Губернатор Андрей Клычков отвечает на вопросы «Советской России»
5 октября исполнилось 8 лет с момента назначения Андрея Клычкова врио губернатора Орловской области. За это время он дважды был избран главой региона, получив абсолютное большинство голосов избирателей. «Советская Россия» взяла у него интервью, чтобы узнать, с какими проблемами сегодня сталкиваются небольшие аграрные регионы, как Орловщина.
– Андрей Евгеньевич, уже долгие годы Россия живет в условиях войны и противостояния всему коллективному Западу. Эти обстоятельства, безусловно, затронули всех наших соотечественников. Скажите, как изменилась жизнь обычного жителя Орловской области?
– Первое, что я должен сказать, – орловцы беззаветно любят свою Родину. И большую, и малую. Это настоящие патриоты, я убеждаюсь в этом каждый день. Мы не просто поддерживаем армию, мы живем этой работой – в регионе огромное число волонтерских организаций и групп, все партии, органы власти и муниципалитеты занимаются сбором гуманитарной помощи. Все это мы называем «единый Орловский тыл». Общий объем гуманитарных грузов в зону СВО, доставленных на фронт из Орловской области, превышает 9 тысяч тонн. Для нашего небольшого и, скажем прямо, небогатого на финансы региона это огромная цифра.
Что касается изменений в нашей работе – конечно, все это время мы все больше занимаемся вопросами безопасности. Враг атакует промышленные объекты, жилые дома. К сожалению, есть погибшие, раненые. Совсем недавно при разминировании железной дороги погибли три сотрудника Росгвардии – они отдали свои жизни, но спасли пассажирский поезд. Враг не гнушается террористическими методами, нападает на мирное население. Каждый день над Орловской областью уничтожаются вражеские БПЛА – с начала СВО их было более 1000.
Конечно, все это требует больших ресурсов, которых у региона зачастую нет. Тем более это сложно в условиях колоссального санкционного давления – мы ценой огромных человеческих усилий удерживаем стабильную социально-экономическую ситуацию в области. Это, наверное, важнейший пункт повестки дня в нашей работе.
– Как вы оцениваете текущее состояние региональной экономики? Орловщина справляется с вызовами?
– Да, справляется. Для нас социальная ориентированность бюджета – не просто слова, мы выполняли и выполняем все социальные обязательства. Конечно, есть негативная тенденция – в этом году существенно снижаются поступления от налога на прибыль организаций, одного из важнейших источников. Есть определенное снижение налоговой базы по крупным региональным плательщикам, и связано это с увеличением процентной ставки по кредитам, ростом цен на закупаемую продукцию, другими факторами. Но мы ожидаем, что поступления в областной бюджет будут соответствовать планируемому объему – и в этом мы сохраняем устойчивость.
Отдельно отмечу, что сейчас коммерческих кредитов у Орловской области нет – весь наш оставшийся долг под один процент. А ведь еще в 2017 году долг составлял 106 % от доходов области, он был весь коммерческий, его содержание обходилось в миллиард в год. Сейчас это порядка 66% от доходов, и мы активно работаем над дальнейшим снижением.
Для нас это все равно очень большое бремя. Конечно, мы благодарим федеральный центр за постоянную помощь, но многие регионы нуждаются в качественно другом уровне поддержки. На местах делается очень много, но если эта работа будет идти в одну сторону, последствия для экономики страны не заставят себя ждать.
– Орловщина даже среди других сельскохозяйственных регионов выделяется своими аграрными достижениями. Что изменилось в этой сфере за время вашей работы и как аграрии чувствуют себя сегодня?
– Орловское сельское хозяйство развивается, и достаточно динамично. В основе этого развития стоят, на мой взгляд, три основных фактора – труд наших аграриев, эффективные меры государственной поддержки и науки – новые технологии и разработки. На каждого проживающего в Орловской области человека производится сельхозпродукции на сумму 240 000 рублей – это в три раза больше, чем в среднем по стране. С 2018 года мы увеличили посевную площадь на 70 тысяч гектаров, а урожайность зерновых и зернобобовых культур увеличена на 37%.
Что стоит за этими цифрами? За этот период объем господдержки составил 18,4 миллиарда рублей. При этом мы поддерживаем не только крупных игроков в лице агрохолдингов – в рамках грантовых конкурсов на развитие семейных ферм мы предоставили 370 миллионов рублей, 220 миллионов по программе «Агростартап» и 90 миллионов – для начинающих фермеров.
И наука – новые сорта пшеницы, выведенные на Орловской земле, в последние годы регулярно бьют рекорды урожайности. Последний был установлен в августе – сорт пшеницы с говорящим названием «Зюгановка» дал на экспериментальном поле почти 185 центнеров с гектара. Это, между прочим, абсолютный мировой рекорд.
За последние 8 лет на 27,4% выросла урожайность масличных культур. В прошлом году Орловщина заняла 3-е место в России по валовому производству рапса (326 тысяч тонн) и 4-е место по урожайности сои (20,8 центнера с гектара).
Конечно, не обходится без сложностей. Урожайность зерновых и зернобобовых культур выросла больше, чем на треть – но у этого есть и обратная сторона. На рынок поступает больше продукции, и под влиянием большого предложения цена сырья невысока, особенно с учетом необходимости покрытия издержек.
Проблемой остается и формирование мировых цен на зерно – они зависят от соотношения мирового спроса и предложения. На стоимость зерна влияет, в частности, политика стран – участниц зернового рынка, объемы производства зерна, платежеспособность населения, макрофакторы, стоимость денег в мире. Зерно является биржевым товаром. Закупочные цены на зерно устанавливаются на основании фьючерсов на Чикагской товарной бирже (CBOT). Органы государственной власти ни на федеральном, ни на региональном уровне не оказывают влияние на ценообразование.
Повышение эффективности деятельности и рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей возможно посредством диверсификации производств, за счет развития животноводства и пищевой перерабатывающей промышленности, обеспечения производства конечных продуктов питания.
Еще один важный вопрос – специфика налоговой системы. Мы развиваем сельскохозяйственное производство, получаем высочайшие урожаи – но в региональный бюджет поступает только единый сельхозналог, НДФЛ и налог на землю. Платежи, которые аграрии платят через акцизы и пошлины, идут в федеральный бюджет. Таким образом, сельскохозяйственное производство не приносит бюджетам регионов практически ничего в сравнении с промышленным производством, но все 8 лет моего руководства мы системно работаем над этой проблемой.
– Как?
– Мы используем нашу сильную сторону – аграрную сферу – и на ее базе развиваем производство. С самого начала для меня было очевидно: имея большое количество продукции, сырья, Орловщина должна заниматься и его переработкой. И мы поставили задачу планомерно создавать и увеличивать количество предприятий именно в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. С 2018 года у нас появились новые предприятия, расширились мощности действующих, создано более 900 новых рабочих мест – в сфере производства сыров, молока, рапсового масла, сахара, семян и комбикормов.
Это приносит свои плоды: Орловская область в 2024 году заняла 3-е место в России по объему производства рапсового масла, а также 6-е место в стране по производству сахара.
У нас строится новое предприятие по глубокой переработке картофеля – сумма инвестиций составляет почти 20 миллиардов рублей. Поэтому Орловщина не только житница, но и край наукоемкой, технологичной перерабатывающей промышленности. Мы будем и дальше это развивать.
– Если продолжить тему производства, какие трудности у орловской промышленности?
– С 2018 года у нас создано более 30 новых промышленных предприятий и 3000 новых рабочих мест. Это новые производства в машиностроении, металлургии, производстве стройматериалов и других сферах. Кроме того, ежегодно бизнес инвестирует в создание новых или модернизацию действующих производств до 16 миллиардов рублей. Промышленность для нас – не только рабочие места и налоги. В Орловской области создаются высокотехнологичные предприятия, которые меняют саму структуру экономики. Считаю, что это стало возможно благодаря нормализации делового климата, а также созданию Особой экономической зоны «Орел» и территории опережающего социально-экономического развития «Мценск».
