Правительство Владимира Зеленского предпринимает меры, направленные против влиятельных бизнесменов. Но не придет ли им на смену новое поколение олигархов?
Когда осенью этого года Игоря Коломойского, одного из самых влиятельных олигархов Украины, арестовали по подозрению в хищении, эта новость была озвучена в коротком репортаже на «1+1» – одном из самых популярных и влиятельных телеканалов в стране.
Тот репортаж, включавший в себя кадры, снятые в зале суда, стал своего рода символом стремительного заката влияния Коломойского. В конце концов, именно он является владельцем телеканала «1+1».
Когда-то телевидение было излюбленным инструментом воздействия среди украинских олигархов, стремившихся оказывать влияние на решения правительства. С помощью телевидения можно было уничтожать репутацию политиков – посредством клеветнических кампаний – или, наоборот, создавать их, как это сделал телеканал «1+1» с Владимиром Зеленским, превратив его из известного комедийного актера в кандидата в президенты, одержавшего победу на выборах.
Однако правила вещания в условиях военного времени, когда все новостные каналы говорят одно и то же, положили этому конец. Некоторые олигархи, такие как самый богатый человек Украины Ринат Ахметов, отказались от всех лицензий телеканалов и печатных медиа в пользу государства, другие же попросту продали их.
«На Украине больше никогда не будет критической массы влияния со стороны телеканалов», – сказал Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии в Киеве. По его словам, ослабление значимости телевидения – это часть гораздо более серьезного сдвига. – Возможно, мы освободимся от олигархов. Не думаю, что они восстановят свое влияние».
Прежде олигархи Украины доминировали в экономике страны, пользуясь своими монополиями на энергетику и сырьевые товары, а также помощью союзников внутри политического истеблишмента и судебной системы.
Однако совокупное воздействие военного конфликта, экономического спада и исключительных полномочий государства в условиях военного положения спустили украинских магнатов с небес на землю. Многие из них лишились огромной части своего богатства. И олигархи лишились не только его. Военный конфликт развернул политическую динамику против них. Власть сконцентрировалась в руках популярного президента и еще более популярных вооруженных сил страны. А парламент, где прежде бизнесмены могли покупать поддержку послушных депутатов, оказался на вторых ролях.
Военный конфликт подстегнул антикоррупционные реформы на Украине сразу по многим направлениям, поскольку стране необходимо было успокоить своих западных сторонников и встать на путь, ведущий к членству в Евросоюзе. Однако ослабление влияния олигархов, вероятно, стало самой впечатляющей переменой.
«Могу вас на 100% заверить, что в результате этого конфликта в стране не останется ни одного олигарха, – сказал Ростислав Шурма, заместитель руководителя офиса президента и советник Зеленского по вопросам бизнеса. – Военное положение предоставляет правительству все полномочия, необходимые ему для борьбы с олигархами».
В ноябре Еврокомиссия рекомендовала Евросоюзу официально начать переговоры о вступлении Украины в блок, указав на успехи страны в ослаблении влияния олигархов. Однако за пределами правительства Зеленского пока мало кто из украинцев готов окончательно списать олигархов со счетов. Украине еще только предстоит доказать, что она способна привлекать к ответственности магнатов, обвиняемых в коррупции, и законным образом возвращать украденные активы.
Евросоюз требует от украинских регуляторов и правоохранительных органов действовать системно, чтобы предотвращать факты «узурпации государства» – когда важные государственные институты превращаются в инструменты в руках олигархов. Однако некоторые опасаются, что в результате на место нынешних олигархов просто придет новое поколение деловых людей с нужными связями. «Конфликт естественным образом ослабил роль олигархов, – сказала Дарья Каленюк, известная активистка и борец с коррупцией из Киева. – Покончено ли с ними, пока неясно. Ясно лишь то, что некоторые из них попытаются вернуться на влиятельные позиции».
Потеря богатства и власти
Список самых богатых людей Украины рассказывает историю утраты богатства и власти. В декабре прошлого года украинский Forbes посчитал, что после начала российской СВО совокупное состояние 20 богатейших миллиардеров Украины сократилось примерно вдвое и составило 22 миллиарда долларов.
Больше всего потерял Ахметов, чьи два огромных металлургических завода в Мариуполе были уничтожены. Хотя он по-прежнему остается самым богатым человеком Украины, его состояние, по некоторым оценкам, сократилось с 13,7 до 4,4 миллиарда долларов.
Интересно, что второе и третье места в списке самых богатых людей Украины достались Максиму Литвину и Алексу Шевченко, сооснователям сервиса Grammarly, которые, будучи еще студентами, уехали в Соединенные Штаты и Канаду.
