Г.А. ЗЮГАНОВ – телеинтервью на актуальные темы
– Мы обычно с Вами на канале «Россия 24» беседуем на очень актуальные темы. И сейчас, наверное, самая актуальная с точки зрения экономики – это бюджет. Правительство его уже одобрило. И вот как фракция относится к бюджету? Какие есть плюсы и минусы?
– Признаюсь, были консультации на самом высоком уровне. Обсуждалось с президентом, с премьером, с министрами. Мы подготовили бюджет развития. Он на 10 триллионов больше ныне существующих. Доходная часть почти 40 триллионов, расходная – 45 без 200 миллиардов. То есть дыра в 5 триллионов, каким образом мы ее будем латать? Вот возникает проблема.
Есть два способа. Если подумать, как использовать максимально резервы возможностей и тех, кто, собственно, обогатился. И другое, опять залезть в карман гражданам, поджать производство и увеличить налоги.
К сожалению, выбрали второй путь. Мне кажется, он даст временное облегчение, но в целом не повлияет на инфляцию. Если вы НДС вздуваете, это ляжет на цену. Если вы не хотите использовать резервы, которые у вас под рукой лежат, и золотовалютные резервы очень большие, и оффшорная экономика на 20%. Это огромные ресурсы и есть всё, что необходимо для того, чтобы поддержать высокие технологии.
Пока я не берусь характеризовать отдельные статьи, но, чтобы побеждать, надо максимально мобилизовать ресурсы, развивать высокие технологии и проявить волю и характер на фронте. Кланяемся ребятам, блестяще сражаются. Мы им помогаем каждый день. Вот сейчас 145-й конвой готовим. За один месяц 200 одних мотоциклов отправили. Всё, что они просили, непосредственно на передовую. Ребята славно сражаются. Они понимают, что без победы над нацистами и фашизмом у нас нет будущего.
Но я не вижу, чтобы в решение этой задачи был включен Центробанк. Ставка 18-20% душит экономику. У нас целые отрасли забуксовали. Если мы их не поддержим, не поможем, ситуация будет ухудшаться.
Вот, например, сельхозмашиностроение. Мы отстроили Кировский завод, Ростсельмаш, у них одних поставщиков 15 тысяч. Это целый комплекс. Произвели прекрасную технику, а продавать некому, потому что крестьян оставили без денег. Вот моя Орловщина в этом году будет чемпионом по сбору зерна. 52 центнера урожайность, лучшие в стране. Там чернозема мало. И одновременно всё, что необходимо для того, чтобы крестьяне чувствовали себя достойно. А закупочную цену надули, крестьянам мало что отдали, себестоимость высокая и в результате не можем купить ни комбайн, ни трактор, ни подготовить следующий урожай.
Вот наша программа предусматривает бюджет, которому помогут целый ряд законов, они рассмотрены и на Госсовете, и президент их поддержал, но в новом бюджете, боюсь, их опять обрежут, а следовательно, у вас подвиснет и продовольственная безопасность.
Авиацию нельзя поджимать, потому что у нас иностранные самолеты выходят из строя, а своих надо производить полторы-две сотни в год. Промышленность к этому не готова. На мой взгляд, требуется очень обстоятельно обсудить с правительством и выбирать новую финансово-экономическую стратегию.
– Геннадий Андреевич, если детализировать, то получается, что продовольственная инфляция идет быстрее, чем общая. Значит, средства накапливаются. Крестьянам нужна техника для того, чтобы увеличивать производство, а технику они купить не могут. Почему так складывается?
– Это очень просто. Ну, на мировом рынке тонна зерна была примерно 25 тысяч. Было время, два года назад крестьянам отдавали из этого 16. Себестоимость была 8. Сейчас она 10. Получил крестьянин хороший урожай, купил технику, обновил, подготовился к следующему сезону. А сейчас крестьянину отдают примерно себестоимость зерна. Ему нет смысла наращивать производство. Он выручает одну-две тысячи с тонны. Это немыслимо.
– Почему так происходит?
