«БЕЗУДЕРЖНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ»

Описать цензурно мое отношение к тому, что я увидел в данном документе, очень сложно, но я все-таки попробую. Вот одна цитата, после которой, в принципе, все сразу становится ясно.
«По результатам сопоставления конечных показателей Госпрограммы установлено, что по состоянию на 1.07.2018 только 4 из 22 показателей Госпрограммы в актуальной редакции (в ред. от 27.03.2018) остаются неизменными с момента ее утверждения (18,2 процента). Достижение конечных результатов в полном объеме ежегодно не обеспечивалось. Непосредственные результаты реализации мероприятий госпрограммы ежегодно корректировались и при актуализации госпрограммы в 2018 году (в ред. от 27.03.2018) полностью исключены».
То есть что хотим – меняем, что не устраивает – выбрасываем. Нет результатов – и спрашивать не за что. К примеру, из столичной программы по здравоохранению убрали практически все показатели, связанные с укомплектованностью больниц кадрами.
«Количество конечных результатов госпрограммы, характеризующих решение задач кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, начиная с 2016 года, последовательно сокращалось, вплоть до полного исключения при актуализации программы в 2018 году».
Почему? Потому что численность врачей и медсестер падает год от года. С 2014 по 2017 год в столице стало меньше на 3076 врачей, среднего медицинского персонала – на 16 351 человека. При этом становится все меньше врачей, имеющих квалификационную категорию. Согласно критериям обеспеченности медицинской помощи в нашем государстве, на 10 тысяч человек должно приходиться 36,9 врача и 66 с половиной человек среднего медицинского персонала. Но столица до этих показателей не дотягивает.
Посмотрите, сколько всего было «оптимизировано» в 2012–2018 годах: закрыто 130 поликлиник, 66 больниц, сокращено почти 30 000 больничных коек. Однако статистика говорит о том, что за год стали лечить больше людей. Это при нехватке врачей-то? Если только каждый анализ крови из пальца считать лечением… 
Между тем, согласно данным этого же отчета, число людей, которые обращаются за обследованиями в центры здоровья, ежегодно сокращается. В 2017 году на профилактические осмотры пришло на 54% меньше людей, чем в 2015-м. В рамках борьбы с потреблением алкоголя и табака в 2015–2016 годах должно было быть обследовано определенное число людей. Этих показателей достичь не удалось, посему по уже сложившейся традиции они были просто исключены из программы. 
«В 2017 вследствие ежегодного недостижения плановых значений из перечня конечных результатов исключен показатель «Количество жителей, для которых преду­смотрены меры социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет бюджета города Москвы».
Зарплатой себя эти чиновники от медицины, конечно, обеспечить не забыли. А вот лекарствами нуждающихся москвичей – зачем?
«По результатам недостижения планового значения в 2015 году (фактическое значение составило 21 случай на 10 тыс. детей при плане 16 случаев на 10 тыс. детей) показатель «Первичная инвалидность у детей» при актуализации госпрограммы в 2016 году был исключен. Вместе с тем проведенный анализ показал ежегодное увеличение численности детей-инвалидов».
Точно так же из программы были исключены показатели материнской смертности, ожирения, низкой физической активности, потребления табака и алкоголя и черт знает чего еще. Но, как вы понимаете, от исключения этих показателей суть-то не меняется. Алкоголя и табака люди как потребляли больше нормы, так и потребляют.
Или вот еще из прекрасного: «В рамках комплекса мер по снижению потребления табака и алкоголя населением, начиная с 2014 года, предусмотрено проведение мониторинга показателей реализации табачной и алкогольной продукции. Вместе с тем департамент здравоохранения данными мониторингов не располагает».
То есть деньги выделялись, а мониторинги не проводились. Вывод, думаю, сделаете сами.
В общем и целом отчет КСП выглядит именно так, и продолжать его цитировать смысла нет. Некие положительные моменты, конечно, есть. Так, согласно статистике (а насколько вы ей верите – решайте сами), увеличилась продолжительность жизни до 77,9 года. Увеличилось число больных, у которых онкологию обнаруживают на начальной, а не на конечной стадии. Но зато показатель смертности от новообразований – выше, чем в целом по России.
Между тем объем финансов, выделенный на эту госпрограмму в 2012-м – 1 полугодии 2018 года составил 2 501 856 268,2 тысячи рублей, а на всю программу целиком (2012–2020 годы) было выделено 3 800 385 436,4 тысячи рублей.
Еще в 2015 году, после начала тотальной и безудержной «оптимизации» здравоохранения, фракция КПРФ внесла в Госдуму законопроект о введении моратория на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников. 
Проверка, которую проводила Счетная палата, показала: смертность увеличилась как в больницах, так и на дому. В больницах – потому что из-за нехватки коек в профильных отделениях людей госпитализируют в обычное терапевтическое. Дома – потому что снизилась доступность медицинской помощи.
Коллегия Счетной палаты подчеркнула, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более. А между тем сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 раза и более.
Думское большинство в лице «Единой России» коммунистов не поддержало. Законопроект был отклонен в первом чтении. В России тяжелая демографическая ситуация, и государство только ухудшает положение таким подходом к здравоохранению. Население России за январь–июль 2018 года сократилось на 91 900 человек, а без учета миграционного прироста – на 170 500 человек. Это данные Росстата.
Да, вице-мэр Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников отправлен в отставку. Да, сейчас идет совместная проверка ФСБ и Следственного комитета, по результатам которой могут возбудить сразу несколько уголовных дел по факту хищения средств из бюджета Москвы. Общий ущерб предварительно оценивается в 3,5 млрд рублей. Однако это ничего не меняет. Бесплатная медицина продолжает разваливаться на глазах. И скорее всего, развалится окончательно, если государство не изменит свой подход.
В заключение хочу лишь добавить о том, как «у них». Наше правительство ведь любит кивать головой на развитые страны. Так вот им 5 стран с самой развитой медициной. Это Япония, где средняя продолжительность жизни составляет 83 года, а доля расходов на медицину – 10,23% ВВП. Система направлена на профилактику болезней и комплексную медицинскую реабилитацию. Каждый житель посещает врачей 15 раз в год. Это Южная Корея с продолжительностью жизни в 82 года и долей расходов на медицину 7,37%. Каждый гражданин обязан раз в год проходить полное медобследование. Это Испания с продолжительностью жизни в 83 года и долей расходов на здравоохранение в 9% ВВП. Полный пакет медицинских услуг здесь стоит 39 евро в месяц. Это Сингапур с продолжительностью жизни в 82 года и долей расходов на медицину в 4,92% ВВП. Государство оплачивает до 80% медицинских услуг малоимущим. Это Гонконг с продолжительностью жизни в 84 года и расходами на здравоохранение в 5,4% ВВП. 90% стоимости медуслуг каждого гражданина оплачивает государство. Вот с этих стран и надо брать пример.

Другие материалы номера