После переворота в Сирии дальнейшая судьба расположенных там российских военных баз остается неопределенной, пишет американское издание The Washington Post. Автор статьи постарался подобрать аргументы в пользу закрытия этих объектов, однако признает, что в данный момент речь об этом не идет.
Российские военные базы в Сирии служили Москве ключевым активом до ошеломляющего краха Асада и его режима в минувшие выходные. Теперь они рискуют стать серьезной обузой.
Список российских военных объектов в Сирии насчитывает средиземноморскую гавань для подводных лодок и аэродром для демонстрации силы на Ближнем Востоке и в Африке. Но после того, как повстанцы свергли прокремлевского президента Башара Асада, будущее этих объектов неясно.
Ныне контролирующая Сирийское государство исламистская группировка «Хайят Тахрир аш-Шам»* выступала против иностранных сторонников режима. Россия же поддерживала Асада в 13-летней гражданской войне в Сирии и начиная с 2015 года наносила по повстанцам регулярные авиаудары, тем самым продлив его власть.
В понедельник Россия сделала «все, что необходимо, и все, что возможно», чтобы связаться с теми, кто находится у власти в Сирии и обеспечить безопасность своих военных баз, сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
У других стран также имеются военные объекты в Сирии. На базе США в Эт-Танфе на границе с Иорданией размещены силы специальных операций. У Турции есть базы в Идлибе и в других местах на севере страны. Но российские владения гораздо больше по масштабу, стратегическому значению и более уязвимы.
Военное присутствие России в Сирии
Важнейшие российские объекты сосредоточены вдоль побережья Средиземного моря: это база ВМФ в Тартусе и аэродром в Хмеймиме в провинции Латакия.
Россия построила базу в Тартусе еще во времена холодной войны, в 1977 году. С момента распада Советского Союза она в основном простаивала – вплоть до 2015 года, пока Россия не вмешалась в гражданскую войну. После этого Россия подписала 49-летнее соглашение об аренде и расширила объект.
Строительство авиабазы Хмеймим при сирийском аэродроме в 2015 году послужило признаком дальнейшего углубления отношений между Москвой и Дамаском. На нее также действует 49-летний договор аренды, подписанный в 2017 году.
Россия утверждает, что развернула в Сирии десятки тысяч военнослужащих. Хотя с начала конфликта на Украине ее контингент поубавился, часть войск остается.
По данным военной разведывательной фирмы Janes, у России имеются и другие военные объекты в Сирии, в том числе две авиабазы в центре страны и две площадки для систем ПВО С-400.
Российские войска уже покидают базы в Манбидже и Кобани, сообщило в понедельник сирийское новостное агентство North Press Agency. Когда-то Манбидж был базой США. Россия захватила ее в 2019 году, после того как Вашингтон от нее отказался. А с базы в Кобани Россия отслеживала соблюдение соглашения о прекращении огня с Турцией.
Пока нет никаких признаков масштабного вывода военных из Тартуса или Хмеймима. Потеря Тартуса станет серьезным ударом по Российскому флоту, который пытается поддерживать постоянное присутствие в Восточном Средиземноморье.
Аналитики Janes предположили в понедельник, что с утратой этого порта и аналогичных объектов в Черном море, потенциально уязвимых для ВСУ, России придется перебросить корабли и подводные лодки в Балтийское море.
Россия использовала авиабазу Хмеймим не только для ударов по сирийским повстанцам, но и в качестве перевалочного пункта для поддержки наемников в Ливии, Центральноафриканской Республике и Судане, писал в 2020 году для Института Ближнего Востока российский журналист и аналитик Антон Мардасов.
У других стран тоже есть базы
Во время гражданской войны к боевым действиям присоединились несколько иностранных групп, включая союзников Асада Иран и «Хезболлу».
США создали форпост Эт-Танф после того, как «Исламское государство»* в 2015 году захватило земли на границе. Гарнизон использовался для подготовки лояльных США повстанческих группировок.
Вашингтон также отправил войска в районы на северо-востоке, подконтрольные курдским «Сирийским демократическим силам» (СДС). Представитель Пентагона генерал-майор Патрик Райдер сообщил журналистам на прошлой неделе, что в Сирии находится 900 американских военнослужащих, причем большинство из них именно в северо-восточном регионе.
Заметной силой на севере остается Турция – благодаря как Сирийской национальной армии, которая повсеместно считается ставленником Анкары, так и собственным войскам, которые создали базы в Идлибе, оплоте «Хайят Тахрир аш-Шам»*, и вокруг него.
Основной интерес Анкары в Сирии – это СДС, которые связаны с курдскими группировками в Турции. Пока жители в Дамаске в минувшие выходные праздновали свержение Асада и прибытие повстанцев, «Сирийская национальная армия» отбила у курдов территорию в Манбидже, согласно местным источникам.
Адам ТЕЙЛОР (США)
* террористическая организация, запрещенная в России