В советский период дорожные и пешеходные ограждения проектировались с упором на функциональность, долговечность и минимализм. Они соответствовали ГОСТам и техническим нормативам, действовавшим в СССР.
Одно из самых массовых железобетонных ограждений в СССР — забор «ПО-2» (плита ограды ПО-2, «Забор Лахмана»). ПО- 2 активно применявшийся с 1950-х по 1990-е годы. Его также называют «забором Лахмана» — по фамилии инженера, участвовавшего в разработке. Этот забор стал символом советской эпохи: строгий, функциональный и долговечный. Его можно было встретить вокруг заводов, школ, больниц, военных частей и даже жилых домов.
Вот основные типы ограждений, которые использовались:
Дорожные ограждения
- Металлические ограждения:
Чаще всего использовались металлические ограждения, выполненные из стальных труб или прутьев. Они имели простую конструкцию и часто окрашивались в яркие цвета для повышения видимости.
Такие ограждения устанавливались вдоль дорог, чтобы предотвратить выезд автомобилей на тротуары и другие опасные участки.
- Бетонные блоки:
В некоторых случаях использовались бетонные блоки, которые обеспечивали более надежную защиту. Они могли быть как сплошными, так и с перфорацией для улучшения видимости.
- Каменные ограждения:
В некоторых регионах можно было встретить ограждения из камня или кирпича, которые использовались для обозначения границ дорог и придорожных территорий.
Пешеходные ограждения
- Металлические перила:
На пешеходных переходах и вдоль тротуаров часто устанавливались металлические перила, которые служили для защиты пешеходов от автомобилей. Они имели простую конструкцию и были окрашены в яркие цвета.
- Деревянные ограждения:
В некоторых парках и скверах использовались деревянные ограждения, которые придавали более естественный вид и гармонировали с окружающей природой.
- Каменные и бетонные ограждения:
В городских условиях можно было встретить ограждения из камня или бетона, которые использовались для разделения пешеходных и автомобильных потоков.
Особенности советских ограждений
✔ Минимализм – мало декора, строгие формы.
✔ Долговечность – использовались устойчивые к коррозии материалы (чугун, бетон).
✔ Стандартизация – все ограждения делались по ГОСТ (например, ГОСТ 25772-83 для лестничных ограждений).
Где можно увидеть такие ограждения сегодня?
Старые трассы (например, участки МКАД 1960–70-х гг.).
Исторические районы (в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве).
Станции метро советской постройки («Площадь Революции», «Киевская» в Москве).
Советские дорожные и пешеходные ограждения отличались прочностью и простотой. Многие из них сохранились до сих пор, особенно в городах с богатой историей. Современные аналоги тех ограждений можете посмотреть перейдя по ссылке https://www.zavodbar.ru/catalog
Если заметите такие ограждения в своем городе – присмотритесь : это часть инженерного наследия СССР!
