Черное небо – неофициальное название неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Как правило, они возникают при сочетании двух факторов – отсутствии ветра и повышенной влажности. В таких условиях в воздухе затрудняется рассеивание вредных примесей, ощущаются неприятные запахи. Когда вводится режим НМУ, рассылаются предупреждения на все местные предприятия с просьбой ограничить выбросы, иначе над населенным пунктом может возникнуть «химический» смог.
Жителей Волгаря, когда они начали заселять новостройки в районе, никто не предупреждал о своеобразном «черном небе», режим которого, по сути, у них тянется уже более семи лет. Пока зима, и окна закрыты, еще есть возможность хоть как-то сохранить нормальную атмосферу в квартирах. Но весна уже активно стучится в двери, а при плюсовой температуре держать окна закрытыми сложно. Попытка же проветрить помещение с помощью открытого окна в высотках Волгаря – практически «стопроцентная» гарантия того, что запах сероводорода может моментально наполнить квартиру.
«Ночью с открытыми окнами просто нереально спать, – рассказывает Марина, одна из экоактивистов Волгаря, – оскомина металла на зубах. Ты просто просыпаешься от этого ощущения и от вони». «Когда начинаются эти запахи, – добавляет ее пожилая соседка, – чувствую, что не могу ни встать, ни идти. Все лежим, умираем. Боимся».
А ведь Волгарь – район молодежный, здесь много детей как грудного, так и школьного возраста. И когда ребенок в очередной раз после такой вот ночной атмосферы жалуется на головную боль, родители невольно понимают, что причина «висит в воздухе». Превышение допустимых норм присутствия вредных веществ в воздухе порой происходит более 20 дней в месяц. После обращений и многочисленных жалоб жителей власти установили стационарный пост контроля атмосферы.
«Что интересно: заходишь в облако – воняет. Выходишь из него – не воняет, – пишет в соцсетях Константин Поколодин. – Пост фиксирует превышение ПДК в 31 раз – знаете, что такое ПДК? – это предельно допустимая концентрация, это когда единица – уже все… больше нельзя. А тридцать один – можно?» Отметим, что превышение ПДК в 31 раз – это еще не предел. Бывали случаи, когда ночью фиксировалось многократное превышение норм.
Жители Волгаря уже много лет проводят акции протеста как в своем районе, так и возле областной администрации. Пытались даже привлечь внимание «сверху», составив множество автомобилей в виде слова SOS. Власти реагируют, прошли встречи с администрацией, мэром Самары, областными властями и представителями промышленных предприятий. Да, были выставлены посты контроля, да, принято решение о высадке заградительной лесополосы – но проблема осталась. Причем ситуация смешная, все, включая власти, признают, что проблема есть. А исправить ситуацию никто не может. Только за девять месяцев прошлого года зафиксировано более тысячи случаев превышения ПДК.
«Раз вы официально говорите, что было превышение ПДК в десятки раз, – рассказывает первый секретарь Куйбышевского райкома КПРФ Оксана Романова, – тогда почему не введен режим ЧС, как это положено по закону? Почему не объявлена эвакуация жителей? Почему при более тысячи только зафиксированных превышений за прошлый год вы разрешаете продолжать застройку в районе, фактически терпящем экологическую катастрофу? При этом активно ведется постройка не только жилых домов, скоро откроется новая школа, строятся детсады. То есть вместо того, чтобы решить проблему, власти ее расширяют. Ведь та же школа, новые дома окажутся в той же зоне, где идет постоянное превышение ПДК».
Жители района обратились в суд с иском к государственным органам за их бездействие. В ходе заседаний присутствовали Роспотребнадзор, Росприроднадзор, представитель администрации Самары и Росгидромета, а также адвокаты промышленных предприятий. Ну и жители, не побоявшиеся дойти до суда в защите своего права дышать чистым воздухом.
«Это смелые люди, которые не просто жалуются в интернете, – рассказывает на своей странице в соцсетях Константин Поколодин. – Они поставили себе цель – сделать Волгарь лучше. И заставить работать заводы – по закону… Росприроднадзор говорит: «Мы проверяем предприятия, и то, что воняет в Волгаре, вне нашей компетенции. Мы проверяем только предприятия – потому иск к нам не относится. Просим отклонить». Роспотребнадзор – заявляет, что защищать интересы жителей не в их компетенции, у них нет информации от Росгидромета… Тридцатитысячный микрорайон травят – признают все. Но на предприятиях говорят, что это не они. Контролирующие органы открещиваются: «это не наша зона ответственности» – и перекидывают мяч друг другу. Но нас травят. А мы продолжим разговор с властями. Зачем вы нужны, если никто ни за что не отвечает?»
Иск отклонили. Но у жителей Волгаря и не было цели выиграть суд. Они изначально предполагали, что отклонят и его, и апелляцию, и в районном, и может, даже в верховном суде. Их цель – вывести эту проблему на федеральный уровень, создать общественный резонанс. Потому что местные власти, при всем желании и понимании проблемы, решить ее, видимо, не в силах.
Ситуацию прокомментировал депутат фракции КПРФ Самарской губернской думы Максим Федоров, работающий в комитете по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды.
«Были многочисленные отчеты, – рассказывает Максим Анатольевич, – постоянно дежурят переносные пункты. Запах там есть, но специалисты не могут определить его источник. При этом не надо иметь специальных знаний, чтобы понять, какие производства расположены недалеко от Волгаря. В нормах градостроительных правил есть такое понятие, как «роза ветров». Это диаграмма, показывающая преобладание ветров. Если мы сопоставим розу ветров, рельеф местности и нахождение производств – все станет понятно. В советское время там никогда не планировалась жилая застройка, она планировалась в другом месте. Сейчас же алчность застройщиков, чиновников безгранична. И понятно, что если построили большой микрорайон рядом с местом, где работает гигантский завод, будут жалобы. По правилам должны быть охранная зона и защитные лесополосы. Сейчас не XIX век, сейчас есть химические анализаторы, есть лаборатории. Поэтому источник найти нетрудно. Было бы желание».
Скоро наступит весна, и теплый воздух, наполненный ароматами воспрянувшей природы, станет первой ласточкой скорого лета. Люди ждут этого времени года с радостью. Десятки тысяч жителей Волгаря – с тревогой. Потому что любое проветривание помещений сводится на нет пресловутым превышением ПДК. Никто не обследует их и их детей, не пытается выявить, как жизнь с таким ПДК в течение многих лет повлияла на их здоровье и как повлияет на здоровье их детей. Все признают, что проблема есть, но решить ее не могут.
Редакция «Советской России» искренне надеется, что федеральные органы власти, контролирующие органы нашей страны, обратят свое внимание на ситуацию с Волгарем. Примут меры и помогут местным властям найти виновников выбросов и решить эту проблему. В Волгаре десятки тысяч жителей, граждан Российской Федерации, и они имеют полное право дышать чистым воздухом, как это закреплено в статье 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Евгений ФЕДОРИНОВ