Звездам, а не ландышам, сиять на погонах

В эти дни мы получили отклик на предыдущий выпуск нашего приложения. Наш читатель из Нижегородской области, отдавший службе в армии 33 года, рассказывает об идее создания кинофильма-памятника Защитникам Отечества.

Уважаемые товарищи, здравствуйте!

Нахожусь под впечатлением от статьи Валерия Кириллова «Пуста без памяти душа», опубликованной в газете «Советская Россия» от 13.11.2025 г. Хорошо сказано: «Душа ведь, как живительным соком, питается памятью. А там, где беспамятство, там нет сострадания, нет совести, нет правды… Народ душой осознает исключительную важность того, что происходит на Украинском направлении: там решается судьба России».

2025 год объявлен Годом защитника Отечества. Сегодня все внимание мы адресуем нашим ребятам, находящимся в зоне СВО, где идут бои. Родина позвала своих защитников к оружию, и они с честью выполняют свой гражданский и воинский долг. Мы слышим истории о героизме наших военнослужащих, об их взаимовыручке, военной смекалке и гордимся ими.

К вам обращается полковник в отставке Кольцов Валерий Николаевич, прослуживший в армии 33 года, имеющий опыт воспитательной работы. Мои близкие родственники тоже имеют прямое отношение к СВО, не все придут домой с этой войны живыми.

Я хотел внести свой вклад в проведение мероприятий, посвященных Году защитника Отечества – меня буквально захватила идея создания кинофильма-памятника защитникам Отечества «Звезды на погонах».

Все началось после беседы с молодыми людьми, которые участвовали в проведении урока мужества, посвященного Дню защитника Отечества. Меня встревожило то обстоятельство, что у собеседников, присутствующих на данном мероприятии, отсутствуют какие-либо знания об участии российских военнослужащих в военный конфликтах за последние 50 лет. Видимо, это не случайно, так как в школьной программе по истории этих тем нет, нет этой информации, которую можно получить и из кинофильмов. Возникли такие мысли:

1) Как исправить ситуацию, при которой в памяти нашего народа могут быть вычеркнуты последние 50 лет истории защиты Отечества?

2) Несомненно, что военнослужащие заслуживают уважения и внимания общества, в том числе и потому, что они участвовали во многих военных конфликтах внутри нашей страны, выполняли роль миротворцев, некоторые из них устанавливали мир ценой своих жизней.

Хорошо известен план Алена Даллеса, под руководством которого формировалась послевоенная доктрина по уничтожению России: «Всеми силами препятствовать самоопределению российского народа на основе национальных ценностей». Ставилась задача: разложить молодежь. «Литература, театр, кино – всё будет прославлять самые низменные чувства, и лишь немногие будут понимать, что происходит», – утверждали идеологи США.

На вышеуказанной встрече я спросил собеседников о том, какой художественный фильм вызвал у них чувство уважения к армии – желательно, чтобы этот фильм вышел на экраны недавно. Большинство высказались, что это кинофильм «Ландыши» 2025 года.

После беседы я посмотрел этот фильм и скажу, что сильно засомневался в том, нужен ли он вообще и с какой целью фильм снят. Действительно, в кинофильме есть сцены армейской жизни, но они поверхностно раскрывают содержание армейской жизни и героизм профессии «Родину защищать»; и непонятно, как этот фильм может формировать уважение к армии. Герои фильма: он – Лёша, окончил военное училище, последние дни отпуска проводит в ночных клубах, где знакомится с ней. Она – Катя, дочь миллиардера, проживает в Англии, приехала в Россию решать вопросы наследства, готова всё и всех купить. Регистрирует брак с Лешей, чтобы спрятаться от бандитов за забором военного городка.

«Шоу» продолжается в разборках между офицерами на сексуальной основе, в приставаниях к офицерским женам. Заканчивается фильм относительно хорошо. Наследство от папы для Кати остается у нее. Она влюбляется в Лёшу. Лёша уезжает на СВО, считается без вести пропавшим. Катя участвует в благотворительной акции, в составе эстрадной группы уезжает в район, где проходит СВО, находит Лешу. Все просто. Фильм не оставляет никаких положительных эмоций об армии, не формирует чувство гордости за нашу армию и ее защитников.

Возникают вопросы:

1) Почему утрачена практика создания и демонстрации современных патриотических фильмов, как это было во времена нашей молодости? Например: «Солдат Иван Бровкин», «Максим Перепелица», «Голубая стрела», «Семнадцать мгновений весны».

Я полностью согласен с Валерием Кирилловым в том, что советское кино несло в себе доброту, любовь к Родине, воспитывало нравственно здоровое поколение. В трудные для страны времена кинематограф обращался к нашей истории, к раскрытию подвигов старших поколений. Взять, к примеру, фильмы «Александр Невский» и «Чапаев».

