На просторах крутых –
БАМ, –
Это колокол наших сердец молодых!
Город Тында Амурской области 8 июля стал центром основных торжественных мероприятий, посвященных полувековому юбилею Байкало-Амурской магистрали.
А до этого в Якутии тоже чествовали ветеранов-первостроителей легендарной комсомольской стройки. Так, в городе Якутске 4 июля в Центре культуры и современного искусства имени Ю.А. Гагарина состоялось торжественное собрание, посвященное 50-летию строительства БАМа.
В торжестве приняли участие первостроители БАМа, в первую очередь бойцы отрядов «Якутский комсомолец» и «Юность Якутии». Как известно, их в свое время по комсомольским путевкам направили на строительство Малого БАМа. В зале также присутствовали ветераны транспортного строительства, работники АК «Железные дороги Якутии» и представители общественности республики.
На собрании выступил лидер коммунистов Якутии, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по культуре и связи со СМИ Виктор Губарев, который в 70-е годы возглавлял комитет комсомола Колымо-Индигирского авиапредприятия, затем Нижнеколымский райком комсомола. Виктор Николаевич сердечно поздравил всех комсомольцев, которые принимали участие в строительстве БАМа и АЯМа. Он подчеркнул, что бамовцы вписали «в биографию планеты» свою строку, внеся огромный вклад в развитие транспортной инфраструктуры республики и страны.
– Строительство железнодорожной магистрали проходило в сложнейших климатических и природных условиях. И по масштабам ему не было и нет равных во всем мире, – сказал Виктор Губарев. – А для нашей республики – это и строительство Малого БАМа (южный участок Амуро-Якутской магистрали от Транссиба до Беркакита и Нерюнгри был сооружен к 1979 году. Центральный участок АЯМа – от Нерюнгри до города Томмота построили к 2004 году. А северный его участок, сданный в эксплуатацию к 2011 году, до поселка Нижний Бестях соединяет центральные районы республики и город Якутск с железнодорожной сетью России. – Прим. авт.). Бамовцы проложили более 4000 километров дороги по непроходимой и необитаемой местности. В строительстве принимали участие около двух миллионов человек – посланцы со всех 15 союзных республик. Успех достигнут благодаря героическому труду советских людей, в первую очередь молодежи.
Как известно, XVII съезд ВЛКСМ, проходивший с 23 по 27 апреля 1974 года, объявил строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Величайшую страницу в строительство БАМа вписали отряды «Якутский комсомолец» (1974) и «Юность Якутии» (1977). Мы помним, как на стройку века комсомольский отряд провожали с Ярославского вокзала Москвы всей страной.
В своей речи Виктор Губарев еще раз подчеркнул значение БАМа. Это:
– широкомасштабное хозяйственное освоение Дальнего Востока и Севера России;
– создание прочных связей со странами Востока (Китай, Япония, Корея);
– развитие экономики Сахалина и Курильских островов;
– геополитическое, в том числе военное, значение БАМа.
Остановившись на сегодняшнем дне, он заметил, что модернизация БАМа и Транссибирской магистрали входит в долгосрочную программу развития Российской железной дороги (РЖД). Развитие Севморпути и Транссиба с БАМом имеют очень большие перспективы. Сейчас используется опыт строительства БАМа. Прежде всего это системный подход к планированию; экономика освоения крупных месторождений вблизи БАМа; мобилизация всех имеющихся ресурсов: людских и производственных.
Завершая свое выступление, Виктор Губарев отметил, что 50-летие БАМа – праздник, который отмечается во всех бывших союзных республиках Страны Советов. Это пример того, как в годы советской власти уровень производительных сил, ответственность и чувство, что твой труд вливается в улучшение уровня жизни населения, давали высокие результаты.
Мы все, первые секретари райкомов и горкомов комсомола республики, Андрей Федотов, Любовь Агеева, Александр Павлов, Александр Ким, Афанасий Мигалкин, Александр Сон (к сожалению, всех не перечислишь), в постоянном режиме занимавшиеся направлением комсомольцев на строительство БАМа, в 1986 году по заданию Якутского обкома ВЛКСМ побывали в самом молодом городе страны Нерюнгри, поселках Чульман, Беркакит, а также в городе Алдане и интересовались условиями работы, жизни и быта бамовцев, их проблемами для принятия оперативных решений. Мы тогда воочию увидели, что Байкало-Амурская магистраль – это дорога в будущее. Она подарила жизнь Амуро-Якутской магистрали, частью которой является железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск.
Сегодня мы гордимся, что наш комсомольский товарищ Василий Шимохин, в 80-х годах руководивший штабом ЦК ВЛКСМ на Всесоюзной ударной комсомольской стройке железной дороги, много лет успешно трудится генеральным директором Акционерной компании «Железные дороги Якутии». Василий Александрович стабильно обеспечивает перевозку пассажиров и грузов для нужд Республики Саха (Якутия) – самого большого региона страны.
Кульминацией праздника, посвященного полувековому юбилею БАМа, стало выступление легендарного вокально-инструментального ансамбля «Пламя» и других ярких творческих коллективов. В этот вечер они исполнили незабываемые бамовские песни, которые полюбились всем советским людям.
Юбилейные мероприятия 6 июля подхватил город Алдан. Первостроителей поздравили вокально-инструментальный ансамбль «Пламя», Александр Иванов и группа «Рондо», Ирина Круг и Александр Круг, внук легендарного певца Эдуарда Хиля – Эдуард Хиль и другие известные артисты и творческие коллективы.
В этот же день со станции Нижний Бестях в Тынду отправился юбилейный поезд, пассажирами которого стали строители БАМа и АЯМа из Якутии. По пути в столицу БАМа состав сделал остановки на станциях Томмот, Алдан и Нерюнгри.
Пользуясь случаем, мы желаем бамовцам крепкого здоровья, счастья, мира и благополучия! Слава строителям Байкало-Амурской магистрали!
Галина МОХНАЧЕВСКАЯ
Фото из архива автора. Виктор Губарев (второй слева)с активом рескома