотят. Они превратили себя в безработных, тунеядцев.
Так в этой своей безнадежности они решили объявить правительству бойкот и не выходить на работу, а сидеть по своим домам. Таким путем расшевелить правительство, пускай оно реально решает их трудоустройство.
Бойкот совершился. Так правительство назвало его дефицитом специалистов. Какой дефицит? Если мы уничтожили 87 тысяч предприятий и оставили без работы многих специалистов производства.
Кроме этого, ежегодно уничтожаем сотни предприятий после их банкротства. А теперь отвели молодых специалистов от работы своим неумением их трудоустроить.
Страну эти выпускники ввергли в рабочий дефицит. Хотя они еще не работали по своей специальности ни одного дня. Это еще «сырые» специалисты, и неопытные в быту. Их выступление похоже на питерское выступление на Болотной площади. Но там выступал трудовой народ, а здесь выступили бездельники. Поэтому-то им нет сочувствия. В дефиците виноваты как правительство, создавшее такую ситуацию, так же молодые спецы.
В советское время такого просто не могло произойти. И вырваться из такой трясины событий мы сможем только вернувшись в Советы или пойдя по китайскому пути развития страны. Созданная при Советах система трудоустройства молодых специалистов на производстве оказалась лучшей в мире.
После окончания ПТУ, колледжа или института выпускник уезжал на предприятие, которое пригласило его для работы у себя. Ничего страшного в этом нет. Дети и без этого учились в другом городе, служили в армии, переезжали в другой город и так далее. Такова жизнь.
Им на работе предоставляли бесплатно жилье, зарплату как молодому специалисту, и работал он на производстве 3 года, никуда не уезжая. Это все шло в счет бесплатной учебы за счет государства. Считался стажером. Через 3 года становился профессионалом – специалистом своей профессии. Мог уехать куда угодно.
Но на практике все оставались на своих местах. Работа стала им нравиться. Они привыкали к ней. На работе их уже ценили, уважали. Заработал социальный лифт в новые должности, происходило повышение в зарплате. Человек стал получать разные льготы. 3-летняя стажировка не прошла даром. Он вырос до высокоразрядного специалиста с высокой зарплатой. Что выгодно и ему, и производству, получившему большого специалиста, у которого выявился талант. Он женился, у него появилась своя семья. Что значит постоянная работа на одном месте. Только углубленный труд на постоянном месте может создать профессионала.
Кроме этого надо учитывать, что наши молодые выпускники – сырые специалисты-теоретики. А опытными они станут после производственной практики, то есть стажировки, через 3 года, став специалистами – профессионалами с высшим разрядом. И так уже было при Советах. А теперь этого уже нет.
Лев Александрович ЖАРИКОВ,
пенсионер
г. Самара