В современной России, объявленной правопреемницей СССР, осталось не так много названий, связанных с историей и идеологией Советского Союза. Три десятилетия стирались из истории великие имена – переименование коснулось тысяч населенных пунктов, значительных производств и учреждений, не говоря о проспектах и улицах.
Нам, коммунистам Саратовской области, повезло немного больше других – два города в регионе были названы в свое время в честь основателей марксизма – это г. Маркс и г. Энгельс. Как и в жизни, так и сейчас, они находятся недалеко друг от друга – разделяют их всего 50 километров.
Когда-то нынешний город Энгельс был Покровском. Переселенцы с Украины два с половиной века назад основали Покровскую слободу. Развитие поселения связано с добычей соли на озере Эльтон. Статус города и название Покровск Покровская Слобода получила в 1914 году. После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1922 году, город стал административным центром Автономной Республики немцев Поволжья (АССР НП). Спустя девять лет руководство Республики ходатайствовало о переименовании Покровска, и он обрел нынешнее название: город Энгельс.
С конца XIX века Покровская Слобода стала погружаться в революционное движение. В течение всего 1905 года, начиная с Кровавого воскресенья, покровские революционеры поднимали рабочих слободы на борьбу. И небезуспешно! Пять раз организовывали они длительные забастовки, группируя вокруг нелегального кружка до 2000 человек и более. Активно покровские рабочие проявили себя и в октябрьские дни 1917 года – дни Октябрьской социалистической революции. Ячейка партии большевиков, созданная в августе из 7 человек, уже в ноябре на реквизированном пароходе отправила две роты 248-го запасного пехотного полка в помощь Саратовскому Совету. А буквально через несколько дней, после установления Советской власти в Петрограде, Москве и Саратове, покровская организация большевиков-ленинцев выросла до 400 человек. 7 (20) ноября 1917 года на заседании Совета рабочих и солдатских депутатов была принята резолюция о признании Советов единственной властью трудящихся, защищая их всеми имеющимися средствами. Революционную сознательность покровчан В.И. Ленин ставил образцом всей стране.
Многолетняя война, обескровившая Россию, разрушительным смерчем прошлась и по Покровску. Покровск с прилегающими к нему землями был зажат огненным кольцом фронтов гражданской войны. Непосредственная близость колчаковцев, набеги деникинцев, жесточайший бандитизм, с помощью которого контрреволюция делала попытку подорвать Советскую власть изнутри, – все это пережили жители Покровска. Для борьбы с бандитизмом 14 марта 1921 года были созданы уездный ревком и штаб частей особого назначения. К осени 1922 года бандитские отряды были полностью уничтожены.
Еще не ожили замершие заводы и фабрики, еще не отгремели выстрелы, а покровские коммунисты уже начали поднимать жителей на борьбу с разрухой, поражая размахом своих планов. Ведь в плане было строительство железнодорожного моста через Волгу! В конце 20-х строительство началось, и вот в 1934 году мост был открыт. А в конце 50-х в городе появились строители Мостоотряда №8. Быстро возникли рабочий поселок, склады, бетонный завод – началось возведение одного из крупнейших автомобильных мостов в Европе. Его длина – 2800 м, ширина – 15 м. Открытие моста состоялось 11 июля 1965 года.
Революционный по духу Покровск не отставал от своего времени. До революции это был почти весь одноэтажный город. Советская власть призвала построить новый, красивый город, современные жилые дома, промышленные предприятия и культурные учреждения. Первым делом наибеднейшие семьи были переселены в богатые купеческие особняки. Одновременно приводили в порядок старые дома. За 1926–1927 гг. новоселами стали 215 семей, из них 106 рабочих и 97 служащих. В 1929 году было принято решение о строительстве школ, о размещении в церквях музея и профтехшколы. Семь школ было построено в городе в первой половине 30-х годов! Город преобразился до неузнаваемости. За первые 20 лет Советской власти в городе были построены новые жилые дома, административные здания, школы, заводы, фабрики, кинотеатры, клубы, поликлиника, городской стадион, благоустраиваются улицы, высаживается детский парк. Так преображалась столица автономии немцев Поволжья – вновь нареченный город Энгельс.
