Морские грузоперевозки в России, перспективы в 2025 году

Морские грузоперевозки являются неотъемлемой частью национальной экономики России, способствуя экспорту сырья и импорту необходимых ресурсов. В условиях постоянно меняющихся логистических маршрутов, санкционных ограничений и колебаний спроса на мировых рынках, морские порты страны демонстрируют свою устойчивость и продолжают активно развиваться.

Согласно данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в январе 2025 года грузооборот морских портов России составил 71,6 миллиона тонн, что на 1,6% меньше, чем в январе 2024 года. При этом перевалка сухих грузов выросла на 3,7%, достигнув 34,2 миллиона тонн, в то время как перевалка наливных грузов снизилась на 6,1%, составив 37,3 миллиона тонн.

В структуре грузоперевозок произошли следующие изменения:

  • Рост перевалки угля на 6,2% до 15,3 миллиона тонн.
  • Снижение перевалки зерна на 30,3% до 3,8 миллиона тонн.
  • Увеличение перевалки минеральных удобрений на 17,9% до 3,9 миллиона тонн.

Основные направления грузоперевозок включают:

Дальневосточный бассейн с грузооборотом 18,1 миллиона тонн (+7,7%), где перевалка сухих грузов выросла на 13,9%.

Основные порты: Восточный, Ванино, Владивосток и Находка Балтийский бассейн с грузооборотом 23,6 миллиона тонн (+1,9%), где порт Усть-Луга продемонстрировал рост на 3%, а Большой порт Санкт-Петербург — на 9,9%.

Азово-Черноморский бассейнс грузооборотом 21,7 миллиона тонн (-9,6%), где порт Новороссийск обработал 12,9 миллиона тонн (-7,8%).

В 2025 году на субсидирование морских перевозок в Калининградскую область выделено 4 миллиарда рублей. Эти средства будут распределены среди 41 организации, отобранных Росморречфлотом. Субсидии направлены на укрепление транспортной связанности региона с основной частью страны, особенно в условиях санкционных ограничений на сухопутный транзит через территорию Евросоюза.

Среди вызовов и рисков можно выделить:

  1. Санкционные ограничения, вынуждающие искать альтернативные маршруты, такие как морские перевозки через Балтику.
  2. Задержки на железной дороге, которые создают дополнительные трудности для экспортеров.
  3. Снижение экспорта зерна, связанное с усилением конкуренции на мировых рынках и введением квот на экспорт.

ООО «ИНФУЛЛ» — один из лучших сервисов по страхованию морских грузоперевозок!

INFULL — компания предлагает широкий выбор финансовых услуг для физических и юридических лиц, включая страхование, лизинг, ипотечное кредитование, операции с недвижимостью и поддержку в развитии бизнеса.

Министерство транспорта России прогнозирует, что грузооборот морских портов в 2025 году останется на уровне 2024 года (862 миллиона тонн). Однако эксперты отмечают, что восстановление объёмов возможно за счёт увеличения экспорта угля, минеральных удобрений и других сырьевых товаров.

Таким образом, морские грузоперевозки продолжают играть ключевую роль в экономике России, несмотря на вызовы, связанные с санкциями и изменением логистических маршрутов. Развитие инфраструктуры портов, субсидирование перевозок и поиск новых рынков сбыта помогут укрепить позиции России на мировом рынке.