14–15 февраля 2019 года в городе Сочи состоялся очередной ежегодный инвестиционный форум. Председатель правительства Д. Медведев в своем выступлении на инвестиционном форуме сразу обозначил тему разговора – национальные проекты. Однако его выступление не блистало конкретикой, оно, скорее изобиловало пожеланиями и размышлениями, которые когда-нибудь должны обрести статус методики выполнения очередных майских указов.
Ну что ж, давайте обсудим майский указ и с чего все начиналось!
Сначала правительство в жар бросило от суммы стоимости майского указа, ориентировочно определенного в 8 триллионов рублей. Целый месяц СМИ гудели, нагнетая страх у населения – где взять такие деньжищи. Однако, как помните, этой суммы, поделенной на 6 лет, не хватало даже на компенсацию инфляционных потерь!
Потом при принятии бюджета на очередную трехлетку и 2019 год эту цифру увеличили до 13 триллионов рублей на 12+1 программ. И вот совсем недавно правительство опубликовало окончательные объемы финансирования и задачи национальных проектов. Они обойдутся в 25,7 трлн руб. за шесть лет.
И вот ведь парадокс, сначала голова болела, где найти 8 триллионов рублей, а теперь совсем не болит за поиски 26 триллионов! Из этой суммы 13,2 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 7,5 трлн руб. найдут во внебюджетных источниках, проекты на 4,9 трлн руб. профинансируют бюджеты регионов. Еще 147,8 млрд руб. возьмут из средств государственных внебюджетных фондов.
Но опять же надо просчитать, а много это или мало? 26 триллионов на 13 программ – это в среднем по 2 триллиона на программу. Разделим эту цифру на 6 лет, получим 333 миллиарда рублей в год на одну программу. Опять привожу пример здравоохранения – оно в год очень плохо финансируется на сумму 6,5 триллиона рублей. Если прибавить к этой сумме еще 333 млрд рублей, то это составит всего 5%, а инфляцию обещали 4,5%. Таким образом, на 0,5% сильно здравоохранение не поправишь.
Кстати, на форуме М. Орешкин дал прогноз по инфляции на 2019 год. Она будет выше официального прогноза Минэкономразвития в 4,3%, но ее уровень будет ниже 5%.
К тому же программы финансироваться будут не одинаково. Самым дорогим нацпроектом стал план модернизации магистральной инфраструктуры. Его стоимость составляет 6,35 трлн руб. без учета бюджета энергетической части плана: 3 трлн руб. обеспечит федеральный бюджет, 58,7 млрд руб. – регионы, а оставшиеся 3,3 трлн руб. привлекут из внебюджетных источников.
Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» потребует 4,78 трлн руб., «Экология» – 4,04 трлн руб. Бюджет нацпроекта «Демография», целью которого является увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет и увеличение коэффициента рождаемости, составляет 3,11 трлн руб.
Менее затратными для бюджета станут нацпроекты по производительности труда и поддержке занятости (52,1 млрд руб.), культуре (113,5 млрд руб.) и малому и среднему предпринимательству (481,5 млрд руб.). Расходы на нацпроект «Образование» увеличили до 785 млрд руб. Нацпроект «Цифровая экономика» обойдется в 1,6 трлн руб. без учета альтернативных источников финансирования.
На эти цели федеральный бюджет найдет деньги точно. Сколько удастся найти во внебюджетных источниках – вопрос! А вот регионы вряд ли найдут почти 5 триллионов рублей, если их долговые обязательства продолжают оставаться на уровне 2 триллионов рублей и за последние месяцы сократились только на 5%.
Программы уже начали выполняться: часть – с 1 января 2019 года, часть – еще с октября–декабря прошлого года (сроки выполнения истекают 31 декабря 2024 г.).