К 30-м годам самым крупным предприятием города стали железнодорожные мастерские. В 1920 г. на берегу Волги разместилась мастерская по ремонту сельхозтехники (с 1931 г. это чугунолитейный завод, позднее завод топливных фильтров). К югу от города был построен Энгельсский мясокомбинат, на другом конце города – четырехэтажное здание педагогического института.
В 1930 году по распоряжению Совнаркома в Энгельсе началось строительство авиабазы. Изначально она организовывалась в качестве школы летчиков. Первый самолет поднялся в воздух с новой базы уже в феврале 1932 г., а к 1936 году Энгельсские военные курсы стали едва ли не самыми лучшими в стране. К началу Великой Отечественной войны на авиабазе уже были подготовлены тысячи высококвалифицированных летчиков. В 50-х годах на территории базы началось строительство нового аэродрома Энгельс-2 со взлетно-посадочной полосой шириной 100 м и длиной в 3 км. В 1954 г. на базе была организована новая 201-я авиационная часть. В ее состав вошли три полка тяжелых бомбардировщиков (79, 1076, 1230). В 1995 году база располагала эскадрильей Ту-160 из 6 машин. В наши дни Энгельсская авиабаза является единственной, на которой дислоцируются бомбардировщики «Белый лебедь».
В 1938 году был составлен генеральный проект Энгельса, согласно которому, промышленность 200-тысячного города представляла бы: мясокомбинат, элеватор и мелькомбинат, завод машиностроения, завод электроинструментов, текстильный комбинат, предприятия местной и пищевой промышленности (ремонтно-тракторный завод, холодильник и ледоделательный завод, автосборочный завод, резиновый комбинат, кожзавод и костеобрабатывающий завод, судоверфь и др.).
Основным видом жилой застройки предполагалось строительство четырех- и пятиэтажных каменных зданий. Предусматривалось строительство двух театров, музея-библиотеки, Дома Красной Армии, центрального кино, центрального Дома культуры, универмагов, центрального парка культуры и отдыха, сельхозинститута, нескольких техникумов, трех больниц и др. Все эти планы перечеркнула война.
За первые двадцать дней войны 1064 добровольца ушли на фронт. Всего город дал фронту 12 тысяч солдат и офицеров, из них каждый четвертый – коммунист или комсомолец. Славная 148-я Черниговская дивизия формировалась в основном из жителей нашего города. 8 тысяч ее бойцов отмечены наградами.
Во время войны в городе располагалось 9 госпиталей. Над каждым из них шефствовало промышленное предприятие. Каждый день прибывали эвакуированные предприятия. Более 40 предприятий, учреждений, училищ, военных организаций принял город Энгельс. 35 тысячам эвакуированных предоставили кров.
В конце первого военного лета в Энгельс стали прибывать эшелоны с Брянщины – это эвакуировали вагоностроительный завод имени Урицкого (впоследствии троллейбусный завод). Через год-два в степи построили корпуса керамического завода (затем завод запальных свечей).
С первых месяцев войны прославленная летчица М.М. Раскова стала командиром авиагруппы по формированию женских полков на базе Энгельсской военной авиационной школы летчиков. Ею были созданы первые в мире три женских авиаполка.
Не простым, но необходимым было решение о депортации из Энгельса немецкого населения. Гитлеровцы в это время находились в соседней Сталинградской области и могли в любой момент начать наступление вдоль берега Волги.
После Великой Отечественной войны город снова начал развиваться. Паровозоремонтные мастерские были преобразованы в вагоноремонтный завод, а затем – в завод транспортного машиностроения. В 1950 году завод имени Урицкого перешел на выпуск троллейбусов – голубые бесшумные ладьи двинулись по электролиниям городов страны – до 10 тысяч за пятилетку.
Продукция других предприятий Энгельса получила спрос в 40–50 странах мира.
В 60-е годы в городе выросли огромные корпуса завода металлоконструкций. Этот завод был одним из крупнейших в СССР и Европе.
