В актуальных условиях развития бизнеса конкуренция становится более ожесточенной, поэтому компании вынуждены искать новые варианты повышения финансового результата. Один из действенных способов – повышение вовлеченности персонала. Когда сотрудники чувствуют себя частью системы, когда их мотивация и интерес к работе высоки, это напрямую отражается на результатах деятельности организации. Вопрос лишь в том, каким образом именно эта связь работает и какие конкретные выгоды приносит бизнесу высокий уровень вовлеченности сотрудников.
Степени увлеченности
Различают три степени вовлеченности:
- Сильная вовлеченность персонала, при которой сотрудники глубоко понимают цели и ценности бизнеса. Персонал самостоятельно ищет пути улучшения эффективности компании и принимает решения. Работники поддерживают активную и открытую коммуникацию внутри коллектива и с руководящим составом.
- Средняя вовлеченность характерна для сотрудников, выполняющих обязанности добросовестно, но без проявления инициативы или энтузиазма. Они удовлетворены работой, но не выдвигают предложений по улучшению работы.
- Слабый уровень вовлеченности, при котором сотрудники выполняют минимально необходимые требования, избегают дополнительной нагрузки и редко проявляют инициативу, стремясь завершить работу как можно быстрее, без внимания к качеству.
Анализ вовлеченности часто показывает и полное ее отсутствие у работника, утратившего интерес к рабочему процессу и интересам компании.
Какое влияние оказывает вовлеченность сотрудников на бизнес
Чем выше уровень вовлечения, тем лучше результаты бизнес-процессов:
- Повышение производительности труда. Персонал с высоким уровнем вовлеченности более эффективно использует рабочее время, быстрее справляется с заданиями, заботясь о качестве результата. Согласно исследованию компании Gallup, вовлеченные сотрудники демонстрируют повышение производительности труда на 21%.
- Увеличение числа довольных клиентов. Заинтересованные сотрудники проявляют заботу о клиентах и стараются превзойти их ожидания. Это ведет к увеличению числа довольных клиентов, что способствует росту прибыли. Довольный клиент с большей вероятностью вернется за повторной покупкой и порекомендует компанию друзьям и знакомым.
- Рост прибыли. Анализ, проведенный платформой Vantage Circle HR, выявил, что компании, повышая вовлеченность персонала увеличивают свою прибыль на 26%. Заинтересованный коллектив лучше понимает потребности клиентов и стремится к повышению качества результата.
- Снижение текучести кадров. Вовлеченные сотрудники реже задумываются о смене места работы, поскольку удовлетворены условиями, видят перспективы роста и чувствуют поддержку со стороны руководства. Исследования Gartner показали, что текучесть кадров сокращается до 87%. Это позволяет экономить средства на подборе новых специалистов, их обучении и адаптации.
Как определить уровень вовлеченности
Для оценки вовлеченности персонала в рабочий процесс используют разные методы, которые позволяют проанализировать удовлетворенность, лояльность, продуктивность и другие факторы.
Хороший результат дают пульс-опросы, опросник Gallup и анкетирование. Для определения заинтересованности не только подчиненных, но и руководителей, применяют опросы 360 градусов, где сотрудники оценивают друг друга. Отслеживать вовлеченность персонала в компании поможет анализ HR-метрик.
Независимо от применяемых методов, чтобы получить достоверные результаты при анализе вовлеченности, нужно объяснить персоналу, зачем определяется этот показатель и как он повлияет на улучшение рабочих условий. Важно гарантировать анонимность опросов, иначе персонал не будет отвечать честно.