Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал – заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер посвечивал вполнакала.
Ну неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые?»
Андрей Вознесенский, «Озеро»
Мой земляк из Иркутска, защитник Байкала, известный писатель Валентин Григорьевич Распутин написал: «Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но тем не менее, как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин, описанных и открытых».
Байкал – уникальное явление на нашей планете Земля, одно из древнейших озер мира возрастом около 25 млн лет. Его средняя глубина составляет 730 м, а максимальная доходит до 1620 м. Площадь озера – целых 31,7 тыс. кв. км! При этом длина – 636 км, средняя ширина – 48 км.
В это чудо природы впадает много рек и речек. Наиболее крупные из них – Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Турка и Снежная. Вытекает же из озера лишь одна Ангара. Байкал – крупнейшее хранилище пока еще самой качественной чистой и пресной воды. В нем сосредоточено около пятой части ее мировых запасов и более четырех пятых запасов Родины.
Вода Байкала, как и сам Байкал, священна. Вспомним русский романс «Славное море – священный Байкал». А также слова знаменитого эколога, академика РАН Григория Ивановича Галазия: «вода Байкала, испаряясь, выходит на берега и все очищает».
Богат и разнообразен растительный и животный мир Байкала. В окрестностях озера произрастает более тысячи видов растений. Площадь его водосборного бассейна в среднем на 50% покрыта лесом. Самые ценные породы – сибирский кедр и лиственница. Водную толщину Байкала населяет около 600 видов растений, 80% которых нигде больше в мире не встречаются. Из 50 видов рыб, обитающих в озере, треть имеют промысловое значение. К их числу относятся деликатесный омуль, а также сиг, хариус, ленок, таймень, осетр. В Байкале живет удивительная нерпа, которую еще называют байкальским тюленем. Это единственный представитель млекопитающих в Байкале и единственный пресноводный тюлень. Нерпа очень чувствительна к малейшему загрязнению воды. Кроме того, в Прибайкалье насчитывается почти 400 видов птиц, из которых половина облюбовала берега озера.
Байкал с прилегающей территорией – это еще и богатое этнокультурное наследие. Издревле буряты совершали обряды вблизи Байкала и верили в его особую энергетическую силу, формировали здесь свою древнюю культуру.
Сейчас среди российской общественности развернулась дискуссия вокруг законопроекта «О внесении изменений в статью 25-1 федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 федерального закона «Об экологической экспертизе», который уже рассмотрен и принят в июле 2023 года Государственной думой в первом чтении. Данные изменения предусматривают снятие запрета на проведение сплошных рубок леса в центральной экологической зоне байкальской природоохранной территории.
Почему взволновалась общественность? Потому что в случае окончательного принятия законопроекта возникнут негативные последствия для всей экологической системы озера. Об их серьезной опасности предупреждал в научных работах академик Г.И. Галазий, в течение 30 лет возглавлявший Лимнологический институт Сибирского отделения РАН и непосредственно руководивший в свою бытность депутатом Государственной думы разработкой федерального закона «Об охране озера Байкал», принятого в 1999 году.
Выделение участков в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и последующая вырубка леса под новые инфраструктурные объекты неизбежно ослабят средообразующие функции древостоев (то есть основных компонентов насаждений). Для древостоев, достигших возраста спелости, адекватная компенсация ослабления этих функций невозможна.
Такие рубки в сочетании с вытаптыванием почвы (когда корневая система деревьев буквально задыхается) обусловливают ухудшение состояния древостоев вплоть до их гибели. В свою очередь, это приводит к ослаблению средообразующих функций леса. В результате изменяется гидрологический и температурный режим местности, и в целом микроклимат. Далее, как следствие, происходит нарушение экологической системы озера и безвозвратное снижение устойчивости ее функционирования.
По мнению ученых, по причине пагубного воздействия незаконных рубок леса вблизи водных объектов 150 из 336 рек и речек, ранее впадавших в Байкал, уже исчезли.
Приведу для иллюстрации простой пример. Вырубка деревьев вокруг Байкала аукнется размывом почвы во время дождей или весеннего схода снега. Она устремится в озеро, что приведет к загрязнению и помутнению воды, а следовательно, и ее нагреву. Эти процессы также уменьшат количество кислорода в воде озера. В итоге погибнут рачки – «байкальская эпишура», на которых завязано большинство пищевых цепей в озере.
Возникает вопрос: а кто из ученых, экологов, специалистов в области охраны окружающей среды привлекался к работе над этим более чем спорным законопроектом?
Совершенно очевидно, что действующие нормы экологического законодательства должны неукоснительно соблюдаться. И любые правовые новации, касающиеся этой сферы, должны до принятия законопроектов в первом чтении анализироваться и оцениваться ведущими учеными в области охраны окружающей среды с точки зрения вероятности наступления негативных последствий для экологических систем в случае применения предлагаемых норм.
Предложенный законопроект, по моему мнению, также противоречит ряду положений законодательства Российской Федерации.
Исходя из определения понятия «благоприятная окружающая среда», приведенного в федеральном законе «Об охране окружающей среды», в случае нарушения устойчивости функционирования естественной экологической системы озера Байкал окружающая среда перестает быть благоприятной для граждан. Соответственно, конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции РФ, будет нарушено.
