Не пришлось долго ждать упоминания его [Трампа] имени. Человека, который раньше стоял на этом месте, который изматывал СМИ и в то же время развлекал их своими эксцентричными выступлениями, которые были похожи на показательные поединки – речь о Дональде Трампе.
«Мой предшественник, о Боже, я скучаю по нему», – сказал, смеясь, Джо Байден.
Разумеется, это была ирония, которая последовала на довольно нелепый вопрос, принял ли Байден уже решение о том, будет ли он баллотироваться на президентских выборах в 2024 году, как это уже сделал Трамп к этому моменту. На что Байден ответил, что такой план у него, конечно, есть. Но когда журналистка захотела узнать больше деталей, он потерял терпение, заявив: «Да хватит, я об этом не думаю. Не имею понятия».
Это первая публичная пресс-конференция Байдена в Белом доме. С момента вступления в должность прошло уже 65 дней. Он ждал неожиданно долго. Всё его выступление демонстрировало, насколько сильно новый президент отличается от старого. В то время как Трамп постоянно выступал перед прессой и любил шокировать весь мир абсурдными утверждениями, Байден делает всё наоборот. Он не появляется так часто на публике, избегает чрезмерной публичности, кажется всегда немного изнуренным и медлительным и старается давать как можно меньше поводов для броских заголовков.
Те, кто ожидал такого же «фейерверка», как от Трампа, будут разочарованы – и всё же на почти часовой пресс-конференции, прошедшей в Восточном зале Белого дома, в которой из-за коронавируса приняли участие только 30 журналистов, были интересные моменты. Самое важное из пресс-конференции:
Коронавирус и экономика
Для Байдена основными темами остаются борьба с коронакризисом и восстановление экономики, даже несмотря на то, что в этот день, как ни странно, журналисты не задавали на эту тему много вопросов.
Президент пообещал, что за первые 100 дней его правления население получит 200 миллионов доз вакцин. Тем самым он увеличил в два раза ранее озвученную цель в 100 миллионов доз. Она была достигнута на прошлой неделе, на 58-й день его президентского срока. В США в скором времени будет иметься достаточный объем вакцины, чтобы мог привиться каждый гражданин старше 16 лет. Байден гордо заявил: «Ни у одной другой страны мира нет лучших показателей».
На пресс-конференции Байден хотел говорить прежде всего о таких позитивных новостях. Экономика снова растет, с радостью отмечает он. Так и должно продолжаться. Главным приоритетом президента в этой сфере является запланированная инфраструктурная программа, которую он представит на следующей неделе в Питтсбурге.
Программа очень масштабная. Администрация планирует выделить на нее 3–4 триллиона долларов. Цель – модернизация мостов, дорог, аэропортов, а также систем водоснабжения. По словам Байдена, он намерен создать «хорошо оплачиваемые рабочие места» и компенсировать дефицит по отношению к другим странам. «Китай пока что тратит на меры в области инфраструктуры в три раза больше, чем мы». Это необходимо оперативно изменить.
Проблемы на границе
Проблемы на южной границе с Мексикой – одна из самых острых тем в США. Но Байден дал понять, что он не считает ситуацию настолько критичной. «Ничего не изменилось», – утверждает он, хотя число мигрантов, желающих попасть в США, резко возросло. Это сезонный фактор, сказал он. «Так происходит каждый год».
«Не существует простых ответов», – уклончиво отвечает Байден на вопросы о конкретных решениях вопроса. И по теме тысяч детей без сопровождения, которые, по данным активистов, размещаются порой в ужасных условиях в специальных центрах, Байден высказывается банально: «абсолютно неприемлемо», что им приходится спать на полу, но никто не должен оставаться в этих центрах более 72 часов – это установленный лимит, который, вероятно, зачастую нарушается.
Впрочем, президент в основном отмечал, что этой темой в будущем будет заниматься вице-президент Камала Харрис. Этот вопрос будет в хороших руках, отметил он.
Соперник – Китай
Интересно, что, как и два предшественника, Барак Обама и Дональд Трамп, и новый президент в области внешней политики уделяет основное внимание Азии. Байден назвал Китай большим конкурентом США. Россию или европейских партнеров в этот день он практически не упоминал.
И тему Северной Кореи Байден, очевидно, считает срочной. В контексте недавних ракетных испытаний Северной Кореи он предостерег руководство страны от дальнейшей эскалации ситуации проведением дальнейших испытаний. В противном случае последует «соответствующая реакция» США.
В то же время Байден расплывчатыми фразами говорит о том, что он готов к «дипломатии». При этом целью должен быть полный отказ Северной Кореи от ядерного оружия, денуклеаризация. Это пересекается с основным требованием, которое было предъявлено Ким Чен Ыну еще администрацией Трампа.
Что касается вывода войск США из Афганистана, Байден ничего определенного не сказал. Конкретные планы администрации он раскрывать не стал, лишь отметив, что он не может себе представить, что в следующем году в Афганистане еще будут присутствовать войска США. Как и госсекретарь Энтони Блинкен, Байден пообещал, что США будут «тесно координировать» свои действия с другими партнерами по НАТО по вопросу вывода войск.
Оружие и филибастер
Многие журналисты хотели услышать от Байдена четкую позицию по так называемому филибастеру, архаичному и спорному механизму, из-за которого для принятия большинства законов в сенате необходимо явное большинство (60 из 100 голосов). Тем самым республиканцы, у которых сейчас 50 мест в сенате, могут хладнокровно блокировать важные инициативы. Отмену филибастера Байден, который сам проработал в сенате 36 лет, пока исключает, предлагая вместо этого его реформу.
В конце он отметил, что будет готов предпринимать и дальнейшие действия, если республиканцы будут «активно злоупотреблять» этим правилом и сеять «хаос» в сенате. В качестве примера он называл текущие «неамериканские» усилия консерваторов в ряде штатов по ограничению избирательного права для меньшинств.
Какие именно меры он предлагает в отношении филибастера, Байден не говорит, вероятно, понимая, что реформа этого правила – очень сложный вопрос, потому что даже в его собственной партии она оценивается неоднозначно.
Другие важные темы даже не поднимались. Либо потому что Байден усиленно их избегает, например, вопрос о реформе американского оружейного законодательства после недавней стрельбы в Колорадо – вопрос, на который (хотя страна еще скорбит) он отвечает долгой речью о своих инфраструктурных планах. Либо потому что журналисты об этом не спрашивали, например, о коронакризисе.
Журналистов больше интересовал вопрос, ожидает ли Байден, что Трамп в 2024 году будет вновь баллотироваться на пост президента от республиканцев. «Не знаю даже, будет ли тогда еще существовать Республиканская партия», – ответил Байден раздраженно.
Спустя 62 минуты Байдену надоело. «Все, я ухожу», – сказал он и ушел.
(Der Spiegel, Германия)