Арест Коломойского, жесткого корпоративного рейдера, был провозглашен важной вехой в реализации усилий страны по борьбе с коррупцией. В Соединенных Штатах в отношении него уже много лет ведется расследование по подозрению в мошенничестве и отмывании денег, и в 2021 году Вашингтон ввел против него санкции за коррупцию. Украинские государственные учреждения подавали против него гражданские иски в зарубежные суды, обвиняя его в мошенничестве в особо крупных размерах. Однако внутри Украины Коломойский не сталкивался с уголовным преследованием вплоть до сентября этого года, когда его арестовали по подозрению в хищении.
В настоящее время власти проводят три отдельных расследования по подозрению в хищениях и отмывании денег, связанных с ПриватБанком, совладельцем которого был Коломойский и который обанкротился и был национализирован после того, как регулирующие органы обнаружили огромную дыру в его финансовой отчетности. Коломойский отказался дать комментарии для этой статьи через своих адвокатов, однако ранее он отверг все обвинения, связанные с делом ПриватБанка.
По мере увеличения финансовой и военной помощи Киеву Соединенные Штаты, Евросоюз и МВФ стали настойчивее требовать, чтобы Украина активизировала усилия по привлечению коррумпированных олигархов к ответственности и пресечению взяточничества. Теперь, когда появляется все больше признаков ослабления поддержки в Вашингтоне и некоторых странах Европы, Зеленскому крайне необходимо демонстрировать результаты. А учитывая те жертвы, которые в текущем военном конфликте приносит украинский народ, общественность страны тоже требует справедливости.
Наступление на Коломойского стало одним из множества шагов, предпринятых властями за последние месяцы с целью показать, что они серьезно относятся к борьбе с коррупцией.
В сентябре Зеленский уволил своего министра обороны Алексея Резникова из-за скандала, разразившегося вокруг военных закупок. В мае антикоррупционные органы арестовали председателя Верховного суда Всеволода Князева, заявив, что его поймали на получении взятки в размере 2,7 миллиона долларов, хотя сам он это отрицает. Несколько других олигархов столкнулись с конфискацией активов или лишились лицензий на ведение бизнеса. «У олигархических кланов нет будущего на Украине», – заявил президент Зеленский после ареста Коломойского.
Посткоммунистическая эпоха
Украинские олигархи появились после разрушения СССР. Многие использовали деньги для захвата политических и регулирующих органов. Сначала это происходило на местном уровне, что обеспечивало им благоприятные условия для ведения бизнеса и укрепления монопольных позиций, в первую очередь в нефтяной, газовой, горнодобывающей и сталелитейной промышленности, а также в добыче угля. Чаще всего они продвигали свои деловые интересы через неформальные связи с политиками, сотрудниками правоохранительных органов, судьями и чиновниками, а также через свои средства массовой информации.
Многие пошли прямо в политику. До февраля 2022 года все десять богатейших олигархов страны, кроме одного, занимали должности депутатов, министров правительства или губернаторов областей. Петр Порошенко – шоколадный магнат, который впервые был избран депутатом парламента в 1998 году, – после революции Евромайдана в 2014 году стал президентом.
Согласно докладу, посвященному феномену олигархии, который был подготовлен Центром экономической стратегии, большинство олигархов не были настоящими политическими воротилами в смысле влияния на исход выборов, вместо этого они активно цепляясь за тех, кто уже имел власть или мог ее получить.
И та роль, которую играют олигархи, не всегда оказывалась негативной. Соперничество между олигархами, имевшими собственные региональные владения и конкурирующие телеканалы, создавало своего рода плюрализм на Украине – в противовес России, где самые влиятельные олигархи объединились вокруг Бориса Ельцина еще в 1990-х годах и в большинстве своем поддерживали Владимира Путина на протяжении следующих двух десятилетий.
«Конкуренция между олигархическими группировками помогала Украине сохранять демократию, пусть даже и несовершенную. Это одна из причин, по которой Украина не пошла той же дорогой, что и Россия», – сказала Сильвия Ницова, эксперт по олигархам из Университета Северной Каролины.
После революции Евромайдана 2014 года, когда был свергнут президент Виктор Янукович, после присоединения Крыма Россией и подъема ополченцев на востоке Украины патриотически настроенные олигархи помогли стабилизировать страну. Коломойского назначили губернатором Днепропетровской области, и он создал военизированное формирование для борьбы против пророссийских сепаратистов.
Но в целом, как говорится в докладе Центра экономической стратегии, олигархи использовали свое политическое влияние для того, чтобы «приумножать свои состояния, расширять свои монополии, захватывать целые государственные секторы экономики и заставлять всех переплачивать за товары и услуги, которые должны быть в несколько раз дешевле».
