Динамика пенсионного людоедства

Оценка справедливая, но нужно сказать, что движение российской пенсионной системы к людоедству началось не в 2018 году, а значительно раньше – в 1990-х годах. Это движение можно разбить на шесть этапов.

Этап первый – от пенсии 
достойной к пенсии убогой

В 1990 году было принято два пенсионных закона: в апреле – закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и в ноябре – закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Оба закона устанавливали одинаковые условия для назначения пенсии: возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; трудовой стаж для назначения пенсии в 55% заработка – 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин; за каждый год превышения стажа пенсия увеличивается на 1%, но не может превышать 75% заработка. Отличались законы лишь в ограничении максимально возможной суммы пенсии. В законе СССР она не могла превышать 5,2 минимального размера оплаты труда (МРОТ), а в законе РСФСР – 3,6 размера минимальной пенсии. В 1990 году МРОТ был равен 70 руб., а размер минимальной пенсии составлял 100 руб., поэтому размеры максимально возможной пенсии были по обоим законам практически одинаковы: по закону СССР – 364 руб., по закону РСФСР – 360 руб. Но уже со следующего года начались изменения в соотношении размеров МРОТ и максимальной пенсии, причем почему-то все не в пользу пенсии. В июле 1992 года размеры минимальной пенсии и МРОТ сравнялись, а с 1993 года минимальная пенсия стала все больше и больше отставать от МРОТ. В 2001 году, к началу нового этапа пенсионной реформы, МРОТ был равен 300 руб., а минимальная пенсия была значительно меньше – 185,32 руб.

Этап второй – разделение пенсий на «господские» 
и «холопские»

Одновременно со снижением уровня пенсионного обеспечения российских граждан в 90-е годы прошлого века в стране образовалась, росла и крепла новая бюрократия. Ее общественный статус оформил Федеральный закон №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (позже были приняты аналогичные законы на региональном уровне), которым, в частности, были введены квалификационные разряды государственных служащих (современная «табель о рангах» бюрократии). Образовавшуюся бюрократическую касту пенсионный закон 1990 года в части размеров пенсий никак не устраивал, поэтому еще в 1997 году была разработана Концепция, а на ее основе создана и в мае 1998 года утверждена Программа пенсионной системы, в которой формирование пенсий для госслужащих намечалось осуществлять иначе, чем для других групп гражданского населения страны. В результате в декабре 2001 года было утверждено два Федеральных закона: №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Первый закон устанавливал следующие условия назначения и выплаты пенсий госслужащим: возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; стаж госслужбы для назначения пенсии в 45% среднемесячного заработка – 15 лет; за каждый год превышения стажа пенсия увеличивается на 3%, но не может превышать 75% среднемесячного заработка. Среднемесячный заработок для назначения пенсии не может превышать 2,8 должностного оклада госслужащего. Как видите, условия назначения и выплаты пенсий гос­служащим («господам») гораздо комфортнее условий и размеров пенсий, даже установленных пенсионным законом СССР 1990 года. Совсем иные условия назначения и выплаты пенсий другим группам гражданского населения («холопам») содержались в законе «О трудовых пенсиях». Этот закон стал очередным этапом движения пенсионной системы к людоедству.

Этап третий – от пенсии 
к нищенскому пособию

При чтении закона «О трудовых пенсиях» сразу же вспоминается афоризм американского писателя и актера Уилла Роджерса: «Если вы с пятого раза не понимаете, что читаете, значит, это написал юрист». Юристы – разработчики закона «О трудовых пенсиях» – действительно хорошо поработали и так запутали процесс расчета пенсии, что рядовому россиянину практически невозможно самостоятельно определить размер своей пенсии. Тем не менее при внимательном изучении закона явственно проявляется главная цель его запутанности – сокрытие факта нищенского уровня пенсий большинства населения страны в силу резкого снижения зависимости пенсии от стажа и зарплаты. Это иллюстрируют таблицы 1 и 2, характеризующие размеры пенсий работников, закончивших трудовую деятельность в 2018 году с различной зарплатой и стажем работы, по пенсионным законам 1990 года и закону 2001 года с учетом валоризации и последующих изменений (при подсчете МРОТ в 2018 году принят равным 11 163 руб., а минимальная пенсия – 8726 руб.).

