Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ, замруководителя фракции КПРФ в Госдуме
Выступление в Государственной Думе на брифинге перед журналистами 30 октября.
– Добрый день!
Сегодня у нас заключительное заседание октября. Завтра, как вы знаете, здесь, в Малом зале, состоится заседание трех комитетов. Они заслушают отчет председателя Банка России по денежно-кредитной политике.
Вы знаете, что совсем недавно в очередной раз была повышена ключевая ставка – до 21%. И, таким образом, посредством так называемого «таргетирования инфляции», о чем нам рассказывают уже около десяти лет, якобы борются с инфляцией. Хотя для справки скажу, что за десять лет таргет в 4% был всего два года – в 2017-м и 2019-м, когда военно-стратегические и социально-экономические условия были совсем другими.
Что следует отметить? За десять лет в течение одного года никогда не было, чтобы ключевая ставка хотя бы в обозначенном Центробанком размере была одинаковая. О чем это говорит? Это говорит о том, что в принципе денежно-кредитная политика направлена на удушение производственного сектора. Представьте себе любое предприятие, которое осуществляет кооперацию: у него больше двухсот наименований комплектующих, а есть и больше 20 тысяч. Это значит, что вы не можете спланировать структуру заемных средств. Это значит, что вы не можете в условиях отсутствия стабильного спроса спланировать свою работу в целом.
Получается, что у нас имеют место разнонаправленные действия. Вы видите, что один-два раза в неделю председатель Правительства проводит так называемые стратегические сессии с целью выработки стратегии и тактики решения проблем в экономике, которые существуют в Российской Федерации. Но каким образом решить эти проблемы, если после бюджетной политики, а может быть, даже и перед ней, кредитно-денежная политика является базовой в экономическом развитии страны? Из стран «большой двадцатки» только Россия имеет не Центральный Банк, а Банк России – акционерное общество, которое не отвечает за рост экономики. В такой ситуации любое действие с поднятием ставки на одну позицию моментально отнимает у бюджета 110 миллиардов рублей.
Именно поэтому мы неоднократно вносили закон о возвращении Банку России статуса центрально банка, который будет государственным. Если вы возьмете советскую купюру и современную российскую купюру, то увидите, что на советской купюре написано «Казначейский билет Государственного Банка Советского Союза». Он обеспечивался государством. А теперь прочитайте, что написано на нынешней банкноте, и посмотрите, какой там герб. На банкноте Российской Федерации присутствует искаженный герб нашей страны. А это ведь подпадает даже под уголовную ответственность.
Но страшно не это, а другое. Страшно то, что монетизация экономики Российской Федерации из всех стран «большой двадцатки» – одна из самых низких. У руля кредитно-денежной политики у нас, по мнению экспертов, находятся праволибералы чубайсовской закваски. Их адепт Милтон Фридман в 1978 году получил Нобелевскую премию как раз по монетаризму. В его нобелевской речи говорится, что страна, у которой монетизация экономики меньше 50%, является самоубийцей.
Докладываю вам: за последние 30 лет у нас только четыре года монетизация экономики была чуть выше 50%. То есть получается, что наша банковская система является на самом деле не «кровеносной системой экономики», как это положено по всем нормальным экономическим и финансовым законам, а главным тормозом экономического развития.
Для аргументации могу добавить. Если вы посмотрите приложение, которое принесли вместе с федеральным бюджетом, то там есть несколько прогнозов Министерства экономического развития, где они пытаются выполнять указания Президента о том, что рост ВВП должен быть не менее среднемировых – три и более процента. Но если вы посмотрите прогнозы Банка России, то они, в принципе, говорят о росте экономике в диапазоне от одного процента до двух. На пленарном заседании я ставил этот вопрос несколько раз. Не может такого быть, чтобы в одной стране органы, отвечающие за ее развитие, давали шесть разных прогнозов. На что тогда ориентироваться субъектам экономической деятельности? На что ориентироваться руководителям предприятий, если им говорят: может, будет так, а может, и не так?
С нашей точки зрения, надо вводить в действие все положения закона «О стратегическом планировании». Надо, вероятно, ужесточать ответственность должностных лиц, которые грубо нарушают указы Президента, положения его посланий. Если вы посмотрите, то Президент в своих посланиях постоянно ставит вопрос о необходимости обеспечения устойчивого экономического роста на уровне не ниже среднемировых темпов. Давно была поставлена задача создать в России финансовый центр. Он есть? А это, на всякий случай отмечу, было сказано еще в 2007 году. Понимаете, о чем речь?
Еще один вопрос. Помимо высокой ключевой ставки, посмотрите, что происходит с долларом. В 75-й статье Конституции и в законе о Банке России написано, что Банк России отвечает за устойчивость национальной валюты. Но какая же это устойчивость, если за последние десять лет он девальвировал валюту почти в четыре раза? А ответственности за это почему-то нет. Что такое плавающий курс и как он влияет на инфляцию? Как и ключевая ставка? Представьте себе, что вы руководитель предприятия и вам повысили стоимость заемных средств. Что вы будете делать? Вы все это включите в цену. В противном случае вы будете банкротом. Это же напрямую влияет на инфляцию, понимаете!