– Потому что правительство поджало ту отдачу, которая необходима. Я понимаю, у них возникли трудности. Можно было за счет других, можно было за счет прогрессивной шкалы налогов подвинуть. Можно было принять меры для того, чтобы на спиртоводочную промышленность ввести госмонополию. Есть немало способов решить эту проблему…
Но нашли топор под лавкой… У кого есть элеваторы и хранилища, те сейчас заложат и через несколько месяцев продадут хлеб по 15 тысяч за тонну. У них пятерка будет сверху, они что-то купят. А те, кто не в состоянии это сделать, сейчас должны рассчитываться, готовить новый урожай, запчасти ремонтировать. У них нет средств на новую технику. И в результате буксует отрасль.
На мой взгляд, это абсолютно неверное решение. И Вы правильно сказали, продовольственная инфляция примерно 20%, а кое-где и выше. Но когда в сезон картошка подорожала в 4 раза, это полное безобразие. Никакой проблемы тут нет. Это проблема управления и расчета. Сколько населения, сколько съедают, заказ дали, а сверху продавайте. Уверяю Вас, я предложил и президенту – поручите у нас Кашину, Харитонову, Коломейцеву и мне. Мы решим эту проблему за один-два года.
– Да, но хотелось бы, чтобы все-таки картошка в сезон в четыре раза не дорожала… Приходится, наверное, какие-то изыскивать внутренние резервы, как раньше говорилось. Та политика денежно-кредитная, давайте к ней вернемся, которую сейчас Вы уже затронули. Она не соответствует текущим реалиям? Я так мягко выражусь.
– Она не только не соответствует, она загоняет все дальше в тупик. Идет износ оборудования. У нас в нефтегазовой промышленности износ уже 60%. Ветшает коммунальное хозяйство, сети. Учителя должны получать зарплату на уровне средней по стране, не ниже. Вот таблица, «Советская Россия» публиковала. Вот «Правда» материал опубликовала. Я выступал только что в Думе – «Время требует ответственных и честных решений».
Вот посмотрите, каким образом наш бюджет вкладывают в образование, в учителя. С первого дня советской власти учитель стал главной фигурой. Неграмотная страна не имеет будущего. Первые тридцать с лишним институтов были основаны Лениным в условиях Гражданской войны. Сталин продолжил индустриализацию и всё сделал, чтобы за 10 лет построить 9000 лучших заводов. В 43-м, когда фашист стоял под Москвой, мы тратили на образование 6% бюджета. Через несколько лет уже 10, а потом, в 50-м году, тратили каждый пятый рубль на науку и образование. Поэтому первые прорвались в космос, первые создали лучшую систему социальную, первые, по сути дела, освоили все новейшие технологии.
Я вот глянул, каким образом складывалось финансирование образования. Десять лет назад тратили больше, чем сейчас. В этом году 3,8%. Самый низкий вклад. И если у вас нет грамотного врача, хорошего учителя, толкового инженера и нет у вас соответствующей базы для этого, – что бы вы ни говорили, вы новые технологии не освоите, вы проблемы с продовольственной безопасностью не решите, вы не сумеете конкурировать с вашими противниками.
А в условиях войны побеждает тот, у кого выше потенциал. Потенциал, прежде всего, закладывается в школе, в семье, в научно-исследовательском институте. Я как-то приводил пример. Мои товарищи в Думе опешили. Когда штурмовали Берлин, семь командиров из десяти были учителями и директорами советских школ. Люди были другой формации. На колонне рейхстага расписались все. Никакого надругательства. Немцы были просто поражены. Они поняли, кому они проигрывают.
Чтобы сегодня конкурировать, побеждать, надо в эту сферу вкладывать каждую пятый рубль. Мы никуда не продвинулись за последние 10 лет. А вложения все время сокращают. Это абсолютно недопустимо.
– Геннадий Андреевич, ну в последнее время, допустим, понятны причины. А до этого нам что мешало это сделать? Нефтегазовые доходы и так далее. Нежелание, непонимание остроты этого вопроса. Или что?
– Понимаете, когда власть захватили предатели и перерожденцы, тут не надо удивляться. Когда сферой образования занимались люди типа Фурсенко или Ливанова, которые ничего в этом не соображали, они принесли в Думу предложение о качестве базовых предметов. Там не было математики, физики, химии, биологии, где рождаются главные открытия. Не было русского языка, литературы, истории полноценной и обществоведения и так далее. Они предлагали физкультуру, ОБЖ, иностранный язык и учебники истории, написанные антисоветчиками и русофобами.