За годы Советской власти в городе появились целые отрасли индустрии: энергетика, химическая промышленность, промышленность строительных материалов. Более 40 предприятий работали в городе, были введены в эксплуатацию заводы: специализированных автомобилей, керамзитовый, монтажных изделий, сдаточная эксплуатационная база. Произошло объединение родственных предприятий и возникло объединение «Химволокно», объединение по изготовлению музыкальных инструментов, полиграфическое производственное объединение и др.
В 1951 году в городе стал выстраиваться проспект имени Ф. Энгельса. Зимой 1952 года началось строительство комбината химического волокна, над стройкой взял шефство ленинский комсомол. Был построен поселок химиков: 22 многоэтажных дома (1,5 тысячи квартир), три молодежных общежития на 1000 мест, 2 детских комбината, крупнейшая в области больница, фабрика-кухня, магазины, кинотеатр, кафе. Продукцию химкомбината поставляли более 350 предприятиям страны и иностранным фирмам. Одновременно с химкомбинатом в городе был построен завод синтетических моющих средств.
Поселки химиков, строителей, троллейбусостроителей… И вот в городе строится поселок мелиораторов. Вводится в строй завод железобетонных изделий. Рядом экспериментальный механический завод – второе крупное предприятие базы мелиорации по ремонту тягачей и навесного бульдозерного оборудования.
Важным событием в истории города стало приземление 12 апреля 1961 года в окрестностях Энгельса первого космонавта планеты Юрия Гагарина. К радости и гордости горожан были установлены обелиск и памятник Колумбу Вселенной.
Образование, здравоохранение, культура, быт развивались в городе невиданными темпами.
Несколько штрихов. В период Советской власти в городе функционировало 7 музыкальных школ, в которых учились 2000 детей, 900 детей занимались в школе искусств, 160 коллективов художественной самодеятельности (7000 взрослых и детей). Каждый год выпускали молодых специалистов химико-механический, индустриально-педагогический, коммунально-строительный и кооперативный техникумы, а также филиал Саратовского политехнического института.
Но грянула перестройка, и как ее итог – развал Советского Союза и запрет КПСС. Новая власть развернула бурную деятельность по восстановлению Республики немцев Поволжья и переименованию города в прежний Покровск. Но не тут-то было! Жители Энгельса во главе с коммунистом В.И. Надеждиным встали на защиту родного города и решительно отвергли все попытки повернуть историю вспять. В городе был проведен референдум, на котором подавляющее большинство жителей сказали: «Городу Энгельсу – быть!» С борьбы с автономистами начала восстанавливаться и партийная организация КПРФ.
Но перевертыши и антисоветчики все же прошлись разрушительным катком по городу. За годы рыночных «преобразований» перестали существовать Энгельсское объединение «Химволокно», мясокомбинат, клеевой завод, завод духовых музыкальных инструментов, троллейбусный завод, 9-й Центральный авторемонтный завод, ткацкая и мебельная фабрики, Энгельсское Высшее зенитно-ракетное командное училище… Остальные предприятия представляют жуткую пародию на промышленное производство. Тысячи и тысячи рабочих потеряли работу и средства к существованию, разъехались по другим городам в поисках лучшей доли. 70 лет строительства, созидания, развития сменились 30-ю годами упадка, разрухи, деградации и обнищания.
И все же 30 лет – это большой срок. И город с населением почти 230 тысяч жителей не мог не преобразиться. Вместо заводских труб над городом теперь возвышаются стеклобетонные высотки, всюду пестреют вывески торговых центров, вместо промышленных гигантов работают небольшие предприятия. На месте бывших заводских цехов строятся новые микрорайоны. Дорогу, ведущую к месту приземления Ю.А. Гагарина, наконец-то починили. Ежегодно там проходят торжества, приуроченные ко Дню космонавтики. И именно у подножия памятника Ю.А. Гагарину начала свое восстановление Энгельсская пионерская организация.
Сегодня попытки переименовать улицы, да и сам город продолжаются. Но мы уверены, что жители города Энгельса отвергнут все эти планы и не позволят переименовать город, носящий имя величайшего ученого и мыслителя – Фридриха Энгельса!