[img=-8937]
[img=-8938]

Таблицы 1 и 2 показывают, что зависимость размера пенсий от стажа по закону 2001 года существенно снизилась: при зарплате работника до 100 тыс. руб. увеличение стажа на 12 лет по закону СССР 1990 года увеличивает пенсию примерно на 12%, а по закону 2001 года – только на мизерные 0,8–1,5%. Аналогична ситуация с зависимостью пенсии от зарплаты: при увеличении зарплаты с 25 до 100 тыс. руб. пенсия по закону СССР 1990 года увеличивается с 18 000 до 57 928 руб. – т.е. на 39 928 руб., или в 3,2 раза, а по закону 2001 года пенсия увеличивается с 12 128 до 17 410 руб., т.е. всего лишь на 5282 руб., или в 1,4 раза. При зарплате в 100 тыс. руб. и выше пенсия по закону 2001 года вообще не растет, оставаясь в базовом варианте (для обычных условий назначения) на нищенском уровне, не превышающем 18 тыс. руб. (по закону СССР 1990 года максимальная пенсия была бы достойной – 57 928 руб., даже по российскому закону 1990 года ее размер был бы более-менее приличным – 31414 руб.).

Пенсионный закон «О трудовых пенсиях» просуществовал с 2001 по 2013 год. К концу его действия выяснилось, что даже на нищенские пенсии населению страны у власти средств не хватает – в Пенсионном фонде России (ПФР) образовался значительный дефицит бюджета. Называют разные причины этого дефицита, но все они в конечном счете сводятся к неспособности правительства обеспечить развитие экономики страны, создание новых рабочих мест, сбор средств в ПФР.

Этап четвертый – 
от нищенского пособия 
к милостыне

В декабре 2013 года был утвержден Пенсионный закон №400-ФЗ, которым в стране вводилась балльная система расчета пенсий. Профессор Московского юридического университета им. Кутафина Эльвира Тучкова, 40 лет занимающаяся вопросами пенсионного законодательства, назвала балльную систему формирования пенсий «социальным преступлением» («АиФ» №9, 2018)Оценка – точная: словесным туманом путаного расчета пенсионных баллов прикрываются цели нового закона. А истинными его целями являются искусственное сокращение числа пенсионеров и снижение размера их пенсий.

Сокращение числа пенсионеров заложено в требовании закона наличия у выходящего на пенсию работника не менее 30 баллов. Один балл начисляется, если ежемесячная зарплата работника в течение года составляет не менее определенной суммы. Так, в 2018 году 1 балл получается при зарплате в 8,5 тыс. руб. Но в России сейчас миллионы людей получают меньшую зарплату: 6 тыс. руб. и даже меньше получают в регионах уборщицы, нянечки, крестьяне, медицинские сестры. Это значит, что даже за 40 лет трудовой деятельности они не смогут заработать необходимые 30 баллов (при зарплате 6 тыс. руб. и при условиях 2018 года можно заработать только 24 балла) и, следовательно, останутся без пенсии. Так что уже сейчас можно с уверенностью сказать, что численность пенсионеров будет неуклонно снижаться.

Что касается размеров пенсий, то в новом законе заложено аж четыре механизма их снижения. Во-первых, при одной и той же зарплате с каждым годом работник будет получать все меньше и меньше баллов (а значит, и размер будущей пенсии будет уменьшаться), что иллюстрирует таблица 3.

[img=-8939]

Из таблицы 3 следует, что при одной и той же зарплате (и соответственно при одной и той же сумме страховых взносов в ПФР) работнику в 2018 году было начислено пенсионных баллов в 1,4 раза меньше, чем в 2015 году.

Во-вторых, стоимость 1 пенсионного балла ежегодно определяется правительством. То есть сколько захочет правительство, столько он и будет стоить, а значит, и размер пенсии будет зависеть лишь от произвола правительства.

В-третьих, новым законом установлено, что пенсия работнику назначается при страховом стаже не менее 15 лет (в законе 2001 года требовался страховой стаж в 5 лет), т.е. если работник имеет, например, страховой стаж 14 лет, то страховая пенсия ему не назначается, а сумма его страховых взносов за 14 лет конфискуется в пользу ПФР.