От этого еле отбились. Мы вместе с Алфёровым, Мельником, Смолиным, Кашиным, Афониным, Новиковым, Останиной подготовили великолепный закон «Образование для всех». Порядок финансирования, порядок подготовки. Его так по сей день и не приняли. Берут некоторые кусочки и вставляют в свои проекты.
Школа пока повторяет азы ЕГЭ. Нас отбросили на 30 лет назад, а наука по-прежнему в плену «болонки». Так и не освободились, несмотря на то, что президент еще три года назад призывал: давайте освободимся! До конца эта задача не решена.
– Значит, каких-то реальных действий пока нет?
– Это видно по образованию нашего подрастающего поколения. Нечего удивляться. Сейчас без репетитора никуда не продвинешься. ЕГЭ ничего не определяет, идет дебилизация. Сейчас все надеются на искусственный интеллект. Надеяться надо. Но я советую послушать интервью Натальи Касперской. Это умная, очень грамотная женщина. Она прямо говорит: память сокращается, знания усыхают, мозги усыхают. Если мускулы ты не тренируешь, – никаких достижений. Если ты мозги не тренируешь, – рассчитывать не на что. А когда могут складывать лишь цифры двузначные, то это беда и трагедия.
– Да, Геннадий Андреевич, но искусственный интеллект, тут много, как принято говорить, хайпа вокруг него…
– Хайпа… Кстати, у нас круглый стол великолепный прошел, посвященный этой теме – «От эры роботов к эпохе человека». Вот важно понять, что если вы не вкладываете в человека, то вас не спасут ни роботы, ни искусственный интеллект. Вы будете обслуживать их. А узкая группа лиц вам продиктует свои условия. Если это будут мерзавцы, это будет концлагерь похлеще гитлеровского.
Да, это очень серьезная тема, и тут много вопросов. Вообще, вот эта, знаете, цифровизация, которую мы одни из первых внедряем, – это торопливость. Кстати, Касперская тоже говорит, что мы иногда торопимся, у нас нет защиты. 380 миллиардов украли у людей, это же колоссальная цифра. Мы, наверное, что-то неправильно делаем в технологиях.
Завтра у вас оккупируют страну, украдут историю. Я смотрел интервью Маска и Карлсона. Интервьюер: искусственный интеллект что даст? Ответ Маска: если будут вкладывать ложную информацию, то человечество погибнет. И привел два примера, меня они поразили. Один пример: решили проверить, кто заложил основу Америки, отцы-основатели, так сказать. Учитывая, что алгоритм закладывали демократы, им нужны были голоса афроамериканцев и латиносов, то показали образы тех же, но все были темного цвета.
– Да, это технология… Но Геннадий Андреевич, если возвращаться к нашей текущей политике, понятна ситуация. Вы уже сказали, КПРФ много помогает бойцам на СВО. Я так понимаю, что работа продолжается в этом направлении?
– Знаете, для всех для нас это главная тема. Когда беседовали с президентом, заговорили о сплоченности. Речь идет о честных выборах. Чтобы были сплоченность и единство, нужна основа. Традиционные ценности, великие победы, уникальная эпоха. Нельзя в условиях войны, даже если вам не нравится, выступать против ленинско-сталинской модернизации, против уникальных достижений советской военной мысли, нашей лучшей техники…
Вот сейчас будем отмечать 130-летие со дня рождения Василевского. Он гений, как маршал, как полководец. Он расколотил Квантунскую армию в миллион двести семьдесят тысяч. Армию в миллион двести тысяч взяли в плен – сотни тысяч работали у нас на стройках Сибири и Дальнего Востока. За счет гения, таланта, за счет оперативности, храбрости солдат. И это надо изучать, показывать.
А когда «Мумию» подсунут на «Спасе», пасквиль против великой эпохи и Великого Октября, какая тут сплоченность? Под Красным Знаменем на Донбассе идут на передовую. Больше всего просят нашивки СССР и Знамя Победы. И когда даже талантливый режиссер начинает конъюнктурить и тащить пасквиль, то это преступление против нации, против сплоченности и против нашей победы.
Вот мы сейчас проводим уроки мужества, уроки бессмертия, уроки Знамени Победы. Если бы Вы видели, с каким интересом старшеклассники, ребята все это смотрят, слушают! Им хочется жить в стране победителей, героев, мужественных, честных, достойных людей, а не предателей, конъюнктурщиков и жуликов.
