НАТО не готово к конфликту с Россией

В НАТО рассуждают о возможности столкновения с Россией, но альянс не готов к такому конфликту, в том числе в плане логистики, пишет Financial Times. Блок не в состоянии быстро перебросить на восток Европы значительное количество живой силы и техники – и вряд ли будет способен на это в обозримом будущем.

Американский генерал Бен Ходжес руководил военными учениями в Европе, когда на железнодорожной станции в Польше произошел неожиданный случай.

Когда там проходил железнодорожный состав с десятками БМП Bradley, крышей платформы сорвало несколько орудийных башен. «Никто не пострадал, – сказал Ходжес, который в то время командовал американскими войсками в Европе, а потом ушел в отставку. – Но причиненный ущерб составил тысячи долларов. А десять машин длительное время оставались небоеготовыми».

С тех пор прошло десять лет, однако рушащиеся мосты, разная ширина рельсовой колеи и запутанная бюрократия все еще создают существенные проблемы при переброске войск и боевой техники во всей Европе. Когда Россия начала специальную военную операцию на Украине в 2022 году, Франция не смогла отправить танки в Румынию самым коротким наземным маршрутом, через Германию, и была вынуждена перебрасывать их через Средиземное море.

В данный момент для переброски армии из стратегических портов на западе Европы в страны, граничащие с Россией и Украиной, необходимо примерно 45 дней. Такую оценку дают представители руководства ЕС, готовящие к публикации новое предложение по «военной мобильности». По их словам, главная цель состоит в том, чтобы сократить эти сроки до пяти или даже до трех дней.

Но прежде чем начнется переброска войск НАТО по континенту, первоочередная задача будет заключаться в признании политиками надвигающегося кризиса, о чем говорят представители военного командования.

Европейские лидеры должны договориться с президентом США о характере угроз и о соответствующей реакции со стороны НАТО. Колебания Дональда Трампа и его изменчивое отношение к России вызывают беспокойство в Европе, которая задумывается о степени американского участия. Но Вашингтон заявляет, что он по-прежнему верен альянсу и решительно настроен на соблюдение положения о взаимной обороне.

Переброска войск и боевой техники на восток начнется после того, как НАТО утвердит это решение. Точные цифры, запланированные для различных сценариев, являются секретными. Равно как и маршруты, которые будут использовать военные.

Однако натовские дипломаты говорят, что, по оценкам аналитиков, из США, Канады и Британии на европейский континент будет переброшено примерно 200 000 военнослужащих, около 1500 танков и более 2500 других образцов бронетехники.

«Военная мобильность является важнейшим компонентом эффективной безопасности и обороны, а соответствующая инфраструктура поможет союзникам обеспечить переброску необходимых сил и средств в нужное место и в нужное время», – сказал официальный представитель НАТО.

Чтобы решить проблему несовпадения ширины железнодорожной колеи, прибалтийские страны Эстония, Латвия и Литва осуществляют проект Rail Baltica стоимостью 24 миллиарда евро по интеграции своих железных дорог с европейской железнодорожной сетью. Он был разработан с учетом военных перевозок, чтобы подготовить железные дороги к переброске крупногабаритных грузов.

Приведение колеи в соответствие чрезвычайно важно с точки зрения эффективности и безопасности, сказал генеральный директор проекта Rail Baltica Марко Кивила. Погрузка-выгрузка личного состава создает узкие места, и в это время войска уязвимы для нападения, отметил он.

При переброске сил и средств из Испании и Португалии возникают аналогичные проблемы, так как на Пиренейском полуострове ширина колеи отличается от остальной Европы.

Значительный объем работ необходимо проделать и в сети автомобильных дорог, особенно в Германии, занимающей центральное место в этом плане в силу ее географического положения и по причине размещения в этой стране 37 000 американских военнослужащих.

В прошлом году обрушился 100-метровый участок моста Каролы в Дрездене, что стало символом ужасного состояния дорог страны.

На доставку французских танков Leclerc в Румынию в 2022 году ушло несколько недель вместо нескольких дней после того, как немецкая таможня отказалась их пропускать, объяснив, что они слишком тяжелые и их нельзя перевозить по дорогам. Танки пришлось отправить из марсельского порта морем в греческий Александруполис, а затем по железной дороге в Румынию.

Страны – члены ЕС указали около 2800 «проблемных точек» в транспортной инфраструктуре, которые нуждаются в ремонте и модернизации. Чиновники в Брюсселе сократили этот список до 500 приоритетных проектов.

Страны НАТО, за исключением Испании, договорились в июне увеличить к 2035 году расходы на оборону до 5% ВВП. Полтора процента из этих средств может быть потрачено на инфраструктуру. В Германии представители оборонного ведомства ведут работу по приоритетному включению важнейших маршрутов в план модернизации автомобильных, железных дорог и мостов на сумму 500 миллиардов евро.

Другие материалы номера