С этим девизом Махмуд Эсамбаев прошел по жизни, как великий артист-танцор, общественный деятель и семьянин. Лично с М. Эсамбаевым познакомился на III съезде КПРФ, который проходил в Москве в Колонном зале 21–22 января 1995 года. Он сидел вместе с Г.А. Зюгановым в центре первого ряда в ожидании открытия форума. Его невозможно было не узнать: на голове у него была папаха. Представился ему… Своим присутствием на съезде КПРФ, авторитетом всемирно известного танцора он, конечно, возвысил партию коммунистов. Его появление на трибуне было встречено бурными аплодисментами делегатов… (В блокноте я старался воспроизвести каждое его слово.)
Он начал свое выступление со слов, что сейчас он на Кремль смотреть не может.
– Три «бычка» во главе с Ельциным собрались, напились и решили разделиться. Ни культуры, ни уважения к своему народу. Я говорил Ельцину в присутствии всех его помощников, не приставайте к моему народу. Он такой же великий, как и другие народы. Только по численности меньше. Что сотворил Ельцин с нами, это не могло присниться даже в кошмарном сне. Да, по приказу Сталина наш народ был депортирован в Среднюю Азию. Но тогда такого урона чеченский народ не понес. Грозный не бомбили советские самолеты. Советская артиллерия не расстреливала в упор города и поселки, превращая в руины. Многие из чеченских переселенцев обустроились на новом месте: получили работу и образование. Я там стал народным артистом Советской Социалистической Республики Киргизии. Лучше Ельцин, как Сталин, нас депортировал бы, чем своими бездумными решениями принести столько горя чеченскому народу. Ведь чеченцы, любой другой народ, – это же наши люди. И вот сделали его чужим. Думайте, окружение Ельцина относится к русскому народу лучше? Расстрел «Белого Дома» из танков на глазах всего мира, зная, что там есть женщины и дети. Им все сошло с рук. Поверьте мне, их ждет кара, будет суд, такой же, как над нацистами. Конечно, я не говорю, что чеченцы ведут себя хорошо. Нет. Как сейчас можно торговаться из-за нефтяной «трубы»? Пусть будет проклята эта нефть. Люди голодные. Город Грозный разбит полностью. В каком состоянии Грозный: втроем встать – потанцевать негде. Зюганов говорит правду. Возле него прекрасные люди: Говорухин, Губенко… Я им верю. Нет ни моей квартиры, ни квартиры моей дочери. Надо не трубу строить, а квартиры. Не ругаться с Россией, а дружить. Русский язык – это язык всей нашей страны. Все национальности знают его. Чеченцы говорят по-русски не хуже самих русских. И другие народы не хуже. Я – чеченец. Моя семья была в ссылке. Но я потрясающий россиянин! Меня одинаково понимают на Ямайке и в моем родном селе Старые Атаги. Танец могут не понимать только те, у кого нет глаз. Ведь душа каждого человека открыта для танца. Советский артист – это всегда звучало гордо. И это накладывало большую ответственность. Я все деньги отдавал своей стране – СССР. Имея школьную справку, я сейчас академик двух академий. Если бы я начинал новую жизнь, я бы прожил ее так же. Со ссылкой, со всем… Живу с внутренним хаосом, без радости…. Без почвы под ногами. И так живут почти все: и рабочие, и военные, и учителя.
15 июля 1924-го года в многодетной чеченской семье Алисултана Эсамбаева (отец) и Бикату (мать) родился сын Махмуд, который научился танцевать прежде, чем ходить. Любовь к танцам у народов Кавказа передается с молоком матери, и тех, кто не умеет танцевать, там характеризуют несостоявшимися людьми. С малых лет мальчик восхищал окружающих своим талантом, пластикой и задором. Тогда никто не мог предположить, что какое-то время юный танцор станет известным всему миру. Рано покинувшая сей мир мать Махмуда Эсамбаева говаривала родным: ребенок был настолько подвижным, что не мог усидеть у нее на руках, стараясь двигаться, словно танцуя. В пять лет малыша сажали на ослика и возили по сельским свадьбам. Так что в ближайшей окрестности не оказалось ни одной свадьбы, где бы не бывал юный танцор. Однако отец М. Эсамбаева был категорически против того, чтобы сын в качестве основной профессии выбрал танец. К танцу он относился как к красивому кривлянию, которое никак не поможет выбиться в люди и прокормить его в последующей жизни. Он хотел, чтобы его Махмуд стал юристом. Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, выражавшийся в запирании его в доме и спрятанной одежде. Если поразмышлять, то через такую стезю прошло большинство выдающихся деятелей искусства, творчески одаренных людей. Вспомним, как с малых лет П.И. Чайковский бредил музыкой, желая ее не только слушать, но создавать. Как его отец противился желанию сына стать музыкантом, призывая его учиться на юриста. Однако тяга к музыке взяла свое. Получив высшее юридическое образование, тем не менее, он забросил карьеру юриста и поступил в Московскую консерваторию и стал всемирно известным композитором, прославив русскую классическую музыку. Или судьба царя-баса Ф.И. Шаляпина. Его отец считал, что Федя должен быть сапожником. А он, сопротивляясь наставлениям отца, в 15 лет сбежал из семьи. Поступил в бродячую оперную труппу и в конечном итоге достиг мирового признания как вокалист. Кажется, сама судьба указывала Махмуду нужный путь. В 1934 году посетила Чечню выдающаяся советская актриса Л. Орлова, которая, увидев танец талантливого ребенка, в беседе с ним предсказала ему великое будущее. Встреча с ней еще сильнее укрепила в нем желание в выборе будущей профессии. Немалую роль в творческом становлении М. Эсамбаева сыграла его мачеха. Рано овдовев, отец женился на одесситке Софье Михайловне, которая не просто заменила Махмуду мать, а стала его наставником, другом и ангелом-хранителем, весьма обожавшая своего приемного чеченского сына и звавшего ласково Мойшей. Именно Софья Михайловна стала одним из тех людей, кто поддержал Махмуда на его трудном пути к большому танцу. Даже тогда, когда отец ушел от нее к другой женщине, Махмуд остался с ней, со своей еврейской мамой. О своей второй маме в воспоминаниях он писал: «Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять». В отличие от отца, Махмуд обладал постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности и в будущем доктора по специальности Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17 лет. Обращаем внимание, что в наше время, когда в постперестроечное время разгорелись националистические страсти, такого рода браков стали меньше. В советское время браки на межнациональной основе были довольно часты, поскольку представитель любого народа в СССР, прежде всего, воспринимал себя советским человеком. Если в СССР каждая 6-я семья формировалась на межнациональной основе, то в сегодняшней России – каждая десятая.
В это же время М. Эсамбаев против воли родителя (удивительный поступок с точки зрения традиций кавказских народов – непослушание отцу) тайно посещал занятия в хореографическом кружке при Грозненском дворце культуры. В 1939 году он поступает в училище хореографии в г. Грозном и вскоре становится солистом-танцором Государственного ансамбля песни и танца Чечено-Ингушской АССР. М. Эсамбаев вспоминал: «Когда я принес домой первые немалые деньги, то папа подумал, мол, я их украл. Пришлось вести его к руководству труппы. Отец потом долго возмущался: что за дела, какие-то кривляки на сцене зарабатывают в пять раз больше, чем спины не разгибающие рабочие заводов».
В 1941–1943 годах М. Эсамбаев танцовщик Пятигорского театра музыкальной комедии, участник фронтовых бригад, выступал перед солдатами на линии фронта, строителями оборонительных сооружений, в военных госпиталях. В те годы он дал на передовой более 400 концертов. Был тяжело ранен осколком в ногу. Встал вопрос об ампутации ноги, но он не согласился, написав расписку-отказ со словами «Я больше ничего не умею делать, кроме как танцевать». Вернувшись домой с передовой, родная бабушка исцелила его народными средствами. За месяц он восстановился и снова начал не только нормально ходить, но и танцевать. Начальник госпиталя, увидев Махмуда на обеих ногах, да еще и танцующим, сказал: «Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете». Позже М. Эсамбаев был удостоен награды Ордена Отечественной войны 2-й степени.
На момент начала депортации чеченцев и ингушей он находился в Пятигорске. Ему было предложено остаться жить и работать в этом городе. Однако он отверг это предложение и отправился в ссылку добровольно. За ним в ссылку добровольно отправилась его мачеха. Со слов М. Эсамбаева, она говорила ему: «Мойша, я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко». В 1944–1946 годах он руководил кружком народного танца и вел уроки бального танца в доме культуры посёлка Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области Киргизской ССР. Стоит отметить, что на территории, где находились сосланные чеченцы, они обязаны были каждую неделю приходить в милицию и расписываться. Махмуд посчитал это унизительным для себя, поскольку он добровольно здесь оказался, и в милицию не пошел. Его тут же арестовали и выслали в дальнее поселение. Там он мог затеряться, погибнуть, но друзья по искусству настоятельно советовали Махмуду послать письмо Сталину, мол, вождь справедлив и поможет. В конце концов Махмуда уговорили, и он написал Иосифу Виссарионовичу в Кремль, рассказал о себе, своих заслугах. Удивительно, но вскоре письмо вернулось адресату за подписью самого вождя: «Не трогать. Вернуть. Сталин». Только тогда М. Эсамбаев смог вернуться во Фрунзе и беспрепятственно полностью заняться любимым делом. В 1946–1956 годах – ведущий артист Киргизского театра оперы и балета во Фрунзе. С его пребыванием в театре киргизская хореография преобразилась. Махмуд исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева, танцы в оперных спектаклях. В зрительном зале отдельное место неизменно принадлежало матери Махмуда Софье Михайловне. Именно в тот период М. Эсамбаева получил звание Народного артиста Киргизской ССР, затем стал народным артистом еще в семи советских республиках и, наконец, Народным артистом СССР. В 1950-е годы он оставляет академическую сцену, обратившись к народному танцу. С 1957 года – солист филармонии Чечено-Ингушской АССР.
Саид-Абдул Эсамбаев – президент Всемирного благотворительного фонда Махмуда Эсамбаева, рассказывая о творческом пути М. Эсамбаева, отмечает: «Его рывком к вершине стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году, куда дядю пригласили участником. Чтобы поехать в столицу, даже надеть-то особо нечего было. Жена дяди продала ковер и швейную машинку. Но еще и бабушка наша продала корову и материалы из заветного сундука. Так и справили ему костюм». Всемирный молодежный фестиваль принес танцору лидерство в двух номинациях и первые золотые медали. Но самым важным было народное признание и знакомство со знаменитым балетмейстером Большого театра великой Галиной Улановой. Увидев его, она, как член конкурсной комиссии, при обсуждении его номера на сцене, заявила: «Такие таланты, как Эсамбаев, рождаются один раз в тысячелетие». После фестиваля М. Эсамбаев, окрыленный признанием, решает расширить репертуар и начинает профессионально заниматься танцами народов мира. Он понимает, что такой танец сначала необходимо прочувствовать, а только потом исполнить его технически. Он понимал: душу народа вложить в несколько минут движений не так-то просто. И на этом новом поприще мастерство великого танцора засверкало новыми гранями. В 1959 году выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» посетил с гастролями Францию и страны Южной Америки, где имел оглушительный успех. После зарубежных гастролей решил организовать свой уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский-бхаратнатьям), ритуальный «Танец огня» на музыку М. де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский), «Охотник и орел» (монгольский), «Павлин» (перуанский), «Свободу Африке» (африканский), «Бамбука» (колумбийский), «Негритянский танец», танцевальные сценки: «Еврейский портняжка», «Автомат», танцевальная новелла «Аве Мария» на музыку Ф. Шуберта и др. Всего за годы танцевальной карьеры исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр. Любимым его номером после, конечно, чеченской лезгинки, был 9-минутный индийский «Золотой бог», который маэстро постиг поистине молниеносно – за 20 дней. Используя свой, от природы данный ему дар и неповторимую мужскую грацию, в театре танцев ему не было равных. Ни один актер не мог повторить его танцевальные композиции. Мало кто знал, что во время репетиции, М. Эсамбаев пользовался секундомером, чтобы выверить каждое движение, придав ему нужную пластичность и эффектность. Со своей программой «Танцы народов мира» он покорил не только Россию, но и весь мир. Его понимали в каждой стране: он так виртуозно исполнял национальные танцы народов мира, будто говорил с каждым представителем народа на его родном языке танца. Его искрометные, непревзойденные хореографические новеллы завораживали зрителей на сценических площадках всего мира. Меломаны танца, искусствоведы и друзья называли его «Паганини танца», «Чародей танца», «Бог танца», «Мыслитель в танце», «Шаляпин в танце», «Легенда ХХ века».
«Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра – это маленький законченный балет», – восторженно отмечал известный советский балетмейстер Большого театра Юрий Григорович. Советские режиссеры А. Мкртчян и Л. Попов, зная магнетизм его танца, пригласили М. Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтической киноленте «Земля Санникова» по сценарию М. Захарова. – на роль злого шамана. Махмуд своими па буквально вводил в транс всю съемочную группу. Все пляски дикарей он ставил, между прочим, лично сам.
Он был настолько любим и авторитетен среди советских людей и в мировом сообществе, что ему дозволялось не снимать папаху, которую он называл «моей короной», на приемах и в общественных местах. Он не снимал ее на встречах с главами государств, но всегда был без нее перед ветеранами Великой Отечественной войны в знак глубочайшего преклонения перед ними за их подвиги в защите советского государства в войне с немецкими фашистами.
Однажды, в бытность народным депутатом СССР, его папаха произвела беспрецедентное и очень заметное впечатление на руководителя страны Л.И. Брежнева. Это произошло во время одного из заседаний в зале Верховного Совета СССР с участием Л.И. Брежнева. Он, увидев папаху М. Эсамбаева, в шутку, под горячие аплодисменты народных избранников, сказал: «Махмуд здесь, пора объявлять сессию открытой!» Да и сам М. Эсамбаев по жизни обладал немалым чувством юмора. Например, однажды его спросили: «Махмуд Алисултанович, вы такой великий человек. Почему у вас нет телохранителей?» Он взглядом всех окинул и в ответ спросил: «А где вы видите тело?» Уже в преклонном возрасте Махмуд шутил: «Это сейчас у меня телосложение, а в молодости было теловычитание». А шутка прозвучала из его уст, когда ему один из поклонников его искрометного таланта задал вопрос: «Самая ваша заветная мечта?» После высказанной шутки он всерьез сказал: «Хоть один раз в жизни досыта наесться. Чтобы понять мое желание, попробуйте поститься изо дня в день, на протяжении всей жизни. Чтобы легко танцевать, нужно всегда очень строго соблюдать диету». Закончив сценическую жизнь, а это произошло в 70 лет, только тогда он позволил себе осуществить заветную мечту с детства: досыта наесться.
В течение 35 лет он избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР (1958, 1962), РСФСР 8-го созыва и СССР 10-го и 11-го созывов. Когда у него была встреча с избирателями, один из журналистов задал ему такой вопрос: «Махмуд, скажите, пожалуйста, а какова ваша платформа?». Он так ответил: «Платформа бывает на вокзале. Моя платформа – это делать людям добро постоянно. Сколько я могу, я буду делать, если даже вы меня не изберете». Являясь народным депутатом, он успевал помочь практически каждому обратившемуся к нему избирателю или представителям предприятий и организаций, расположенных на территории его избирательного округа. Так, при личном содействии Махмуда Алисултановича в Грозном были возведены новые драматический театр и цирк. Поскольку он являлся народным депутатом в советское время, то он, как настоящий слуга народа, решал нужды людей не за министерскую зарплату в 500 тыс. рублей + многочисленные льготы, а на общественных началах.
