Выступление в Госдуме от фракции КПРФ:
– Уважаемые депутаты Государственной Думы! Около 40 лет назад, во время «звездных войн», тогдашний директор ЦРУ заявил: кто владеет космосом, тот владеет миром. И, наверное, поэтому тогда, в конце 1991 года, поставленный Ельциным руководить правительством РСФСР Егор Гайдар первым делом запретил всем банкам России финансировать все предприятия ракетно-космической отрасли. Но нам тогда удалось через пару дней отменить этот запрет, но это факт. На кого он работал?
В 1992 году, после развала Союза, руководство отрасли смогло добиться создания «Российского космического агентства» и закона «О космической деятельности», что, в общем-то, позволило космонавтике избежать участи сознательно разрушаемого авиапрома. С тех пор статус космического агентства не раз менялся, пока не пришли к нынешней госкорпорации «Роскосмос».
Вот в 2015 году вот здесь вот, в зале, тогда вице-премьер Рогозин с энтузиазмом убеждал нас, что для отрасли это будет лучшая структура, создаваемая по образу «Росатома», коммерчески успешного. Приходится сегодня признать, что таким самодостаточным как «Росатом», «Роскосмос» не стал. Ну и, прежде всего, из-за резкого сокращения коммерческих пусков.
Поэтому космонавтика базируется сегодня, прежде всего, на бюджетных средствах. Хотя и тогда, когда еще были заказчики коммерческих запусков иностранных спутников, была создана сегодняшняя ситуация, на которую жалуются участники СВО, ведь запущенные нами тогда чужие спутники были перенаправлены их хозяевами на обслуживание ВСУ в интересах нашего противника.
Надо сказать, что разговоры о том, что это не наша собственность и мы ничего с этим сделать не можем, показывают только недальновидность тех, кто ранее заключал эти контракты. Надо впредь оговаривать, что при использовании спутника в ущерб нашей безопасности мы имеем право ликвидировать его, а как – это дело техники, это можно сделать.
Не надо забывать, что огромная доля задач «Роскосмоса» – это оборонзаказ, что крайне важно в условиях СВО. И с этим отрасль очень прилично, хорошо справляется, так как удалось сохранить предприятия и конструкторские коллективы, которые создают к тому же еще и одну из составляющих нашей ядерной триады – средства доставки. И разработка, и недавние успешные испытания ракета-носителя «Ангара-А5», и все линейки этих носителей служат и этой задаче.
За прошедшие годы значительно снизилась аварийность в отрасли благодаря жестким мерам по соблюдению технологической дисциплины.
Однако в решении задач обороны у нас есть слабое место – это производство спутников, необходимых для решения задач на поле боя. Их явно не хватает, и наладить их производство – это архисложная задача, о чем и говорил Юрий Иванович. Представляется, что в нынешних условиях, может быть, будет дешевле и быстрее построить новое современное предприятие по их выпуску, чем пытаться модернизировать старые, не предназначенные для массового выпуска спутников заводы. Понятно, что главным противником этого будет, как всегда, Минфин, с которым у оборонки и у «Роскосмоса» в последние тридцать лет идет борьба за выживание, но пора уже этому ведомству встать на реально патриотические позиции.
Теперь о самой космонавтике и, прежде всего, о пилотируемых космических полетах.
Мы являемся одной из трех стран, которые способны осуществлять пилотируемые полеты. Мы были первыми в этом деле, и сегодня не последние. Кстати, пилотируемая космонавтика долго была задачей «Роскосмоса» за счет запуска иностранцев на коммерческой основе, но сегодня это не так.
Американцы за это время создали уже два пилотируемых корабля взамен шаттлов, и в наших услугах не нуждаются. А мы летаем на старых, добрых, надежных «Союзах» и ракетах, созданных еще при Королёве, хотя и глубоко модернизированных.
Вот только что утвержден запуск пилотируемых кораблей, о чем говорилось, но есть основания, к сожалению, сомневаться в его реальности, ведь решение строить новый корабль, называемый сейчас ПТК, было принято в 2008 году взамен ранее разрекламированного «Клипера». Наверное, помните, это название было, «Клипер».
Заявляли, что это будет быстрее и дешевле. Ракетой-носителем определили «Ангара-А5М». Дата запуска был 2021 год. Потом первый запуск должен был быть в 2023 году, что сорвано. Сегодня монополист пилотируемой космонавтики НПО «Энергия» имени Королёва заявляет, что запустит корабль в 2027 году, но при условии, что, если «Роскосмос» даст им еще 20 миллиардов рублей, деньги умеют высасывать. Похожая история, к сожалению, может сложиться и с созданием новой станции. Учитывая всю предысторию, велики риски срыва и этих сроков, и мы можем оказаться без пилотируемых полетов на неопределенное время, ведь принято решение уйти с международной станции в 2028 году уже. Ну представляется, что причина здесь не только в отсутствии денег, я имею в виду корабль, а больше в том, что королевской фирмой, к сожалению, стал руководить очередной эффективный менеджер так называемый, перед этим удаленный, кстати, из авиапрома.
Пилотируемые корабли выводят ракеты, оснащенные двигателями фирмы «Энергомаш» имени Валентина Глушко. Именно двигатели «Энергомаш», продаваемые США, долго давали коммерческий доход «Роскосмосу» и позволяли «Энергомашу» успешно работать над новыми уникальными проектами. Сегодня этого дохода нет. И «Роскосмос», и мы должны сделать всё, чтобы сохранить это уникальное предприятие, ведь именно ракетам «Ангара-А5М» с их двигателями должны будут запускаться и новый корабль, и модули новой станции, на которых будут летать экипажи «Роскосмоса», подготовленные в центре подготовки космонавтов. В связи с этим считаем очень верным решением осуществленную несколько лет назад передачу ЦПК в ведение «Роскосмоса», это позволило прекратить многолетнюю межведомственную борьбу и конкуренцию при формировании экипажей и программ полета.
У «Роскосмоса» сегодня много проблем и задач, решение которых зависит, прежде всего, от руководства корпорации. И очень правильно, что сегодня корпорацией руководит человек, имеющий большой опыт работы в промышленности, и не только руководителем, но и военпредом на предприятиях оборонки.
Светлана Евгеньевна САВИЦКАЯ,
дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт