«Хроники русской революции»
Разбор с 11-й по 16-ю серию
Приветствую, дорогие читатели! Вот мы и доползли до финиша киноэпопеи, киноромана, киносаги (по версии создателей, естественно), а также творческой импотенции «Хроники русской революции». В последних шести сериях нам показали то, что мы не смогли бы увидеть больше нигде, и я надеюсь, что не увидим больше никогда. Нам показали, как Ленин в исполнении Евгения Ткачука тряс своим хозяйством перед туристами в Разливе! А также мы увидим Ленина, который прикладывает к шее кота, чтобы голова не так болела (хотя бы на кота было смотреть приятно). Вот это задумка! Вот это творческая мысль! И опять, опять этот перформанс сделан для того, чтобы скрыть, завуалировать настоящие дела Владимира Ильича, отвести внимание от его деятельности по подготовке Октябрьского вооружённого восстания!
Вообще-то в Разливе Ленин написал одну из самых знаменитых своих работ «Государство и революция». Именно в Разливе Ильич обдумывал подготовку к восстанию. Что же делает сериальный Ленин: ждёт, когда ему приготовят уху, в одной сцене о чём-то совещается со Сталиным, и потом эта выходка Ткачука… И говорит, что в Европе нормально купаться голышом всем вместе. (Ничего, что он от смерти спасался в Разливе? Ведь ничего же нет естественнее, чем заставить о себе говорить всю округу.)
Вернёмся к повествованию. Начало конца, то есть одиннадцатая серия, начинается с откровенного вранья. То есть с выдумки о том, что на самом деле Октябрьское вооружённое восстание осуществили генералы, а большевиками они только прикрылись. А потом, видимо, всем составом вместе с войсками ушли в тень. Ну, куда этим сиволапым рабочим и большевикам с тремя классами образования тягаться с такими умными и умелыми? Если бы генералы взяли власть силой, то это была бы хунта. Посмотрите на историю любых военных диктаторов, которые пришли к власти силой и сидят на штыках – они ни с кем этой властью просто так не делятся. А эти генералы отдали её каким-то большевикам? Ну, очень смешно.
Начнём с того, что выдумка про генеральский тайный комитет – это байка, запущенная писателем Олегом Стрижаком. Об этом говорил один из авторитетных современных историков Егор Яковлев в видео, разоблачающем «Хроники». Байку эту радостно поддерживает Андрей Фурсов (оказывается, тоже историк), главной фишкой которого является всё превращать в теории заговора. Уж не знаю, насколько у Фурсова качественные исторические работы, но контент на его канале весьма специфический. Кончаловский и его товарка по сценарию как всегда берут самую мякотку из слухов, сплетен и вранья. Учитывая, что нам не показали народ, нам не показали настоящую работу большевиков, то, конечно же, зритель не понимает, как им удалось то, что удалось. А тут старец Андрон ка-а-ак сорвёт покров: «вот всё и вскрывается»…
В последних шести сериях мы наконец-то видим, куда вела «линия Сталина», который, по мнению многих, в кине показан «нормальным человеком». Нам даётся куча отсылочек на то, что Иосиф Виссарионович станет красным монархом, по мнению альтернативно одарённых. Генерал Маниковский (который в то время никак не мог договариваться с большевиками, потому что служил временному правительству и был категорически против мирного договора с немцами, что было одним из ключевых пунктов программы большевиков) говорит Сталину и Дзержинскому: мы за новую России, социалистическую, возможно, с монархом во главе. Сталин смеётся, типа что Ленин на это никогда не согласится. А вы? – спрашивает Маниковский. Сталин, конечно, отказывается, но мы-то, зрители, знаем его дальнейшую судьбу. Гениальный намёкщик Кончаловский…
По версии старца Андрона именно Сталин – главный серый кардинал. Он и с генералами договаривается, и Ленина бреет, и винишко наливает, говорит выдуманному герою Альоше, что Ленин ничего не должен знать о том, что восстание-то не рабочие делать будут, а генералы. Иосиф Виссарионович также сказал Альоше, что Ленин великий стратег, а вот тактик плохой. Оцените красоту игры киноделов – Ленин просто какой-то картавый чудачок, которого почему-то выдвинули на главные роли. То есть обесценили работу Ильича как могли. В работы Ленина, – хотя бы почитать названия или тексты и понять, как глубоко он анализировал проблемы и ситуации текущего момента, – полезут не все. А вот граждане с антисоветизмом головного мозга будут говорить: ну, а что, могло такое быть, Ленин-Бланк ведь диктатор, графоман (подставьте любое ругательство, изрыгаемое альтернативно одарёнными), а значит, старец Андрон не так уж и не прав. Ну, что режиссёру заказывали, то, в общем-то, он и сделал. Но и Сталин стал главным действующим лицом не просто так. Его, конечно же, тоже замажут пахучей субстанцией.
Кстати, на примере Сталина показывают ещё и национальные стереотипы – настоящий грузин, любитель выпить. Также он говорит Маниковскому, что его уход в революцию – это всего лишь наследственность. Был, дескать, у Сталина бедовый прадед, вот герой в него и пошёл. То есть это не осознанный выбор человека стать профессиональным революционером, это не гений, уступавший Ленину, но ненамного, а это просто дурь нашла.
Настоящий Сталин всю жизнь служил народу и коммунизму, но это понять продажным интеллигентам весьма сложно, вот и получилось то, что получилось.
Тимофей Окроев – исполнитель роли Сталина. Выглядит не так потрёпанно и пожёванно, как в гриме. Значит, специально такой ужасный грим ему наносили. В последней серии сериальный Сталин выглядит так, как настоящий в последние годы жизни…
В последней серии Иосиф Виссарионович зачитывает отрывок того самого Письма к съезду, которое не упоминает только ленивый, или, как называют его троцкисты и иже с ними, «Завещание Ленина». Престарелый правдолюбец Андрон не был бы собой, если бы не умолчал о важном. Сериальный Сталин зачитывает отрывок только о себе, ну типа там больше ни про кого и не было. Отрывок про Бухарина киноделы воткнули в более ранних сериях в реплику Ткачуку, а вот часть текста про Троцкого вообще не прозвучала. Но старец Андрон забывает, что сейчас есть Интернет, и любой, введя реплику Сталина в поиск, тут же найдёт полный текст. Ой! И опять повалится и без того кривая-косая сериальная «правда». И ещё: письмо зачитывалось на съезде и Сталин несколько раз пытался уйти с поста генерального секретаря, но товарищи голосовали против.
В конце последней серии мы узнаем, как бы намёком, очень и очень прозрачным, что Сталин подговорил партию убить Ленина. Вот так!.. Ну типа он так страдает, типа просил у Сталина яд. Ну не может же партия допустить, чтобы великий человек страдал. Сменяется кадр, и Горький читает в газетах, что Ленин умер. Вообще-то тело Ленина исследовано вдоль и поперёк, последние дни и часы Ленина по минутам расписаны. Если бы там был яд, всё давным-давно бы вскрылось, особенно учитывая то, что тело вождя сейчас в руках буржуев. На самом деле ЦК партии получил Сталину заботиться о Ленине и ограждать его от стрессовых ситуаций, в которые его часто вводило поведение жены, которая, например, несмотря на запрет, пропустила к вождю Троцкого. В том состоянии, в котором Ильич был, стресс очень часто заканчивался очередным инсультом. Та фраза про грубость Сталина из Письма к съезду с большой долей вероятности пошла от конфликта Сталина и Крупской. Сталин отчитал её, члена партии, за беспечное поведение, Крупская сболтнула Ленину, тот отчитал уже Сталина. Но отношения между ними наладились, потому что Владимир Ильич просил у Иосифа Виссарионовича яд, если страдания станут совсем нестерпимыми. Вообще разбор отношений этих двух коммунистов есть в книге Гровера Ферра «Антисталинская подлость»…
Вернёмся к внешности актёров. Я всё не могла понять, что мне напоминают образы исторических персонажей в сериале. Все они, кроме Николая II и Троцкого, вызывают у меня когнитивный диссонанс. Вроде и похожи они на прототипы, но ты чувствуешь фальшь и не веришь им. Я поняла, на что это всё похоже – на конкурс двойников. Причём не в столице, а в деревне. Видели ряженых «Лениных», которые ходят по Петербургу и фоткаются с туристами?.. Вот персонажи в этом сериале – это как раз оно. Как киноделы умудрились сделать сериального Свердлова похожим на мопса? Но хотя бы у мопса голос нормальный прорезался…