М. Эсамбаев считал, что он в своем роду станет долгожителем – как его отец, скончавшийся в 106 лет. К сожалению, здоровье великого мэтра танца подкосила война на родине. С началом горбачевской перестройки в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались различные националистические движения. Одной из таких организаций стал созданный в 1990 году Общенациональный конгресс чеченского народа, выступавший за выход Чечни из состава СССР и создание независимого чеченского государства. Его возглавил бывший генерал советских Военно-воздушных сил Д. Дудаев.
По приказу президента РФ Б. Ельцина с 1 декабря 1994 года начались боевые действия на территории Чечни и в приграничных регионах Северного Кавказа между войсками России (ВС и МВД) и непризнанной «Чеченской Республикой Ичкерия» (террористическая организация, запрещена в РФ) с целью восстановления российской власти на территории Чечни. Российская авиация нанесла удар по аэродромам Калиновская и Ханкала и вывела из строя все самолеты, находившиеся в распоряжении сепаратистов. В середине декабря федеральные войска начали артиллерийские обстрелы пригородов Грозного, а 19 декабря был нанесен первый бомбовый удар по центру города. В ходе бомбовых ударов оказалась разрушенной грозненская квартира Махмуда Алисултановича, погибли все награды и сценические костюмы, хранившиеся в музеях г. Грозного. Сам Махмуд вынужден был переехать в Москву. Он очень болезненно переживал события в 1995 году. М. Эсамбаев всю жизнь проповедовал идею единения людей разной веры, разных взглядов и разных национальностей. Его искусство примиряло, объединяло и возвышало. На одном из торжественных приемов он, произнося тост, публично провозгласил: «Пусть сдохнут все, кто эту войну начал, – так говорил о самом военном конфликте Махмуд Эсамбаев. – И тот, кто за такое не выпьет». При встрече с Д. Дудаевым, когда тот сказал ему: «Дай я обниму твое львиное тело». В ответ прозвучало: «Ты мое тело так не называй, я не кошка. Ты лучше мой народ оставь в покое и вернись туда, откуда пришел. Я всегда был, остаюсь и всегда буду со своим народом».
Узнав о теракте банды басаевцев в Буденновске, в ходе которого погибли более 230 человек из числа военных и гражданских лиц и полторы тысячи людей были взяты в качестве заложников, М. Эсамбаев на весь мир заявил: «Будучи настоящими чеченцами, люди на такие поступки не идут. А люди, которые называют себя чеченцами, не будучи чеченцами, всегда нас подводили, и если эти подонки, которые пошли с оружием на женщин и детей, называют себя чеченцами, тогда, конечно, стыдно быть таким чеченцем. Но мой народ не такой. Поэтому я всегда был, остаюсь и всегда буду с ним».
Принимая близко к сердцу происходящие трагедии на чеченской земле, глубоко переживая за судьбу своего народа, за безопасность родных и близких, за вопиющую несправедливость со стороны лидеров чеченских сепаратистов и ельцинской власти, М. Эсамбаев получил инсульт. Легендарный танцор ушел из жизни 7 января 2000 года, на 76-м году жизни.
Сегодня в Чечне воцарился мир, и чеченский народ обустраивает свою жизнь в соответствии с Конституцией РФ. Там помнят и чтят великого земляка. Его именем назван обустроенный прекраснейший пешеходный проспект-бульвар в самом центре Грозного, который стал любимым местом для гуляний горожан и гостей чеченской столицы. Ежегодно проводится Международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, на который съезжаются лучшие танцоры мира. В честь М. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года астрономом Людмилой Черных. Скульптор А. Темирханов изготовил монумент М. Эсамбаева, который установлен у здания Республиканского центра культуры и искусств. Присутствовавший на открытии памятника министр культуры Чечни Д. Музакаев отметил: «Он был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму, никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена, и всегда гордо носил национальную папаху».
В.И. КОРНИЛОВ,
к.э.н., доцент,
лауреат премии «Слово к народу»
г. Ярославль