Палех из Октября

«И снова на черном, на глянцевом фоне

Рождаются с красными гривами кони»…

Искусство Палехской лаковой миниатюры вспыхнуло, как факел, практически одновременно с началом строительства нового общества, построенного на началах социальной справедливости. Инициированное буревестником революции Максимом Горьким, работавшим когда-то в артели палехских иконописцев в Нижнем Новгороде, это искусство поддерживалось Советским государством на протяжении всего времени существования СССР и было признано во всем мире. Государством были построены здания Палехского художественного училища, музея, художественных мастерских, о которых раньше приходилось только мечтать. Но грянула перестройка…

С разрушением СССР художники Палеха сначала пользовались повышенным вниманием западных дельцов от искусства, скупавших их творения за бесценок. Кто-то занялся иконописанием, кто-то откровенным китчем…

Когда художники поняли, что миниатюра деградирует, что рыночные отношения не гарантируют ее развития и обогащения новыми шедеврами, они снова объединились в Союз.

В конце этого года искусству палехской лаковой миниатюры исполняется 100 лет.

Помещение конференц-зала Ивановского обкома КПРФ в прошедшую субботу, 12 октября, с трудом вмещало желающих участвовать в знаменательном событии – презентации альбома «Палех. Искусство, рожденное революцией». Альбом выпущен Палехским отделением Союза художников России при активном содействии Ивановского обкома КПРФ и при поддержке лидера парии Г.А. Зюганова.

Ведущая церемонию презентации книги помощник депутата Ивановской областной думы О.В. Суверина напомнила присутствующим имена художников-основоположников палехского искусства лаковой миниатюры, раскрыла его отличительные стилистические особенности. В ходе повествования был показан документальный фильм об истоках искусства Палеха, его технике, который задал тональность вдумчивого разговора, с элементами восхищения и признательности творчеству многих поколений художников, отдавших свою жизнь высокому служению делу своих предков.

Отметив огромную роль в сохранении традиций Палехского отделения Союза художников России под руководством В.С. Макашова, Ольга Суверина отметила большой вклад КПРФ в поддержку культуры и предоставила слово члену ЦК КПРФ, первому секретарю Ивановского обкома партии А.Д. Бойкову.

Он, извинившись за тесноту помещения, сказал, что данное событие – презентация книги, посвященной 100-летию искусства палехской лаковой миниатюры, – должно было бы греметь на всю Ивановскую область, если мы говорим о развитии культуры, о развитии нашего региона. Он поблагодарил товарищей из Палеха за возможность участвовать в подготовке этого уникального издания. Александр Дмитриевич также отметил, как важно, чтобы государство поддерживало художников Палеха и максимально участвовало в дальнейшем развитии этого направления. Поздравив палешан с замечательным юбилеем, Александр Бойков пожелал им, чтобы их искусство никогда не теряло своей духовности.

Следующее слово было предоставлено В.С. Макашову – председателю Палехского отделения Союза художников России, лауреату Государственной Премии России, награжденному Золотой медалью Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство», Золотой Пушкинской медалью, медалью Союза художников России «За заслуги в изобразительном искусстве», почетному гражданину Палеха (удостоен звания в этом году) – душе проекта.

Василий Семенович рассказал о том, как создавалась книга, задуманная еще в 2022 году. Хотелось сделать книгу эпохальную, отражающую разные этапы развития Палеха. Была создана комиссия по отбору работ, которая задала высокую планку профессиональных требований к миниатюрам, включаемым в издание. Союз художников – организация некоммерческая. Этим обусловлено то, что в Союзе художников нет непрофессионалов. Культура является стержнем развития общества, от нее зависит его благополучие во всех направлениях деятельности.

– Из множества работ, представленных на суд комиссии, – отметил Василий Семёнович, – были выбраны по три-четыре самых лучших, «ударных», работ, наиболее точно и ярко характеризующих творчество каждого художника. Мы выбирали работы не по годам создания, а по их качеству. Альбом открывается одной из первых работ, написанных И.И. Голиковым в 1923 году на фотографических ванночках, найденных им в Москве, «Адам в раю».