Некоторые, в том числе Коломойский, использовали голее грубые методы. В 2015 году Коломойского сняли с должности губернатора после того, как он якобы отправил вооруженных людей для захвата штаб-квартиры украинской нефтяной компании «Укрнафта», в которой у него был достаточно крупный пакет акций. Сам он утверждал, что это были всего лишь охранники.
Коломойский заявил, что государство, будучи основным акционером, обманом лишает его и его делового партнера Геннадия Боголюбова доходов от деятельности компании. Он подал иск в Международный суд, но проиграл.
Решение трибунала, вынесенное в 2021 году, – репортерам Financial Times удалось ознакомиться с его неотредактированной версией – содержит изобличающее описание деловых методов Коломойского.
Суд отказался удовлетворить иск Коломойского, поскольку пришел к выводу, что Коломойский и Боголюбов захватили административный контроль над компанией «Укрнафта» посредством «взяток и коррупции», в том числе перечислив 100 миллионов долларов в Фонд Леонида Кучмы, который тогда был президентом.
Получив управленческий контроль над «Укрнафтой», они стали подписывать контракты на продажу дешевой нефти и газа другим принадлежащим им предприятиям, что стоило нефтедобывающей компании миллиарды долларов. Суд заявил, что не может точно определить масштабы убытков, но «убежден, что эти контракты были мошенническими». Коломойский отказался прокомментировать дело «Укрнафты» и решение суда по нему.
Неудобные отношения
Зеленский с большим перевесом победил Порошенко на выборах 2019 года, пообещав решить проблему взяточничества. Однако его неоднозначные отношения с Коломойским поначалу вызывали немало сомнений в искренности его обещаний.
Канал Коломойского покупал популярные комедийные шоу Зеленского и активно продвигал его кандидатуру в ходе предвыборной кампании. После победы Зеленского Коломойский вернулся на Украину из добровольного изгнания. В начале своего срока президент назначил одного из адвокатов олигарха главой своей администрации.
Но новоиспеченный президент очень быстро почувствовал давление со стороны западных сторонников Киева, в первую очередь МВФ, которые требовали привлечь коррумпированных олигархов к ответственности. Они также настаивали, чтобы Зеленский как можно скорее провел чистку в банковской системе.
Крупнейший кредитор Украины ПриватБанк, совладельцами которого были Коломойский и Боголюбов, был национализирован в 2016 году после того, как регуляторы обнаружили дыру в его балансе на сумму 5,5 миллиарда долларов. Регуляторы утверждают, что владельцы банка перекачивали деньги вкладчиков в свои компании посредством тщательно замаскированных транзакций. Экстренная рекапитализация банка обошлась украинскому государству в сумму, эквивалентную 6% ВВП страны.
Учитывая ненадежность коррумпированной судебной системы на Украине, этот государственный банк пытается взыскать с бывших своих владельцев 1,9 миллиарда долларов плюс проценты в размере 2,5 миллиарда долларов в Высоком суде Англии.
В июне адвокат Коломойского сообщил Financial Times, что олигарх рассматривает это дело как часть «политически мотивированной кампании против него, которая началась с неправомерной экспроприации банка у него и его коллег-акционеров». Адвокат Боголюбова заявил, что тот «решительно отвергает обвинения».
Тем временем Коломойский подал несколько исков в украинские суды, чтобы добиться возврата права собственности. Поскольку МВФ, Соединенные Штаты и Евросоюз все чаще выражали беспокойство, Зеленский решил развернуться против своего бывшего союзника и в 2020 году добился принятия закона, который блокировал любые попытки дать обратный ход национализации компаний. Конечно, это было не уголовное преследование магнатов, которого добивались борцы с коррупцией, однако это стало первым ударом президента по олигархам.
Рост напряженности в отношениях с Москвой стал еще одной причиной действовать. В 2021 году украинские власти принялись за Виктора Медведчука, заморозив его активы и закрыв три телеканала, которые он контролировал.
Позже, в том же году, Зеленский совершил свой самый серьезный шаг в этом направлении, проведя через парламент антиолигархический закон. Бизнесмен, отвечающий трем критериям из четырех: состояние не менее 2,7 миллиарда гривен (74 млн долларов), владение монополией, участие в политике или значительное влияние в СМИ – обязан зарегистрироваться и задекларировать все свои активы.
Закон так и не был реализован в полной мере, но его влияние оказалось ощутимым: Порошенко передал право собственности на свои телеканалы их сотрудникам, а пророссийский депутат Вадим Новинский отказался от места в украинском парламенте.