2) Почему практически нет хороших художественных фильмов, раскрывающих героическое участие военнослужащих России в конфликтах в Чеченской Республике, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, бывшей Югославии, на Украине?

Я попытался проанализировать содержание кинофильмов, которые вышли в прокат после 2017 года. За исключением фильмов «Крым» и «Небо» я не нашел ничего полезного для использования в патриотическом воспитании: 2019 г. – «Балканский рубеж», «Братство»; 2020 г. – «Шугалей», 2021 г. – «Солнцепёк», «Гранит».

Большинство просмотренных кинофильмов насыщено насилием, отрезанными головами, жестокостью, когда кровь льется рекой. В фильме с патриотическим названием «Братство» военнослужащие воюют в Афганистане, процветают пьянство, мародерство, насилие, жестокость к мирному населению, коварство. Из фильма «Балканский рубеж» я бы использовал в патриотическом воспитании только финальные сцены: движение колонны десантников на аэродром Слатина и встречу колонны в Приштине, реакцию сербского населения и оценку этого шага руководством западных стран (съёмка документальная).

Мало что изменилось и после 2021 года.

С началом СВО в кинотеатрах наступило «затишье» в демонстрации кинофильмов о современных защитниках Отечества, есть проблемы в формировании общественного сознания к событиям, которые происходят в стране. Пестрят рекламы о фильмах «Горыныч», «Чебурашка-2». Вдруг прорывается фильм «В августе 1944 года», что тоже важно. Есть мнение, что данная ситуация объясняется тем, что нужно время для осмысления всего, что происходит на СВО. Об этом говорит и знаменитый кинорежиссер Н. Михалков.

Есть и такое мнение, что не все работники киноиндустрии восприняли СВО как время больших патриотических свершений – иные мечтают когда-нибудь получить «Оскар» или «Пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, поэтому не стремятся «засветиться» в симпатиях к российским героям-участникам СВО.

Попытки что-то отснять есть, но эти фильмы не впечатляют продуманностью содержания; какая идея в них вложена, не совсем понятно. Об этом говорили участники программы «Место встречи» на НТВ в ноябре 2025 года. Из этой передачи я узнал, что есть фильмы об СВО. Одним из них был назван выше указанный мною фильм «Ландыши». Далее шли: «Свидетель» – о скрипаче из Голландии, который на себе испытал ужасы войны и зверства солдат Украины; затем «Свои», «Резервисты», «Мобилизация».

С помощью интернета я посмотрел эти фильмы. В итоге появились сомнения: нужны ли фильмы-боевики в том виде, как их преподносят зрителю? Эти фильмы не похожи на фильмы, которые нас воспитывали: «Альпийская баллада», «В бой идут одни старики», «На войне как на войне», «Вечный зов» и другие. Современные фильмы о СВО чем-то похожи, скорее, на американские фильмы типа «Рембо».

После просмотра фильма «Мобилизация» я понял, что главный персонаж фильма – отрицательный герой, который к концу фильма, возможно, станет положительным, и он будет участником происходящих событий на Донбассе. Опять не совсем понятно: зачем из уклониста делать героя? На мой взгляд, серьезной ошибкой режиссеров, снимавших эти кинофильмы, является отрыв реальных событий от героической истории нашей Родины – России. Не формируется понимание того, что одна из целей СВО состоит в сохранении территориальной целостности России, укреплении единства народа, проживающего на этой территории, за что сражались наши предки во все времена.

Когда я стал обращаться со своими вопросами по данной теме в различные инстанции, мне либо не отвечали, либо отвечали, что современный кинематограф стал зависеть от спонсоров. После этого я решил обратиться к вам.

В проекте предлагаемого мною киносценария я попытался раскрыть биографию многих офицеров, периоды их армейской жизни, начиная с Военного училища, в том числе, особенности службы курсантов. Каждая звезда на погонах офицера олицетворяет период службы в непростое время истории России.

Мнение ветеранов Вооруженных Сил по данным планам создания кинофильма, с которыми я беседовал, положительное. Такой фильм нужен потому, что он будет иметь большое значение для патриотического воспитания молодежи.

Высылаю вам свои предложения с проектом по созданию кинофильма «Звезды на погонах», продолжение биографии семьи Трофимовых из фильма «Офицеры». Возможна доработка проекта сценария, но это уже другая история и дело специалистов.

Жду вашего ответа, совета и помощи в реализации моих идей. Надеюсь, что мои мысли отражают и ваше понимание затронутых мною проблем.

С уважением к Вам,

                                               Валерий Николаевич КОЛЬЦОВ

Другие материалы номера