Даже Чингисхан больше десяти процентов дани не брал. Считал, что в разоренном состоянии никто ничего заплатить не сможет. А у Банка России ключевая ставка – 21%. Посчитайте еще маржинальную нагрузку… Какая отрасль способна обеспечить рентабельность выше 30%? Кроме наркоторговли, таких отраслей мало.
Поэтому мы считаем, что подобная политика Банка России в принципе является вызывающей. Мы настаиваем на необходимости предметной проверки. Мы добивались, чтобы Счетная палата имела право проверять, в том числе, и Банк России. Однако до настоящего времени не было ни одной фундаментальной проверки деятельности Банка России на предмет того, на что направлены его целевые показатели.
Зачем нам банк, который выполняет принципы Вашингтонского консенсуса, изымая денежную массу из кровеносной системы страны? Поэтому мы завтра эту свою позицию обозначим, и на заседании, которое планируется на 19 ноября, постараемся ее донести.
Во фракции КПРФ очень часто, можно сказать почти ежедневно, обсуждаются вопросы корректировки денежно-кредитной политики, о чем говорил 30 октября, выступая перед журналистами в Госдуме, Н.В. Коломейцев. Как один из руководителей фракции он вместе со своими товарищами заранее сформулировал конкретные вопросы в адрес главы Банка России. На следующий день, при обсуждении в трех комитетах, эти вопросы были заданы Э.С. Набиуллиной.
К сожалению, как констатировал после заседания Николай Васильевич, четких и конкретных ответов он не услышал.
Какие же вопросы были заданы?
- В расчетах федерального бюджета в доходных и расходных статьях на 2025 год и плановый период 2025–2027 годов учтена ключевая ставка в 15,1% процента годовых. ЦБ РФ 25 октября 2024 г установил ставку 21%. Следовательно, Минфин считает, что деньги в будущем году будут дешевле для физлиц и для компаний, чем планирует ЦБ РФ. Как при такой разноплановой позиции финансовых властей можно гарантировано балансировать бюджет страны на трехлетний период?
- ЦБ РФ в пояснении к Прогнозу от 25 октября 2024 г. отмечает, что исходит из неизменности объявленной траектории нормализации бюджетной политики в 2024 году и последующие годы. Изменения в бюджетной политике могут потребовать уточнения параметров проводимой денежно-кредитной политики в сторону ужесточения. Заявление руководства ЦБ можно понять так, что, если вы продолжите накачивать экономику бюджетными деньгами, разгоняющими спрос – мы продолжим повышать ключевую ставку. То есть ЦБ РФ будет с помощь ДКП мешать реализовывать те цели, которые хочет Правительство достичь в результате реализации бюджета?
- На конференции 25 октября 2024 г. глава ЦБ РФ сказала, что фактором, из-за действия которого реакция инфляции на повышение ключевой ставки стала менее выраженной, является послабление в рамках банковского регулирования. Это послабление позволяло банкам агрессивно наращивать кредитование, не беспокоясь о необходимости поддерживать более ликвидную структуру активов и дополнительному наращиванию буфера капитала. Почему ЦБ РФ принял решение об указанном послаблении и не принял вовремя решение об их отмене?
- Во всех сценариях развития экономики РФ, представленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2025–2027 гг., целевые ориентиры по инфляции остаются на том же уровне, что и все последние 10 лет – 4%. Насколько экономически обоснована эта цель конкретно для экономики России, и почему цель не меняется при кардинальных изменениях условий как внешних, так и внутренний (до СВО, во время СВО)?
- Затянувшийся период высоких ключевых ставок увеличил выплаты процентов по госдолгу. При этом дополнительные годовые расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга составляют порядка 100 млрд руб. на каждый процентный пункт роста ключевой ставки. Не является ли целесообразным в целях сокращения бюджетных расходов ЦБ РФ совместно с Минфином России выработать меры по снижению отрицательного влияния ключевой ставки на рост расходов по обслуживанию госдолга?
- На Форуме-2019 Финансового университета в Москве нобелевский лауреат, известный экономист из США Джозеф Стиглиц сказал, что если финансовый сектор чувствует себя хорошо, то хорошо себя чувствует и экономика. Но это не про российский финансовый сектор. Банки в 2023 г. получили чистую прибыль 3,3 трлн руб., в 2024 г. ожидается 3,6 трлн руб.
Доля прибыльных банков РФ составляет в 2024 г. 98%. Чего не скажешь о промышленности. Российская промышленность находится под угрозой массовых банкротств из-за длительного повышения ставок по кредитам, которые «съедают» всю прибыль и не позволяют инвестировать. (Ист. глава «Ростеха» С. Чемезов, 22.10.24). Как ЦБ РФ планирует повысить роль банковского сектора в развитии российской промышленности в краткосрочной перспективе?