Обратная сторона – быстрое появление новых производств исчерпало имеющиеся площадки для создания других предприятий. Например, для расширения особой экономической зоны необходимы мощности по электроснабжению. Еще не построена подстанция, а весь будущий запас электроэнергии уже распределен. Поэтому сейчас приходится предлагать новым инвесторам площадки без присоединения к коммуникациям.
Среди основных проблем, помимо высокой ставки по кредитам, которая просто заморозила возможность развития для ряда направлений, могу выделить кадровый вопрос – здесь мы системно помогаем промышленникам. Год от года увеличиваем число мест для обучающихся рабочим специальностям в учреждениях среднего профессионального образования с учетом запроса предприятий, реализуем ряд профориентационных программ. Важным фактором для развития орловской промышленности станет новый студенческий кампус, который сегодня строится в Орле. На выходе мы получим обновленную, усиленную и ориентированную на производство и потребности рынка труда систему подготовки кадров.
Важным остается вопрос дефицита импортных комплектующих и запасных частей, которые ранее поставлялись зарубежными поставщиками, ушедшими с российского рынка. Он напрямую связан с вопросом импортозамещения, который имеет сегодня стратегическое значение. Наряду с оказанием мер государственной поддержки, стимулирующих производство импортозамещающей продукции, государство должно взять на себя функции организатора и координатора процессов производственной кооперации
с целью организации производства требуемой продукции – и мы такую работу ведем.
Конечно, хотелось бы видеть постоянный промышленный рост Орловщины. Благодаря помощи федеральной власти и нашей работе
по улучшению инвестиционного климата у орловской промышленности есть и уверенное настоящее, и перспективное будущее.
– К слову о федеральной власти. Андрей Евгеньевич, ваша принадлежность к Коммунистической партии помогает или мешает в работе с федеральным центром?
– В работе я не чувствую никакого отдельного отношения федерального руководства в связи с тем, что КПРФ – оппозиционная партия. Федеральное руководство слышит наши нужды – в последние 8 лет мы получили поддержку очень важных для Орловщины проектов, которые, объективно говоря, никогда не смогли бы реализовать своими ресурсами. Это новые общественные территории, сотни километров дорог, завершение строительства многопрофильного медицинского центра, уже упомянутый мной кампус и западный обход города Орла… Десятки миллиардов рублей федерального бюджета. Мы чувствуем поддержку федерального центра
и надеемся, что федеральное руководство положительно оценивает нашу работу.
Конечно, огромное значение имеет поддержка Геннадия Андреевича Зюганова, уроженца орловской земли. И точно такая же конструктивная работа у нас выстроена со всеми здоровыми политическими и общественными силами Орловщины. С момента приезда в регион я не устаю повторять: у нас одна партия – жители Орловской области. А в стране у нас один самый главный нацпроект – победа в специальной военной операции. Все остальное вторично.
– А какой вы видите Орловскую область после нашей победы?
– В мирное время должен сыграть тот фундамент, который мы выстроили. За 8 лет мы получили достаточно видимых итогов, но есть
и долгоиграющие проекты. Несмотря на все трудности, мы фиксируем прирост и по бюджету, и по аграрной сфере, и по промышленности. А еще для меня особенно важно, что поступательно растет орловский малый бизнес – и по оборотам, и по налоговых поступлениям. Это значит, что в регионе – здоровый инвестиционный, по-настоящему деловой климат, и есть место для инициативы, для приложения сил людей.
Важнейшим вопросом будет возвращение к мирной жизни героев СВО, забота об их семьях. Это то, о чем я сегодня думаю каждый день. И жизненно важно использовать для страны опыт людей, с оружием в руках доказавших свою преданность стране – об этом постоянно говорит президент.
Конечно, главный вызов и для Орловщины, и для России – сломать негативную демографическую тенденцию. Это не вопрос только лишь социально-экономических условий, программ господдержки – это намного сложнее, это вопросы культуры, идеологии, и здесь потребуется приложение всех сил на всех уровнях.
Скажу главное – я верю в нашу страну, в наших людей. Вместе мы можем все, и мы обязательно победим.
На фото: Так уверенно А. Клычков исходил, пожалуй, всю Орловщину. Поучал, советовал, добивался. ТГ-канал: t.me / Klychkov_Andrey

