Внесли его в нижнюю палату члены Совета Федерации предприниматель Андрей Клишас, председатель комитета по госстроительству, и его заместитель Людмила Бокова.
От Госдумы подписался под документом депутат от ЛДПР Андрей Луговой. Он же и стал чуть ли не единственным во фракции, проголосовавшим за принятие данного законопроекта с ни о чем не говорящим названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». В Госдуме знают, что так озаглавливают документы с подвохами, и это сразу насторожило оппозицию.
Так же, как и с законопроектами о наказании за оскорбительные «фейки» в адрес крупных чиновников на страницах интернета, авторами которых являются все те же Клишас и Бокова, говорить с депутатами о целях очередной инициативы – защите интернета в России – Рунета, пришла только Бокова.
С первой же минуты обсуждения стало ясно, что диалог с думцами будет непростым. Главный либерал-демократ – В. Жириновский заявил, что его фракция против законопроекта, а Луговой свою подпись отзывает. Луговой категорически возразил: законопроект нужный, и он подпись оставляет. «Это законопроект категории «Г», – отозвался однопартиец Лугового Сергей Иванов, – за такие «Г», да еще стоящие бешеных денег, ЛДПР не голосует».
Суть поправок – это создание инфраструктуры, которая позволит работать российским ресурсам даже в обстановке отключения наших операторов связи от зарубежных серверов.
Такое отключение возможно, говорят владельцы банковских карт Visa. После коллапса с этими картами в РФ начали срочно создавать свою платежную систему. Появилась карта «Мир»… С интернетом может получиться еще сложнее и тяжелее. Тут не только соцсети, информация, данные купли-продажи и взаимодействие между хозяйствующими организациями. Есть структуры, обеспечивающие защиту и безопасность страны. Сбой интернета, абсолютно глобальной и необходимой для всех стран коммуникационной паутины, может парализовать деятельность государства, всех важнейших его структур. Так рассуждали сторонники законопроекта, в частности, справросс Леонид Левин, председатель думского комитета по информационной политике.
Чтобы не случилось худшего, авторы законопроекта предлагают операторам, оказывающим услуги по доступу к интернету, обеспечить противодействие угрозам. Для этого понадобятся технические средства, они, по словам Боковой, будут предоставлены операторам на безвозмездной основе. Поэтому, как она первоначально утверждала, на реализацию законопроекта расходы не потребуются. За это ответственны Минсвязи, Роскомнадзор, «их работа должна быть открытой, никакой дискомфортности не будет…»
Но дальнейшая дискуссия разоблачила недостоверность слов Боковой. Дотошными вопросами депутаты вынудили ее признаться, что определенные средства на защиту Рунета заложены в бюджете-трехлетке. И это тоже удивило депутатов, так как им ничего неизвестно о такой статье расходов. Дальнейшие подсчеты привели думцев к выводам, что на специальные устройства, техническое обслуживание и обеспечение независимости Рунета потребуется в год как минимум 200 с лишним миллиардов рублей. Но будет ли достигнут заявленный эффект независимости, не обернется ли благое намерение очередным распилом государственных денег?
Сомнения депутатов, главным образом от оппозиции, вызывало то, что в РФ не наблюдалось серьезных научных изысканий в части создания суверенного Рунета, его защиты. Есть ли в стране технические средства, способные определять источники передаваемого трафика, чтобы с помощью этих средств власти могли в любой момент ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика? В законопроекте сказано, что будет создана возможность для минимизации передачи данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи в другие государства.
Но будет ли именно так или документ грешит ничем не подкрепленными декларациями? Депутаты-коммунисты подчеркивали, что власть утратила доверие и у народа, у них, парламентариев. Все хорошо помнят, как высшее руководство обещало не повышать пенсионный возраст. И вскоре приняло совершенно противоположное решение. Обещало правительство увеличить пенсии после пенсионной реформы. И где это повышение? «А как народ обжегся на приватизации по Чубайсу?» – напоминал О. Нилов. Теперь обещают обезопасить наше интернет-пространство, уберечь от врагов наши государственные секреты, но не предъявляют для этого никаких ресурсов – ни научных, ни технических. Разве что сформировали некую финансовую заначку, и хотели ее утаить от депутатов. А сколько еще теневых задумок вложено в этот хитроумный законопроект?
Луговой не опровергал критику депутатов, но призывал их понять, что сегодня Рунет очень уязвим: «…все корневые серверы находятся в США, в научно-исследовательском центре НАСА, в Пентагоне, в Стокгольме, в Амстердаме. В случае отключения корневых серверов, что бы вы ни нажимали в своем интернете, на какой бы сайт ни пытались выйти – вы не сможете этого сделать, хотя интернет будет работать, надо оценить угрозы… Мы не создаем новые доменные имена. Мы предлагаем создать дублирующую структуру…»
Луговой обвинил оппонентов в том, что они ничего не понимают. Но почему в законопроекте говорится совсем не о том, что скороговоркой изложил Луговой?
Главный технический аргумент против авторов законопроекта, что интернет отключить невозможно, что сама предлагаемая идея бессмысленна. И никто из спорящих не смог переубедить в обратном. У коммуниста Алексея Куринного больше всего опасений вызывает то, что «каждому владельцу интернет-сети нужно будет прийти куда надо и доложить, где и что у него стоит. Ему выдадут специальную коробочку, которую он должен будет установить на входе этих сетей и которая по возникновению условий должна отключить внешнюю сеть…» Куринный не верит, что это обеспечит безопасность нашим пользователям интернета. Куринный против принятия неконкретного «рамочного» закона. «Такой документ должен быть прямого действия, с подробным описанием всех угроз, против которых будет огражден наш Рунет и наши граждане».
Практически не участвовали в дискуссии единороссы. Они знали, что проголосуют за, чем, собственно, их парламентская миссия и исчерпывается. Их голосов достаточно, чтобы принять любой опус. Так что все произошло предсказуемо. Вместо того, чтобы отправить на доработку спорный, со скрытым подтекстом законопроект, «Единая Россия» и часть справроссов проголосовали за принятие его в первом чтении: за – 334, против – 47 (часть КПРФ и ЛДПР).
Спикер В. Володин высказался за тщательное второе чтение законопроекта. Но дата его еще не определена, а поправки уже идут. Будут ли они одобрены – большой вопрос.