До этого 74% жителей Екатеринбурга назвали сквер у Драмтеатра, где изначально планировалось строительство, неудачным местом.
То, что забор, поставленный на месте предполагаемого строительства храма в сквере Екатеринбурга, разделил сначала город, а потом и всю страну, очевидно давно: всевозможные голосования, диспуты и обсуждения уже вторую неделю не сходят с экранов и страниц, вопрос «Ты за строительство или против?» живейшим образом обсуждается во многих российских семьях. То, что это столкнуло лбами верующих и атеистов, тоже было понятно сразу. Ну а на днях выяснилось, что эта «скверная» история стала яблоком раздора и в политическом плане: депутаты от «Единой России» и ЛДПР пожаловались в Городской думе Екатеринбурга на коммунистов, которые, на их взгляд, самым возмутительным образом поддержали протесты против храма в Екатеринбурге. О жалобах, поданных в думскую комиссию по этике, сообщил на своих страницах в социальных сетях первый секретарь Свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев, который коротко обозначил эту ситуацию так: «Дума наносит ответный удар», с отсылкой к популярному голливудскому блокбастеру.
Если вдруг кто-то пропустил, напомним: 21 мая фракция КПРФ на очередном заседании Думы Екатеринбурга выступила с инициативой о самороспуске и проведении новых выборов. Глава фракции Римма Скоморохова заявила, что причиной конфликта вокруг храма стало не что иное, как неспособность думы принять решение, основанное на мнении горожан. Также она напомнила, что 12 февраля депутаты отказались рассматривать вопрос об изменении назначения земли, на которой расположен сквер.
Судя по всему, коммунистический демарш попал в яблочко. «Благородное собрание» не только не захотело самораспускаться, но и, судя по всему, решило, что лучшая защита – это нападение. Спустя несколько дней комиссия Екатеринбургской городской думы по этике прислала трем депутатам-коммунистам – Римме Скомороховой, Роману Ступникову и Олегу Гордееву требования дать объяснения на «поступившие в их адрес кляузы».
– Депутатам КПРФ вменяется два страшных преступления (далее цитаты): 1) «коммунисты оказывали поддержку лицам, принявшим участие в несанкционированном митинге в сквере у Театра драмы»; 2) «депутаты от КПРФ внесли предложение о самороспуске Екатеринбургской городской думы».
«Авторами доносов» Александр Ивачев отметил двух депутатов: в единодушном порыве благородного негодования слились генеральный директор крупнейшего застройщика «ЛСР» Владимир Крицкий от «Единой России» и директор коммунальной фирмы Дмитрий Николаев от ЛДПР.
В письмах заведующая по этике госпожа Анастасия Немец не стесняется угрожать коммунистам тем, что их поведение «будет рассмотрено не только на заседании самой комиссии, но и на городской думе», после чего, по словам Немец, «может быть принято решение о направлении материалов в прокуратуру» и даже «в Коммунистическую партию»! Вот уж где точно и не подозревали, какими возмутительными и недостойными вещами занимаются ее представители в регионах. Но нашлись неравнодушные граждане, такие как Немец, не поленившиеся открыть глаза руководству КПРФ. Кстати, объясниться от парламентариев требуют в письменном виде.
– Прежде всего, хочется сказать думе, что мы с нетерпением ждем обвинительных вердиктов в адрес фракции КПРФ. На этом основании мы обязательно проведем награждение наших народных депутатов, – пообещал вместо письменных оправданий Александр Ивачев.
И, кроме того, выразил «хоть и слабую, но все-таки надежду на то, что городские парламентарии не будут и дальше втаптывать и без того подорванный авторитет городской думы незнанием законов и глупейшими эмоциональными наездами на единственных представителей оппозиции».
– Уважаемый Владимир Павлович Крицкий, каждый депутат имеет право в соответствии со своими убеждениями и интересами избирателей вносить любые инициативы, не противоречащие действующему законодательству. И да, это относится и к самороспуску думы, порядок которого изложен в статье 45 Устава города. То, что вам это не нравится, не означает, что это преступление, – отметил секретарь Свердловского обкома. – Дорогой Дмитрий Юрьевич Николаев, депутаты КПРФ могут поддерживать лиц, участвующих в несанкционированных акциях протеста, потому что это наши избиратели и потому что это жители города. А еще потому, что Уголовный кодекс и КоАП это не запрещают.
Также Александр Ивачев посредством все тех же соцсетей обратился к некоему «гражданину, стоящему за всеми этими письмами и кляузами»:
– Поймите, вы своими действиями наносите ущерб думе куда больший, чем коммунисты предложением о самороспуске. В нормальной политике нет места личным обидам и вендеттам. Если бы вы слушали и слышали депутатов с другим мнением, многих проблем не случилось бы. В том числе изменения категории земель под сквером и последовавших за ним протестов.
А тем временем в Екатеринбурге завершился проходивший 10 дней опрос горожан о месте для строительства храма. За это время горожане подали больше 9 тысяч обращений с вариантами размещения собора, из чего далеко идущий вывод сделала пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Анжела Тамбова: большое количество площадок, предложенных жителями, говорит о нехватке храмов в городе. Об этом она заявила на своей странице в Фейсбуке. Почему не о желании граждан найти устраивающую всех альтернативу, да хотя бы просто об активной гражданской позиции жителей, но именно о нехватке культовых сооружений – неизвестно. Особенно учитывая поступившие предложения: построить храм в других городах и даже на Марсе.
– 53 площадки под храм святой Екатерины предложено горожанами. О чем это говорит? В том числе о том, насколько в городе не хватает храмов, – написала Тамбова.
Она же отметила, что сейчас в городе 61 храм и еще 30 приходов, которые «ютятся в приспособленных помещениях. Так что неудивительно, что желающих принять храм святой Екатерины в своем микрорайоне среди екатеринбуржцев немало», – добавила Тамбова. Непонятно, правда, почему в итоге стройку вместо этих «белых пятен» храмовой застройки попытались запихать на территорию сквера в микрорайон, где такого дефицита не наблюдается. Дополнительно госпожа Тамбова поведала подписчикам о своей беседе с настоятелем прихода Екатерининского храма-часовни отцом Иоанном Никулиным, который высказал еще более любопытное суждение:
– Надо мерить не сколько в храме народу одновременно, а сколько в месяц зашло в него. Метро часто тоже пустое и работает в убыток, никто же не говорит, давайте не строить вторую ветку.
Забавно в этом то, что как раз на вторую (и третью) ветки Екатеринбургского метрополитена, которые, согласно принятому еще в советское время генплану развития города, должны были пересекаться в центре на манер киевского метро, денег в бюджете так и не нашлось. В отличие от храмов, перспективы строительства метро в Екатеринбурге весьма туманны.