Сюжеты многих работ палешан были взяты из любимых ими литературных произведений Максима Горького. Сами из народа, авторы отражали в миниатюрах всю его жизнь во всех ее проявлениях – и первый трактор, купленный для крестьян на деньги, заработанные художниками, и гуляния на любимой речке Палешке, и Великую Отечественную войну, и послевоенный подъем культуры, сельского хозяйства, экономики, и первый полет в Космос советского человека. Традиционными являются в палехской миниатюре исторические сюжеты и современная тематика. В советские годы даже были специальные задания на современную тематику.

Сегодня таких работ практически нет – особенно нечего воспевать в нашей рыночной действительности, и радоваться нечему. Много разорений. Палеха они коснулись утратой художественных мастерских. Коллектив Палехского отделения Союза художников России насчитывает 73 человека. Молодежи в нем немного, их сейчас трудно сподвигнуть на большие творческие дела. Но я рад, что у нас сложился коллектив единомышленников, на которых могут равняться молодые. И сейчас я могу уверенно сказать: у нас создаются высокохудожественные произведения, как это было в советские годы, но заметно меньше. По большому счету, палехское искусство лаковой миниатюры гибнет. И без государственной поддержки лет через десять Палеха как искусства может не быть. Самым молодым в нашем коллективе далеко за сорок лет.

В альбоме два раздела: «Основоположники Палехского искусства» и «Продолжатели традиций Палехского искусства». Возле имени каждого художника дается перечень наград и званий.

Василий Семёнович представил членов отборочной комиссии: своего заместителя А.В. Федотова, потомственного художника, а также С.Г. Великанова и В.И. Богданова.

Андрей Валентинович Федотов поведал собравшимся о том, что выставки «Искусство Палеха», проходящие в разных городах нашей страны, включают иконопись и современную миниатюру. В чем тонкость? Современное искусство имеет своим истоком технологии и приемы письма иконописи, и оно их сохранило. Эти сохраненные в советское время технологии письма сейчас используют иконописцы.

В 80-е годы в Палехское художественное училище приехали поступать 20 человек из Узбекистана. Министр культуры объяснил это тем, что их иранские миниатюры старше палехских на 600 лет, но были утрачены все приемы письма и технологии. И они приехали у нас это перенять.

В.С. Макашов напомнил о том, что вместе с КПРФ были выпущены несколько изданий, посвященных искусству Палеха: Альбом «Искусство Палеха – сокровище мировой культуры», раскраски для детей «Былины», большой перекидной календарь на текущий год.

Василий Семёнович особенно отметил, что люди в КПРФ понимают значение культуры, идут в правильном направлении, и выразил надежду на будущую совместную работу.

О.В. Суверина представила еще двоих приехавших на презентацию палешан – Светлану Александровну Парамонову и руководителя краеведческого отделения Ольгу Станиславовну Субботину. Затем она предоставила слово О.Г. Колбашову, председателю Ивановского отделения Союза художников России.

Олег Георгиевич оптимистично заявил, что сгусток творческой энергии в таком маленьком городке – как ядерный реактор, постоянно генерирует всплески:

– Там замечательная школа – когда заходишь в училище, попадаешь в храм искусства. Там немногочисленные выпуски – человек 13–15 в год. Закономерность рождения искусства Палеха Революцией в том, что артельность художников выплескивала искусство в массы. Сколько было монументальной живописи в советское время!

Там великолепнейшая школа русского реалистического искусства, выпускают художников-профессионалов. Они свободно владеют сюжетной многофигурной композицией и на маленьком пространстве пластины, и на больших плоскостях стен. Государству необходимо подумать над сбережением этого бриллианта русского искусства мирового значения.

Политические сдвиги, история – всё отражено в этом искусстве, имеющем истоки в китайской, иранской миниатюрах.

