В ряде регионов экстренная медицинская помощь уже находится на аутсорсинге: государству стало слишком хлопотно и затратно содержать это подразделение. Новую схему уже начинают обкатывать на Урале: так, в Свердловской области автомобили скорой вместе с водителями в этом году предоставит в аренду компания из Перми «Феникс-логистика». Помимо Екатеринбурга, на новую модель работы перейдут еще два города – Каменск-Уральский и Первоуральск. При этом подрядчик во всех трех городах один – аутсорсинговая компания «Феникс-логистика». Ее бенефициаром называют бизнесмена Евгения Фридмана, в последние годы он весьма активно инвестирует в коммерческую медицину. Согласно приведенным им данным, парк скорой помощи в России изношен приблизительно на 50–60%. Однако многие усмотрели в этой модели попытку полностью уничтожить службу скорой помощи. В частности, депутат Госдумы Дмитрий Ионин заявил, что «попытки коммерциализировать медицину неправильны и приводят к ее развалу». По его словам, востребовано прямое бюджетное финансирование.
«Появление частников в скорой помощи, по сути, просто добьет систему, которая сейчас недостаточно эффективна, но еще работает. Желание медицинских чиновников обогатиться на всем, на чем возможно, приводит даже не к оптимизации, а к утилизации медицины», – пояснил Ионин.
Аналитик Елена Варламова считает, что со временем эта модель получит все большее и большее распространение: «Причина действительно одна: недостаток бюджетного финансирования. Аутсорсинговые услуги, как правило, оказываются дешевле. Но для рядовых граждан ситуация рискует измениться – скорая помощь может стать менее доступной».
Между тем в регионах уже начали протестовать против новой системы. Подобные акции прошли в Благовещенске и Уфе. Кроме того, серьезные нарекания к работе частной скорой высказывались и в Кировской области.