– А самое главное, действительно, молодежи есть чем гордиться. Есть!
– И она это делает. Некоторые говорят: «потерянное поколение». Я не верю в это. Я вижу ребят, которые сейчас сражаются. Они приезжали в совхоз имени Ленина. Когда видят там школы, сады, профориентацию, уникальные технологии, великолепные зарплаты, – осознают, за что сражаются… Мы не берем у государства ни копейки, мы сдаем миллионы и сотни миллионов налогов.
А наше хозяйство Звениговское! Я предложил и Думе, и президенту: давайте в этом хозяйстве проведем общероссийский семинар. Лучшие технологии, лучшие производства, не вздувают цены, великолепные зарплаты, целый комплекс, уникальный. В этом году Звениговский даст 32 миллиарда продукции, из них три миллиарда налогов. Не берем ни копейки у государства.
Готовые варианты для Мишустина. Я иногда не понимаю, почему они так равнодушны к потрясающему опыту своих соотечественников. Почему Клычков на Орловских землях получил лучший в стране урожай? Мы там провели три экономических форума. Мы туда пригласили всю науку. Мы отстроили всю систему производства уникальных семян. Я привозил туда. Там приехали кубанцы и ставропольцы. Когда они увидели пшеницу, я горжусь, они ее назвали зюгановкой. Сдали 185 центнеров с гектара. Лучший в мире урожай. В Европе чемпион дал 180. Берите, размножайте, готовьте для центра России! Вы центр России бросили. Эти земли – коренные русские земли, там пустеет село. Посмотрите, давайте вложим это, мы получим… Всё необходимое у нас есть.
Но требуется иной финансово-экономический курс и иная выборная система. Вот сегодня, в эти дни Памфилова докладывала президенту. У нее всё хорошо, но если посмотреть реальную картину, то с какого бодуна есть регионы, где 100% у «Единой России»? Я им недавно говорю: не обижайтесь. Ну что, цены стали лучше? Что, зарплаты прибавились? Что, стипендии улучшились? Что, темпы выросли? У вас правительство Мишустина за три года дало почти по 4%. Ну а вы опять обвалили до 1% и продолжаете. Почему? Вы же банк утверждали, пригласите, давайте вместе соберемся, давайте отрегулируем. Правительство – себе, банк – себе, «Единая Россия» – себе. Это ненормально абсолютно.
– Да, Геннадий Андреевич, есть о чем поговорить. И в заключение нашей беседы… Вы уже упомянули то, что нужна сплочённость, и все периоды нашей истории, при всех их плюсах, минусах, они всегда были и есть. Но, тем не менее, мы должны их все уважать. И вот, мне кажется, идея переименования Волгограда в Сталинград, это была бы очень правильная идея.
– Вы знаете, я вот беседовал с президентом, и вместе со всеми, и вдвоем. Понимаете, давно перезрело. И это вопрос не самого города. В мире все знают, что была Сталинградская битва. Все понимали, что если Волгу перекроют фашисты… На 80% все моторы Красной армии снабжались из бакинской нефти, мы тогда могли потерпеть поражение.
Битва шла 200 дней, 22 сибирские дивизии, вся страна, великие полководцы. Я служил в 62-й армии Василия Ивановича Чуйкова, она в Германии была 8-й гвардейской. Я знаю всё о Сталинградской битве. Это то, что отметила вся планета. Даже Черчилль привез Сталину в Тегеран меч – подарок короля славным бойцам за великую Сталинградскую битву…
Восстановите эту историческую правду. Согласится вся страна. Это касается и памятника Дзержинскому. Он стоял великолепно на площади. Дзержинский не только ЧК руководил, он руководил промышленностью, транспортом. Четыре миллиона детей за парты посадили, накормили – беспризорников.
Надо уважать, правильно говорят, свою историю. А сейчас такие шаги только сближают и объединяют, а не всякие пасквильные, паскудные фильмы, которые пытаются тащить на наши экраны. Давайте сейчас поработаем на сплочение и на победу.
И нужен новый бюджет, бюджет развития, который позволит осваивать новейшие технологии и дать просторы инженерной мысли.
– Геннадий Андреевич, Вам огромное спасибо. Я думаю, что Ваши идеи будут соответственно реализовываться в Госдуме. Спасибо, что пришли.
– При вашей поддержке. Вам удачи и успехов. Спасибо.