Этот закон с самого начала вызывал множество споров, потому что право определять, кто является олигархом, а кто нет, получала не судебная власть, а исполнительная. Критики предупреждали, что правительство может использовать закон, чтобы выборочно преследовать своих оппонентов. Коломойский, например, сохранил свои телеканалы. «Это политика двойных стандартов», – сказал в этом году Порошенко в интервью Financial Times.
Венецианская комиссия, которая осуществляет проверку законов на их соответствие конституционным нормам, заявила, что закон «трудно согласовать с принципами политического плюрализма и верховенства закона, поскольку потенциально его можно использовать в политических целях». И Киев согласился его переписать.
Правительство Зеленского подвергается критике и в связи с захватом активов олигархов. В то время как национализацию долей в нефтедобывающей «Укрнафте» и нефтеперерабатывающей «Укртатнафте», принадлежащих Коломойскому и Боголюбову, можно оправдать, поскольку эти компании играют ключевую роль в военных усилиях страны, другие действия властей оказались гораздо более неоднозначными.
В октябре государственная исполнительная служба Украины заморозила 50,3% акций двух шахт, принадлежащих зарегистрированной на Лондонской бирже компании Ferrexpo, добывающей железную руду. Служба пытается добраться до активов олигарха Константина Жеваго – в настоящее время Украина добивается его экстрадиции из Франции, обвиняя его в мошенничестве.
Этот миллиардер, который на протяжении двух десятилетий был депутатом парламента и которому принадлежит один телеканал, владеет 49,5% акций Ferrexpo. Представители компании заявляют, что арест ее дочерних предприятий нарушает фундаментальный принцип корпоративной собственности и приносит убытки другим акционерам, в том числе BlackRock и Schroders. «Это способ навредить мне так, чтобы не нужно было думать об ущербе для инвестиционного климата», – сказал Жеваго.
Украинское правительство также сталкивается с критикой в связи с тем, как оно использует СБУ, чтобы преследовать олигархов и конфисковывать их активы. Это агентство национальной безопасности, которое подчиняется непосредственно президенту, обладает очень широкими следственными полномочиями.
В списке «приоритетных реформ» для Украины, который был составлен Соединенными Штатами в этом году и который просочился в СМИ, говорится, что Киеву необходимо ограничить полномочия СБУ таким образом, чтобы служба отвечала только за контрразведку, борьбу с терроризмом и кибербезопасность.
«Реформа СБУ должна быть в повестке, – сказала бывшая активистка Анастасия Радина, которая сейчас занимает должность председателя парламентского комитета по борьбе с коррупцией. – Речь идет о контрразведке. СБУ не должна превращаться во всесильный правоохранительный орган. У СБУ долгая история злоупотреблений следственными полномочиями».
Влиятельные украинские магнаты находились на вершине системы «узурпации государства», которая на протяжении десятилетий развращала украинских политиков, бюрократов и судей, поэтому, по словам борцов с коррупцией, наступление на олигархов приведет к огромному прогрессу в укреплении демократии и верховенства закона.
Однако, добавляют они, Украине необходимо разработать более системный подход, обеспечив качественную работу хорошо финансируемых и независимых регуляторов, а также беспристрастной и эффективной судебной системы, чтобы воспрепятствовать возвращению этих олигархов или попыткам «узурпировать государство» со стороны новых лиц, которые могут сколотить себе состояние во время войны или в период восстановления страны.
Еще одной проблемой является огромная власть, которой обладает команда собравшихся вокруг Зеленского советников, – они ни перед кем не отчитываются, поскольку это создает удобные возможности для торговли влиянием.
«Существует риск появления новых олигархов, благодаря связям с властью и посредством хищений, – объяснила Каленюк. – Чтобы предотвратить появление новых олигархов, необходимо создать крепкие институты. Нам необходимо завершить реформы судебной системы».
Глава киевского отделения неправительственной организации «Национальный демократический институт» Марцин Валецкий отметил, что на Украине до сих пор действуют слишком мягкие нормы касательно лоббирования, высокие верхние лимиты на корпоративные пожертвования в пользу депутатов и там нет ограничений на дополнительные доходы депутатов. Еврокомиссия сообщила, что одним из условий для начала переговоров о вступлении Украины в ЕС является ужесточение правил лоббирования.
По словам Вышлинского, «Украина, возможно, освободится от олигархов», однако предпосылки для формирования такой системы, которая способствует «узурпации государства», пока никуда не исчезли: «Вполне возможно, мы просто получим конкурентную коррупционную систему вместо монополистической».
Бен ХОЛЛ
Financial Times (Великобритания)