Цели майского указа и нацпроектов в основном выражены в цифрах, в частности увеличение продолжительности здоровой жизни запланировано до 67 лет. Но это возможно только при условии повышения уровня жизни. Однако МЭР спрогнозировал рост доходов россиян до 2036 года, но зачем этот пустой прогноз на 17 лет вперед, если люди хотят жить сегодня!
В этом плане премьер отметил, что российская экономика показывает рост третий год подряд, несмотря на санкции и колебание цен на нефть. При этом он признал, что качество этого роста власти не устраивает, а жители России его не замечают. Правильно, Дмитрий Анатольевич! Ведь уровень жизни падает четвертый год подряд! Экономический рост обеспечивается статистикой, но не экономикой, не зря же вы подчинили Росстат Минэкономразвитию. Да и рост в 1–2% это не рост для лежачей экономики России. –1 декабря в восьми регионах России стартовали пилотные проекты, цель которых – проанализировать причины бедности россиян и разработать универсальные механизмы борьбы с ней. Для эксперимента были отобраны регионы с разным уровнем бедности: Кабардино-Балкария, Татарстан, Приморский край, Томская, Липецкая, Ивановская, Нижегородская и Новгородская области.
Первый этап проекта должен завершиться к марту текущего года. Задачи на этот период – оценить реальный уровень бедности в этих субъектах и определить ее основные причины.
По данным на 2017 год, в России в общей сложности 19,3 млн человек за чертой бедности – это 13,2% от общей численности населения в стране, а бедных 90%. Чтобы решить проблему бедности, министр социального развития Топилин определил сумму 700 миллиардов рублей. Так дешево стоит бедность в России!
Чтобы поднять экономику, правительство решило сделать следующее: «Еще один механизм, который у нас действует с прошлого года, – это специальные административные районы, это фактически территории привилегий, где для инвесторов создан особый режим налогообложения, валютного регулирования, предусмотрены другие льготы», – сказал Медведев.
Таких районов пока два – на острове Октябрьском в Калининграде и острове Русском во Владивостоке, отметил премьер. «Мы можем посмотреть на их результаты: если мы признаем их удовлетворительными, интересными, тогда можно подумать и о распространении этого опыта», – добавил Медведев.
Это надо понимать, что Россия скоро станет офшорной зоной, только вот пока в спецрайонах зарегистрировались два резидента. Основной акционер банка «Восточный» Finvision Holdings «сменил прописку» с Кипра на остров Русский, а холдинг Adanimov Trading Limited, владеющий долями в трех омских компаниях, – на остров Октябрьский. Других желающих ввозить капитал в Россию пока не нашлось.
Для «переезда» зарегистрированной за рубежом компании нужно инвестировать в России 50 млн руб. Резиденты САР не платят налоги с прибыли от продажи активов и с полученных дивидендов, а по выплачиваемым дивидендам ставка составит всего 5%. При этом акционерам гарантируют конфиденциальность информации. Амнистия капитала продлится в России еще один год, объявил 6 февраля президент Владимир Путин. Обязательным условием третьей волны станет перерегистрация активов в САРах. Однако судя по темпам «переездов» продление будет не одним.
По итогам Росстата за прошлый год, рост экономики России составил 2,3%, что стало рекордом с 2012 года (тогда показатель составил 3,7%). Минэкономразвития при этом делало прогноз на рост ВВП в 1,8%. Здесь нужно вспомнить, что 2,3% было получено после изменения методики подсчета. В новом майском указе президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых (3,5–4%). Сделают! Изменят методику подсчета Росстата, и поручение будет выполнено!
На пленарном заседании было организовано голосование по вопросу: какие риски наиболее реально могут повлиять на выполнение нацпроектов. Наибольшим риском оказалось качество государственного управления, получившее наибольшее количество голосов – 53%.
И действительно, нацпроекты, за которые регионам придется отчитываться уже через два месяца, пока вызывают вопросы у властей субъектов Федерации: не все соглашения об их финансировании подписаны, а по некоторым из них не хватает данных. В правительстве называют это технической проблемой.