Олег Георгиевич выразил уверенность, что у палехского искусства всё впереди, и появятся молодые художники, которые будут отражать современную действительность с таким же мастерством, как старшее поколение.

Юрий Васильевич Орлов, председатель правления Ивановского отделения Союза писателей России, в своем выступлении отметил, что с большим пиететом относится к деятельности КПРФ, которая регулярно направляет гуманитарные конвои в Донбасс, издает значимые для Ивановской области книги:

– Ивановский обком КПРФ в лице А.Д. Бойкова не только художников, но и писателей активно поддерживает. Между творческими союзами и КПРФ сложились естественные контакты. СВО дала патриотический подъем в нашем обществе. Как говорил А.С. Макаренко, воспитывает каждый метр нашей территории. То, что делает сейчас КПРФ, издавая книги по искусству Палеха, это и есть воспитание патриотизма, истинного патриотизма. Умалить эти работы никак нельзя. Выражаю здесь публично не только личное расположение, но и от своих собратьев по перу, и надеюсь также на дальнейшее сотрудничество.

С.А. Парамонова, Палехское отделение Союза художников России, отметила, что книга – это вещь, которую хочется держать в руках, это хранительница знания. Прекрасно изданная книга знаменует 100 лет искусства Палеха, она станет жемчужиной любой библиотеки. А для молодого поколения художников – это мудрый учебник.

О.С. Субботина, руководитель краеведческого общества из Палеха, поведала собравшимся интересные страницы истории:

– Наша задача – узнавать новые имена. Среди них первый коммунист Палеха Александр Егорович Балдёнков, – имя сейчас забытое, о котором Е. Вихревым был написан очерк «Бедный гений». Балдёнков и Голиков еще до организации артели создали в Палехе коммуну. Голиков был «платишник», а Балдёнков – великолепный «личник». Они работали вместе, Балдёнков учил друга писать лики. Все лики на голиковских шкатулках 1924 года написаны Александром Егоровичем.

Артель древней живописи создавалась во времена НЭПа, все четверо художников были родственники по женам. Артель развивалась, стала значимой, но Балдёнков в нее не вошел. Имя его забыто, памятник в запустении. Но его имя просияло в фильме Глеба Панфилова «Тема».

Исследований о Палехе множество. Библиография огромна. Но есть еще много нераскрытых тайн, неразгаданных загадок в глубине веков. По словам Михаила Порфирьевича Сокольникова, заслуженного деятеля искусств СССР, Палех – это символ России, русского человека, тип которого сложился еще в исторические времена Владимиро-Суздальского княжества. В искусстве Палеха я всегда чувствую русский ум, русскую душу. Именно через Палех я понял, что древнее русское изобразительное искусство есть начало и источник великих художественных решений, неповторимых в своей национальной сущности.

Шли века, палешане берегли, сохраняли это древнее наследие, завещанное им предками. В послереволюционные годы народные основы этого древнего искусства помогли палехским иконописцам создать уникальное явление – лаковую миниатюру.

Красивый образ рождает красивую мысль, красивая мысль – красивую жизнь. Красивая жизнь – совершенную красоту. Маленькая шкатулочка полная глубокого смысла и технического совершенства, трогает сердце и возвышает человека, преображает его. Она меняет мир, меняет интерьер, то пространство, куда она попадает. Как нам нужна сегодня эта исцеляющая сила красоты!

Не случайно писатели, искусствоведы, ученые называли Палех отчим домом, куда обязательно возвращаются. Палех – такая земля, что верно и преданно хранит это наследие наших предков, ту русскую идею, которая помогает нам побеждать все искушения, вызовы и бездуховность современной цивилизации.

Хочется противопоставить современному искусству, часто бездуховному, в котором нет содержания, глубине палехского искусства, которое вобрало в себя все русское наследие.

Грустно, что ныне Палеху нет помощи от государства. Многие наши художницы создают великолепные произведения. Но нет закупки музеем. Эти работы уйдут в частные коллекции. Это наше достояние и должно остаться в нашей земле.