В последней серии сериальный Сталин выглядит так, как настоящий в последние годы жизни. Ну есть же фотографии. Напоминаю, что Иосиф Виссарионович был мужчина в самом расцвете в 1917–1924 гг. Между 1917-м, когда мы по сериальной хронологии видим Сталина в первый раз, и 1924-м прошло всего семь лет, а не 27. Ему всего 45 лет было. Зато Ариадна за 13 лет не постарела…
Сериальный Ленин до последнего продолжал пугать. Когда Ткачуку отклеили бороду, типа сбрили, и отправили его гулять без неё, то я поняла, что его ужимки и прыжки в роли Ленина с бородой были ещё ничего. Представьте себе: идёт просто Ткачук в одежде начала XX века и делает лицом жуткие гримасы, Ленина так изображает…
…События 6 июля 1918-го, показанные в кине, – это просто отвратительная пародия на великолепный фильм «Шестое июля». Это настолько видно, что караул. Если «Шестое июля» – это глубокий, напряжённый политический триллер, то «Хроники» – это отражение в кривом зеркале, очень-очень кривом. В «Шестом июля» есть отличная сцена, в которой показано, как Ленин не успел перекусить перед тем, как началась главная свистопляска, а потом несколько дней он просто не мог себе позволить поесть – судьба большевиков и советской власти висела на волоске. В «Хрониках» Ленин постоянно и бесконечно хватает куски – отвратительно просто… Нет никакого напряжения, нет ощущения, что вот-вот и всё может рухнуть, нет смертельной опасности. Переосмыслил старец Андрон советское наследие, старый… нехороший человек.
Ариадна Высоцкая ходит в вечном обмороке мозга. Такая незаменимая дама, её всё время находят в домах у ключевых фигур. Почему-то у мадамы две страсти – англичане и революционеры. Мне даже стало интересно, что же в ней такого, что она так востребована у власть имущих мужчин в радиусе 100 км. А что, других проститу… не было? Так Аре надо курсы вести: как соблазнить любого мужчину. Озолотилась бы. Были какие-то намёки, что Арю типа кто-то заставлял вести такую странную жизнь. В конце кина Ариадна уехала – угадайте, с кем? Кто стал очередной жертвой престарелой соблазнительницы? А это Горький! Вот это кино, вот это любовь!..
Аря сначала их рассорила с Лениным (игру Высоцкой в этой сцене просто невозможно смотреть, она машет руками, как деревянный медведь), а потом Горький её пожалел, типа, со мной ты будешь свободной и забрал на Капри. Аря, размазывая сопли по лицу, говорила, что она ещё до отъезда начала скучать по России. Чего-то раньше такой любви за ней не замечалось. Говорят, что Арька в этом кине – это символ России. Она то туда бежит, то с теми, то с этими. Видимо, этот символ был хорошо описан в одной попсовой песне: «А тому ли я дала… обещание любить». Аж обидно за Россию.
Альоша – единственный герой этой киносаги, у которого есть дуга характера (такие профессионалы эту сагу лепили, что только один герой её удостоился). Он превратился из трепетного юноши в злобного чекиста с таким лицом, что просто страшно смотреть. Только не совсем понятно, почему он совершил это превращение – видимо, потому что кто с большевиками поведётся, тот станет упырём. Аря пыталась его спасти, но было поздно. Но она и пыталась очень вяло.
Наконец-то закончилось это чеканное полотно, сделанное специально для того, чтобы люди и дальше считали большевиков, коммунизм и идеи социальной справедливости чем-то неправильным и грязным. В общем-то, абсолютно ничего удивительного в этом нет. Это очередной акт классовой борьбы, только и всего. Смотрите хорошее кино и не забывайте одну мудрую фразу:
«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».
В.И. Ленин
Екатерина БОГАТЫРЁВА