До середины февраля регионы должны заключить соглашения на предоставление субсидий. Но 14 февраля последний день для соглашений, и часть из них по-прежнему не подписаны. На 12 февраля: заключено было только 69,5% соглашений (2843). Если до 15 февраля соглашения не подпишут, средства на субсидии уйдут в резервный фонд правительства.
Но пока у регионов главная задача не инвестиции, а выполнение социальных обязательств, сказал Макаров: доля инвестиций в расходах консолидированных бюджетов субъектов снижается (с 13,4% в 2015 г. до 10,8% в 2018-м). У Курганской области, например, был «абсолютный провал» по инвестициям, а ей нужно достичь роста на 8% в 2020 году.
Тульский губернатор Алексей Дюмин отметил: «Наш регион подписал 40 соглашений, четыре еще не пришли. Мы подписываемся под цифрами и под определенными показателями, не понимая, по каким методикам и из каких расчетов они делаются. До нас они не спущены и с нами не согласованы».
Пермский губернатор Решетников рассказал о бюрократии при их выполнении. «У нас нацпроекты – прорыв, а все наши процедуры и законодательство очень консервативны. Например, деньги приходят в регионы. Что дальше будет происходить? Большинство мероприятий реализуется в муниципалитетах, не на региональном уровне. Это значит, нам нужно принять порядок распределения денег по муниципалитетам, нам нужно подписать с ними соглашения и довести до них деньги. Это займет, если очень быстро будем бежать, месяц минимум. Это значит, деньги упадут в муниципалитеты ближе к концу марта.
Дальше муниципалитеты поставят это все в свои бюджетные росписи. Потому что, не определив лимит, в план-график закупок ничего не внести. Внеся изменения в план-график закупок, ты должен две недели отвисеться. Ты формируешь конкурсную документацию. Если у тебя хоть на рубль цена контракта отличается от того, что в плане-графике закупок обозначена, надо менять план-график, он должен снова две недели отвисеться. В результате если мы, уработавшись, правильно все эти квесты выполним – а там в конце еще оспаривание ФАС всегда происходит, – то мы подписанные контракты получим по региональным деньгам в конце июня, по муниципальным – в конце июля. И потом будем настигать строительно-ремонтный сезон. А поскольку соглашения у нас однолетние, то в декабре мы повторим этот путь снова», – рассказал Решетников.
Медведев на эту речь отреагировал коротко. На вопрос, кто все-таки будет отвечать за результат – федеральный центр или регионы, он ответил: «Ответственность будет на тех, кто говорит, что «должно отвисеться».
Что касается снижения числа бедных, то вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в Республике Тыва «беспрецедентный уровень» бедности – более 41% от численности населения. Голикова напомнила, что к 2024 году общий показатель бедности по стране нужно снизить вдвое и призвала экономический блок правительства присоединиться к решению задачи снижения бедности, которую поставил президент. По словам Голиковой, выполнить это нельзя без общего роста экономики в стране.
Круг замкнулся! Рост экономики – главный драйвер выполнения нацпроектов, но к сожалению он не получил каких-либо внятных перспектив на инвестфоруме. Кстати, разговор об инвестициях шел, но лишь о снижении инвестиционной активности, а чем это вызвано, умолчали. Между тем главная причина низкой активности – порочная денежно-кредитная политика. Дорогие кредиты продолжают тормозить развитие экономики, но об этом говорить не принято. Между тем в банковской сфере накоплено 29 триллионов рублей свободных инвестиционных средств. Еще на 4,5 триллиона рублей – активы финансовых институтов, прекративших свою деятельность, находятся под управлением Агентства по страхованию вкладов, часть которых можно было бы использовать на выплату вкладов обманутым вкладчикам и тем самым сократить число бедных, а другую использовать на инвестиции.
Но все это только объективные предложения, к которым правительство никогда не прислушается.