Крепостной из пермского села Усолье создает мировой шедевр зодчества – Казанский собор
Казанский собор: величественно разомкнутая, великолепная метафизическая подкова, музыка строгой архитектуры, небесное сквожение колонн…
Объявлен конкурс на проект нового собора: участвуют известные заграничные мастера. Никто, однако, не может предложить нечто необычайное. Граф Строганов, бывший президентом Императорской Академии художеств, смог добиться, чтобы труды были поручены протеже его: бывшему крепостному, еще вполне молодому А. Воронихину.
Прозрачные колоннады!
Здесь возможно влияние Ч. Камерона и П. Гонзаго; а основная сложность была в том, что по церковному канону главный фасад и вход в собор должны находиться на западе, условия же постройки храма, будущая городская композиция, требовали выхода на север. Разрешение проблемы удалось Воронихину блестяще: он оформил площадь, выходящую на Невский проспект, полуциркульной колоннадой коринфского ордера…
Эллинизм сквозит: особенно в обработке пилястрами купола: массивного и величественного.
Монументальные порталы выполняют функцию боковых проездов.
Сдержанная роскошь, величие и строгость, определяя сущность собора, красноречиво вписали его в перспективу вечности.
Воронихин, работая в стиле александровского классицизма, строит здание Горного института: двенадцатиколонный портик дорического ордера поражает мощью: таков фасад.
…С раннего детства искусство трогает Воронихина: проявив способности к рисованию, обучался живописи в мастерской иконописца Гаврилы Юшкова. Строганов увидел в юноше талант, способствовал продвижению Воронихина. Тот ездил набираться опыта за границу…
Колоннады и Эрмитажный каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Павловске, Гатчине… Есть особый Петербург: блистательного Воронихина: сияющий и строгий, величественный, и… словно совместивший все века всех империй.
Александр БАЛТИН