- В сентябре 2024 г. деловая активность в промышленности продолжала падать третий месяц подряд. Показатель индекс бизнес-климата в РФ, который рассчитывает ЦБ РФ, опустился до уровня конца 2013 года – первой половины 2014 г. Индикатор ЦБ говорит о том, что пик деловой активности пройден. При этом ЦБ РФ планирует длительный период держать ключевую ставку на высоком уровне, что также не будет способствовать росту деловой активности. Как в таких условиях можно достигать целей, обозначенных Президентом РФ, по обеспечению стабильно высоких темпов и качества экономического роста на долгосрочную перспективу и переход на экономику предложений?
- В июне 2024 г. принято постановление Правительства РФ, которое предусматривает снижение объемов обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 50% до 25%. Следовательно, сейчас больше выручки российских экспортеров будет оставаться за границей. В результате, по данным ЦБ РФ, растут иностранные активы России. Так, в сентябре 2024 г. они выросли на $9,5 млрд, а за весь 2-й кв. 2024 г. они выросли на $13,7 млрд. В результате усиливается рыночный дисбаланс между спросом на валюту и ее предложением. Каковы перспективы девальвации рубля в этих условиях и меры ЦБ РФ по обеспечению стабильности национальной валюты?
- В октябре 2024 г Минфин России в рамках бюджетного правила сократит покупку валюты в 2,5 раза, до 3 млрд руб. в день против более 8 млрд руб. в день в сентябре 2024 г. Эти операции будут зеркально повторяться ЦБ РФ, который также будет дополнительно продавать валюту на сумму 8,4 млрд рублей в день. Таким образом, общий объем операций ЦБ на внутреннем валютном рынке увеличится более чем 20 раз по сравнению с сентябрем месяцем, когда продажи валюты не превышали 200 млн рублей в день. Насколько указанное увеличение продажи валюты окажет положительное влияние на стабильность национальной валюты?
- Согласно результатам конъюнктурного опроса промышленных предприятий, который проводит Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, отсутствие отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие, остается одной из главных проблем российской промышленности. Об этом заявили 53% предприятий. При девальвации рубля импорт становится дороже. Какие мероприятия будут приниматься ЦБ РФ возможно совместно с правительством для решения проблем российских импортеров, которые не могут заместить необходимую импортную продукцию на российскую?
- После роста ключевой ставки наблюдается падение продаж, вследствие чего предпринимателям приходится снижать деловую активность и даже закрывать бизнес, особенно из числа малого и среднего бизнеса. По итогам первого полугодия 2024 года в РФ банкротами были признаны 4363 юридических лица из числа МСП. Это на 40% больше, чем за тот же период 2023 года, когда банкротами объявили себя 3115 компаний (ист. А. Мурычев, РСПП). Это отрицательно скажется на показателях прибыльности компаний и уровне безработицы, а следовательно, на доходах бюджета. Насколько оправданны действия ЦБ РФ, приводящие к таким последствиям?
- После повышения ключевой ставки до 19% в сентябре 2024 г. (тогда еще о ставке в 21% решение принято не было) МСП-Банк уведомил высокотехнологичные предприятия – производителей электроники о росте ставки по льготным кредитам с 3 до 12%.
Даже льготные кредиты для бизнеса становятся дороже. Это в долгосрочной перспективе может замедлить инновационное развитие и модернизацию, как отдельных компаний, так и экономики в целом. Какой комплекс мероприятий, направленных и на снижение инфляции, и, при этом, на сохранение темпов экономического роста, ЦБ РФ мог бы проводить совместно с Правительством РФ?
- ЦБ РФ с помощью ключевой ставки может влиять лишь на рыночную часть экономики при формировании денежно-кредитной политики. Таким образом, рыночный сектор также участвует в субсидировании льготных отраслей. При этом рыночный сектор экономики – это производство товаров и услуг, которые предназначены для продажи на рынке по ценам, воздействующим на спрос, в том числе сектор, занимающийся производством и сбытом товаров массового повседневного потребления. Таким образом, при ужесточении ДКП в большей степени страдают обычные люди. Насколько повышение ключевой ставки до 21% усилит социальное неравенство в РФ?
- Вслед за повышением ключевой ставки, российские банки повышают проценты по депозитам. Таким образом, с помощью высоких процентов ЦБ РФ стимулирует людей и бизнес меньше тратить и больше сберегать, в том числе на банковских депозитах. Компании зарабатывают на процентах по депозиту и часто предпочитают не рисковать, вкладывая средства в инвестиционные проекты. В результате постепенно расширяется спектр гражданских отраслей, где рентабельность бизнеса ниже стоимости безрискового «держания денег» (доходности по ОФЗ или депозиту). По мнению экспертов ЦМАК, это делает бессмысленными частные инвестиции в отрасли: машиностроение (особенно транспортное), деревообработка, легкая промышленность, а в зоне риска находятся пищевая отрасль и металлургия. Какова позиция ЦБ РФ по данной проблеме?
- В России увеличиваются риски роста неплатежей по кредитам со стороны закредитованных заемщиков (прежде всего в потребительском кредитовании), чья платежеспособность зависит, в том числе, от возможности привлечения новых кредитов для погашения ранее накопленного долга и оплаты других необходимых расходов. Как ЦБ РФ планирует разрешать указанную проблему?