Наконец, в-четвертых, работающим пенсионерам резко сокращена ежегодная надбавка к пенсии. Если по закону 2001 года эта надбавка рассчитывалась исходя из суммы страховых взносов работающего пенсионера в течение предыдущего года, то по новому закону надбавка ограничивается 3 пенсионными баллами. Например, в 2018 году стоимость 1 пенсионного балла составила 81 руб. 49 коп, т.е. максимальная надбавка к пенсии работающим пенсионерам не могла превышать 244 руб. 47 коп. Такая надбавка получается, если страховые взносы платятся с зарплаты в 20 тыс. руб. Это значит, что все работающие пенсионеры, имеющие зарплату более 20 тыс. руб., будут лишены какой-то части положенных им в соответствии со страховыми взносами надбавок. Скажем, если работающий пенсионер в 2018 году ежемесячно зарабатывал 60 тыс. руб., то в ПФР от работодателя на счет работника поступили страховые взносы в размере 158,4 тыс. руб. (60 тыс. руб. × 12 месяцев × 22%). Период дожития пенсионера законом определен в 19 лет, т.е. в 228 месяцев. Разделив страховые взносы (158,4 тыс. руб.) на 228 месяцев, получим, что ежемесячная надбавка к пенсии работника должна быть равна 695 руб. Но реальная надбавка составила лишь около 244 руб. 47 коп, т.е. ПФР только за 2018 год недоплачивает работнику ежемесячно более 450 руб. пенсии. И с каждым годом эта недоплата будет расти.

Балльная система начисления пенсий существует уже четыре года, но устранить дефицит ПФР не смогла, так как значимый финансовый эффект от большей части рассмотренных выше мероприятий по сокращению численности пенсионеров и снижению их пенсий реально проявится только через 10–15 лет. Поэтому правительство перешло к следующему этапу пенсионного людоедства.

Этап пятый – отодвижение милостыни на пять лет

Вместе с депутатами Госдумы от «Единой России» правительство всеми мыслимыми и немыслимыми средствами продавило принятие в октябре 2018 года Закона №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

По этому закону с 2023 года граждане России будут выходить на пенсию на пять лет позже: мужчины – в 65 лет, женщины – в 60 лет. Тут две выгоды для правительства. С одной стороны, невыплата пенсий работникам из-за сдвига срока их выхода на пенсию позволяет ПФР сэкономить финансовые средства и погасить дефицит своего бюджета. А с другой стороны, в перспективе затраты на выплату пенсий, скорее всего, уменьшатся, поскольку численность пенсионеров, ясное дело, существенно сократится, прежде всего потому, что многие граждане просто не доживут до пенсии.

Впрочем, российское чиновничество не собирается останавливаться на достигнутом уровне людоедства. Уже начались информационные вбросы в общественное сознание о следующем этапе пенсионного людоедства.

Этап шестой – 
от милостыни к кукишу

В 2018 году после принятия закона о повышении возраста выхода на пенсию из уст высокопоставленных чиновников прозвучали фразы, зондирующие проект отмены существующего порядка назначения пенсий. Так, спикер Государственной думы Вячеслав Володин 11 августа на встрече с жителями Заводского района г. Саратова не исключил возможность отмены государственных пенсий в стране. Более откровенно высказался первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков, который, по сообщению радиостанции «Говорит Москва», 26 октября 2018 года посоветовал россиянам заранее подумать о пенсии и откладывать деньги самостоятельно, не надеясь на государство.

Однако эти предложения по меньшей мере лукавы. Во-первых, заработки большинства российских граждан позволяют им лишь более-менее сносно существовать от зарплаты до зарплаты, и они ни о каком накоплении средств для будущей пенсии даже не мечтают. Во-вторых, население России еще помнит, как оно было полностью лишено своих сбережений гайдаро-чубайсовским правительством. Нет никаких гарантий, что в очередной критический для власти период не появятся очередные гайдаро-чубайсы и все пенсионные накопления граждан накроются медным тазом. В-третьих, население страны прекрасно понимает, что копить пенсионные средства на банковских счетах – дело очень опасное. Банки у нас все частные и имеют склонность к периодическому банкротству, что означает опять накрытие медным тазом пенсионных накоплений граждан.

Особый цинизм предложений об отмене пенсий заключается в том, что они прозвучали из уст мультимиллионеров: Вячеслав Володин только в одном 2009 году задекларировал доход в 359 млн руб., а Александр Ремезков тоже только в одном 2014 году задекларировал доход в 331 млн руб. При таких доходах даже пенсия в 200 тыс. руб. никакой ценности для Володина и Ремезкова не имеет.

Пока в прямой постановке дискуссия об отмене пенсий как-то затихла. Зато появились разговоры об ужесточении ответственности взрослых детей за содержание пожилых родителей. На мой взгляд, за благородными целями в этих разговорах скрывается намерение правительства полностью избавиться от заботы о российских стариках.

В седьмой статье Конституции Российская Федерация определена как социальное государство. Господа министры, сенаторы и депутаты, покажите – где оно? 

Другие материалы номера