Наше краеведческое общество запланировало серию статей, посвященных 100-летию палехского искусства в местной газете «Призыв». Статья «Забытое имя» войдет в этот цикл.

Я верю в будущее Палеха, – отметила в завершение своего выступления Ольга Станиславовна.

Затем О.В. Суверина показала наиболее знаковые работы палехских художников на экране, сопровождая их своими комментариями. Поневоле приходит гордость за наш край, богатый духовно, художественно, с огромным пластом культуры, которым невозможно не гордиться.

Следующее слово было предоставлено до недавних пор директору Дворца детского и юношеского творчества Ольге Владимировне Колчевой:

– Я в палехской сказке прожила 45 лет. Это бывший Дворец пионеров, на стенах которого живет палехская живопись. В 1938 году мастера первой палехской артели подарили нашим ивановским детям комнату сказок. Росписи на холсте, написанные темперой, замешенной на двухстах желтках, по сказкам А.С. Пушкина. Каждая стена расписана отдельным художником, а руководил этой работой Н.М. Зиновьев.

У нас есть фриз, посвященный героике СССР, написанный также на холсте. Сюжеты фриза исполнены на темы от событий Гражданской войны до шествия пионеров по Красной площади. Именно на нем изображены и первый трактор, несостоявшийся Дом Союзов, который должен был стоять на месте Храма Христа Спасителя в Москве, и многое другое…

Любовь Алексеевна Квиткова, преподаватель истории в Ивановской средней школе №50, была одной из тех учителей, которая рассказывала на уроках детям об искусстве Палеха:

– Значку, который я приколола сегодня на груди, уже 50 лет. Он был выпущен к 50-летию искусства палехской лаковой миниатюры в 1974 году. Год, когда я поступила в госуниверситет. Это был также первый год, когда он образовался из института. Я до сих пор работаю в школе, но, к сожалению, это предмет – краеведение, – отменили, и историю нашего края мы в школе изучать не можем. Но этот запрет не для историка. На своих уроках я рассказываю детям о знаменательных датах: 129-летии А.М. Василевского, воссоединении Украины с Россией. Я не раз давала своим ученикам возможность прикоснуться к искусству Палеха. Мы выезжали на экскурсию, и как только показывалась колокольня Знаменской церкви, мы знали – Палех близко. Так получалось, что эти поездки всегда совершались осенью, и красота за окнами автобуса подготавливала к восприятию искусства.

Мне нравятся слова художника-живописца М.В. Нестерова, который сказал про Палех и про нашу землю: «Милая, не сравнимая ни с чем для русского Россия, с ее задумчивой, спокойной, созерцающей глубину веков прошедшей и будущей физиономией».  

Спасибо палешанам, их искусству и спасибо моей родной партии, что помогла эту книгу выпустить.

Завершилась встреча поэтическими строками, которые написал коммунист Евгений Дмитриевич Глотов о творчестве палехских живописцев после посещения выставки. «Он приехал из Палеха потрясенный. Стихотворение свое он назвал «Красные кони», – рассказала коммунист В.Н. Глотова, вдова поэта.

 Весь день до заката, всю ночь до утра,

Колдуют над сказкой своей мастера.

Колдуют над красками сын и отец.

От жара сердец оживает ларец.

 

И вот уж на черном, на глянцевом фоне

Рождаются с красными гривами кони.

Несут они всадников юных, лихих,

Лишь пыль по дороге да ветер от них.

 

…Не станет меня и моих сыновей,

Останется образ красных коней.

Смотрю я и верю, что слышит комбат.

Как дробно по полю копыта стучат.

 

Как всадники гонят горячих коней:

Скорее, скорее, скорей!

Е.Н. ПАНЮШКИНА,

второй секретарь Ивановского горкома КПРФ,

Пресс-служба Ивановского обкома КПРФ

На фото:  Котухин Александр Васильевич «В освобожденном селе», 1949 г. Шкатулка.
Фото: Государственный музей палехского искусства, muzei-paleh.ru 

 

Другие материалы номера