– Уважаемые коллеги! Только что комитет по региональной политике во главе с нашим депутатом Н. Харитоновым провел уникальный круглый стол «Регионы и молодежная политика». 11 ноября Госдума единогласно приняла закон о молодежной государственной политике. Он был подготовлен в 1998 году, семь фракций единогласно за него проголосовали, но Ельцин выбросил этот закон. Ему не нужно было коллективистское образование, огромные траты, для того чтобы новое поколение встало на ноги и уверенно смотрело в будущее.
Благодарю всех, кто тогда проголосовал. Но хочу обратить внимание, в этом бюджете, который вы будете утверждать сегодня, молодежная политика полностью проигнорирована.
Антон Германович (Силуанов), последний опрос ВЦИОМ показал: 71 процент молодых людей не могут трудоустроиться, 80 процентов испытывают огромные проблемы с жильем, 51 процент молодых девчат не хотят рожать в этих условиях в стране, которая потеряла только русских с 1991 года 20 миллионов и продолжает вымирать. Желает уехать из России 53 процента молодежи. Им нравится Родина, но они здесь себя не находят. В известной мере это приговор финансово-экономической политике РФ. Молодежь – это 37 миллионов. Проблемы молодых касаются каждой семьи.
Образование. Мы подготовили блестящий закон «Образование для всех», над которым трудились талантливые люди, повторяю еще раз, – Жорес Алферов, Иван Мельников, Владимир Кашин, Олег Смолин, Нина Останина, Тамара Плетнева. Его поддержала научная и образовательная общественность. Тем не менее этот закон мы так и не сумели провести.
Стране навязывалась другая образовательная политика, выраженная в докладе Всемирного банка «Россия: образование в переходный период», февраль 1994 года. Рыночный закон об образовании в РФ готовили десять стран, у которых нелучшее образование, и наша пятая колонна, которая решила ликвидировать классическую русско-советскую школу.
Коллективистское мышление, по их мнению, не годится, все должен регулировать рынок. А рынку нужен потребитель с большими зубами и с плохими мозгами.
Им оказалось не нужным профтехобразование, его уничтожили. А сегодня ищем: кто, коллеги, фрезеровщик?
Не нужны им стали инженеры, нужны бакалавры и магистры. И это реализовано.
Не нужно им наше начальное образование. Ликвидировали почти все начальное образование. А учитель начальной школы – это вторая мама. В начальной школе закладывается фундамент, каким будет гражданин. Если раньше букварь начинался с Пушкина, сегодня из него почти вытравили всю классику.
И дальше дошло до того, что, собственно говоря, не нужно и системное образование. У нас, Антон Германович, классическая школа имела почти 19 классов. А Фурсенко с Ливановым принесли Путину предложение о том, что базовых предметов будет четыре – физкультура (раб должен быть здоровый и крепкий), ОБЖ – ты сам должен отбиваться сумкой от бандитов, язык иностранный – ты должен знать что-то на иностранном языке. К слову сказать, этот тезис сформулировал еще в свое время Гитлер на оккупированных территориях. Он считал, что у нас русский должны знать только чтобы уметь читать и писать, еще уметь считать до ста и помнить, что столица Рейха – Берлин, и все.
Вот это принес господин Фурсенко, и еще историю, которую напишет Кредер, такого учебника тогда не было.
Я после длинной, сложной беседы с президентом сказал: объясните тогда, каким образом будем формировать гражданина и патриота? Он формируется, прежде всего, литературой, историей, культурой, обществоведением.
За последние 200 лет четыре предмета родили все научные изобретения: математика, физика, химия и биология. Почему их нет в качестве базовых предметов? По легенде, Фурсенко готовил, а реализовывал Ливанов.
Президент завернул это дело.
Но если вы откроете наш бюджет и посмотрите, каким образом реализуется важнейшее положение об образовании, вы ахнете. У нас нет никаких подвижек в финансировании важнейшего направления с того момента, когда был опубликован для служебного пользования секретный доклад Всемирного банка. За минувшие годы не произошло никаких подвижек, как было 3,4% ВВП на образование тогда, так и в это время – 3,5, 3,6%.
Когда мы победили в 1945 году и допрашивали фашистских генералов, они сказали: победила не Красная Армия, а победила уникальная советская школа и советский учитель, но мы не предполагали, что вы за 10 лет подготовили такого талантливого, храброго командира, солдата. Кстати, еще Бисмарк сказал в свое время: победы в войне рождаются только в школах.
Кстати, наша великая Советская страна, Антон Германович, накануне войны, в 1941-м, тратила 8 процентов бюджета на образование.
В 1943-м, когда разбили фашистов у меня на Орловско-Курской дуге, было принято немедленно решение – профинансировать все статьи и создать суворовские, нахимовские, ремесленные училища. Всем бесплатное образование, учебники, форму, питание. И все стали настоящими рабочими и тружениками. В 1945-м 9 процентов было выделено на образование. В 1950-м, когда надо было ликвидировать американское преимущество в ядерном потенциале, – 15 процентов пошло на образование… Это значит, что каждый пятый, каждый шестой и седьмой рубль тратили на эти цели.
Каким образом вы сегодня будете выполнять установки президента о качественном образовании, о нашем прорыве? Никакие установки таким бюджетом реализовать невозможно. Абсолютно невозможно!
Вы знаете прекрасно, что золотое правило выхода из кризиса – это, прежде всего, «нет никаким поборам». Это золотое правило помнят все. Но у нас-то народ как нищал, так и нищает, как у него отбирали средства, так и отбирают, как ЖКХ росло, так и растет, и так далее. Жиреют только олигархи. И эта прослойка из страны уже умыкнула 7 триллионов рублей и продолжает растаскивать. Не пора ли закрыть все дыры?
Помощь слабым. Мы даже не добились доплаты «детям войны» в год юбилея. «Детям войны» не добились… Это позорище!
Поддержка талантов. Ну как мы поддержим таланты? У нас 1,5 миллиона сбежали за кордон и продолжают бежать из страны, которой позарез нужны талантливые люди.
Что является локомотивом? Обращаю внимание «Единой России», локомотивом являются промышленность, стройка, село и образование. Все знают, в условиях кризиса они могут вытащить страну.
Долго бились Кашин вместе с Харитоновым и Коломейцевым о выделении средств на обустройство села. Всё утвердили, Госсовет рассмотрел, договорились, у Мишустина обсудили, вы, Антон Германович, выслушали, поддакивали. Но не реализовали ни одной строчки.
Ведь у нас село дает плюс 4 процента. Вложите и вы получите не 25 миллиардов долларов, а 45, о чем президент говорит в своем Послании. Кто вам не дает это сделать? Это вообще странно.
Рывок. Чтобы рывок делать, надо вкладывать в науку. Сергеев, глава РАН, пришел к нам и говорит: «У нас на всю Академию наук дали столько, сколько получает один средней руки университет в Европе». И что в итоге? Из ничего не бывает ничего.
Слава Богу, Мишустин выполнил данные мне обязательства, 100 с небольшим миллиардов прибавили на электронику, теперь их надо освоить.
Что касается здоровья. Вирус обязательно одолеем, но вакцину некому делать. Президент всем пообещал, но мы же понимаем, что мощностей нет, их угробили. Первичку так и не профинансировали. Как регионы сидели в долгах, как в шелках, так и сидят, 2,5 триллиона долгов, ни копейкой меньше.
Что касается врачей и всех остальных на передовой, давайте поддержим врачей, сестер. Для меня самое угнетающее впечатление произвела картина, когда президент допрашивал министра, где взять 3 тысячи машин для врачей, чтоб приехать. Да пальцем ткните в кнопку и скажите, сколько у нас машин на балансе. 5 процентов отдайте и припишите их к врачам, и добавьте 20 процентов за вредность. Вопрос решается за один час, если нормально управлять.
Что касается стабильности. Меня что очень беспокоит: говорим все о стабильности, а ведь нормального диалога нет. Блестяще Синельщиков аргументировал по Госсовету. Госсовет – единственный орган, который может на сегодня собрать и в оперативном порядке рассмотреть опасную ситуацию. Вам показывают, как было у Ивана Грозного.
У нас нет других инструментариев. У нас раз соберут в год, заслушаем и разошлись. Это ненормально. Но когда вам предлагают включить лидеров фракций: и Жириновского, и Неверова, и Миронова, вы вдруг от этого отказываетесь. Что это за порядки такие? Никто из нас туда не рвется. Но если вы хотите там собрать своих подчиненных и их выслушать, они вам никогда правду не скажут, потому что вы их утром можете уволить всех подряд. Это ненормально. Диалог должен быть полноценный, и надо слушать и слышать друг друга.
А что касается удаленки для детей, я подготовлю вам записку, и вы увидите, это последний удар по детству, по семье, по образованию, по здоровью, это недопустимо совершенно.
Ну и если стабильность, должны быть полноценные партии, а не это творчество, которое предложили, и выборы нормальные, тогда будет все в порядке.
А бюджет этот плохой!