Законопроект также не соответствует принципу приоритета «сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов», закрепленному в федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Не могу не упомянуть давнюю проблему Байкала – это ликвидация полимерных отходов в виде шлам-лигнина на территории закрытого в 2013 года Байкальского ЦБК. Они по-прежнему лежат на поверхности. Если случатся сходы селей, то все отходы окажутся в Байкале. И это будет катастрофа! Сейчас идут разговоры о том, чтобы закатать загрязненную территорию асфальтом, а на нем построить инфраструктуру для приема туристов. Хотя есть отечественная технология авторства М.В. Бирюкова, позволяющая переработать лигнин в полезный строительный материал.
Огромную опасность для Байкала несет «дикий» туризм и дальнейшее расширение организованного туризма без тщательного учета природоохранных факторов. Все берега озера уже завалены мусором – это настоящее бедствие. В 2007 году при действующем законе о Байкале здесь создали особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Гостиницы и отели строят, а очистных сооружений, увы, нет.
На фоне все возрастающей туристическо-рекреационной нагрузки на экосистему озера такое дополнительное воздействие на нее сверхопасно. Саму концепцию развития туризма на Байкале, как и на других особо охраняемых территориях страны, по моему глубокому убеждению, надо срочно корректировать – во главу угла ставить интересы экологической безопасности и охраны природы, сбережения бесценного природного наследия для будущих поколений. Важно активнее развивать в нашей стране экологический, или «зеленый», туризм.
Считаю, что время настойчиво требует улучшения государственного управления в отношении озера. Сохранению Байкала и решению иных экологических проблем в стране помогло бы учреждение самостоятельного экологического ведомства. Например, путем разделения функций нынешнего Минприроды на Министерство охраны окружающей среды и экологии и Министерство природных ресурсов. Необходимо увеличить объем финансирования заповедников и национальных парков, примыкающих к Байкалу. Должна осуществляться постоянная поддержка исследовательских, мониторинговых работ на озере.
В целом ситуация с Байкалом сейчас настолько опасна, что еще один удар по озеру может стать безвозвратным.
А подобные попытки были. Так, в 2007 году проводилось бурение дна Байкала с целью добычи нефти. В 2008 году разрабатывался проект строительства нефтепровода на расстоянии всего 300 м от берегов озера.
Патриотически настроенная общественность обратилась тогда к президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, и он помог – опасные проекты отменили.
Обращаюсь здесь и я, от имени своих единомышленников и в память об академике Г.И. Галазии, с просьбой к Владимиру Владимировичу Путину помочь решить проблему сохранения Байкала, не подписывать вышеупомянутый законопроект, если дело вдруг дойдет до его принятия Госдумой.
Всем народным избранникам и гражданам России надо любить Родину и беречь ее природу. Ведь мы – дети природы, и это наша среда обитания.
Жить надо научиться по законам природы и беречь ее!
Вера САВЧУК,
депутат Государственной думы второго созыва,
один из авторов федерального закона «Об охране озера Байкал»
Сохраним чистую воду для Китая?
"Считаю, что время настойчиво требует улучшения государственного управления в отношении озера."===
Будь у нас нормальное управление государством, то и проблем с озером не возникло бы. А так жажда прибыли опрокидывает все разумные доводы в защиту Байкала.
Мне, жителю очень далёкого от Байкала южного города, повезло не только видеть озеро-море со стороны, но и побывать на его берегу и даже окунуться в его необыкновенную воду. Всё это было в прекрасной советской жизни. Нас, призывников более недели везли на Восток, через Волгу и Уральские горы, Обь и Енисей и наконец мимо Байкала. Озеро было закрыто сплошным льдом без прогалин, а был конец мая, что для нас, южан, было необычным зрелищем. Служа в Улан-Удэ искупался в Селенге и попробовал сказочную рыбу омуль, это без преувеличения, ведь мне с детства был знаком вкус донского рыбца. А потом была работа на заводе, участие в заводской секции горно-пешеходного туризма, походы по Кавказским горным перевалам и наконец перелёт нашей группы, а завод оплачивал билеты до Иркутска и обратно, к озеру Байкал, для похода по Хамар-Дабану, горному хребту, проходящему вдоль южного и юго-восточного побережья Байкала. Двух дневная подготовка на базе, расположенной на берегу, я подхожу к воде и не вижу воды. Я уже как то писал об этом, но повторюсь, воды не было, куда-то вниз уходил берег, как бы в воздухе плавали какие-то мошки, мелкие щепки, настолько прозрачен она была. Конец июля, но я не смог войти в озеро, вода более чем ледяная, холодней чем в горных речках. Но быть на Байкале и не окунуться в его воды, это недопустимо. Я попросил ребят, у которых была лодка, отвести меня от берега и прыгнул в воду. В советское время мне довелось не мало поездить по Союзу, причём бывать в разных краях не мимоходом, а по одному двум месяцам, от Севастополя до Таллина и Ленинграда, от Балтийска, в Калининградской области, до Владивостока. Обо всех этих городах осталась своя память, помнится переход на ракетном катере из Ленинграда в Балтийск, ежедневные выходы в течении двух месяцев на торпедном катере во Владивостоке в Японское море, открывающиеся тогда просторы не забываемы до сих пор, но из всего этого выплывает в памяти главное, необычная прозрачность Байкальской воды, её чистота, невидимость, была потрясающа. Какая она сейчас, не знаю, но читая о загребущих, обезумевших от алчности капиталистах и их холуях, страстно желающих нажиться за счёт Великого озера-моря, священного Байкала, испытываю одни, но считаю праведные чувства, гнев и ненависть. Можно ли отстоять Байкал? Нужно!
Читать полностью