Занавес по Уставу




В конце 2018 года прославленную Татьяну Доронину заменил у руля легендарного театра снискавший известность лишь в определенных и очень узких кругах журналист по образованию некий Эдуард Бояков. О безобразной, бесчеловечной и оскорбительной по отношению к выдающейся подвижнице отечественной культуры операции низложения слышала, по-моему, вся страна. Говорили в первую очередь про то, что подобранный «преемник» абсолютно не соответствует уровню занимаемого места.

И вот появилась информация о серьезных изменениях в уставе МХАТа им. Горького: Министерство культуры сделало МХАТ «директорским» театром, то есть руководит театром теперь не художественный руководитель, а директор. Пункт 37 устава вообще предполагает, что должность художественного руководителя лишь «может быть предусмотрена». Документ уже зарегистрирован в Федеральной налоговой службе и вступил в действие, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.

Предположительно, решение внести изменения в устав МХАТ им. Горького было принято Минкультуры после проведенной комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности театра.

В октябре 2020 года Минкультуры России завершило комплексную проверку деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московский Художественный академический театр имени М. Горького» за 2018–2019 годы, январь–июнь 2020 года.

Проверкой были выявлены серьезные нарушения в использовании федерального имущества, расходовании средств на оплату труда, использовании гранта президента РФ при выполнении государственного задания, осуществлении государственных закупок, проведении ремонтных работ. Минкультуры России поручило Э.В. Боякову устранить нарушения и отчитаться о принятых мерах. Вместе с тем, вероятно, ввиду серьезности выявленных нарушений, Минкультуры также направило материалы проведенной проверки в Генпрокуратуру РФ на рассмотрение и принятие решения.

Стоит отметить, что вне зависимости от процессуальных решений, принятых Генпрокуратурой по результатам проверки, само Министерство культуры как учредитель МХАТа им. М. Горького вправе проводить свои ведомственные проверки и принимать по их результатам кадровые и организационные решения.

Акт проверки МХАТ им. М. Горького изложен на 112 листах и изобилует описанием выявленных нарушений. В частности, из акта следует, что на так называемые «Открытые сцены» (Э.В. Бояковым «создано» 14 сцен – от ступенек до пространств перед буфетами) театром было потрачено более 45 миллионов рублей, в то время как валовый сбор от продажи билетов на мероприятия «Открытых сцен» составил менее 1,5 миллиона рублей. Проверкой выявлена крайне низкая посещаемость зрителями очень многих спектаклей бояковской поры, таких как «Последний герой» и «Последний срок», многих других, однако расходы на постановку этих спектаклей весьма впечатляющи.

Согласно расследованию The Moscow Post, в МХАТе им. Горького под руководством Э. Боякова наблюдается весьма сомнительная финансовая активность. В октябре 2019 года на сайте государственных и муниципальных закупок был опубликован государственный контракт №70-ЕП/223-19 на 600 000 рублей, завизированный Бояковым с единственным поставщиком, индивидуальным предпринимателем Марией Кублановой «на оказание услуг». В техзадании значилось следующее: «Сбор информации о порядке взаимодействия между помощниками, схема документооборота между подразделениями. Сбор информации о порядке организации информационной политики заказчика, о формировании имиджевой политики учреждения».

Вызвало недоумение, почему индивидуальный предприниматель М.М. Кубланова должна разбираться в делах вверенного Боякову государственного учреждения культуры? Если Бояков ввиду возможного недостатка образования и квалификации не способен разобраться в схеме документооборота, то он, скорее всего, не подходит на должность руководителя госучреждения?

Удивил и договор, заключенный за подписью исполнительного директора МХАТ имени М. Горького Т. Ярошевской с неким Н. Суворовым, согласно которому последний должен делать для худ­рука Боякова следующее: нумеровать страницы; следить за наличием чая, кофе, лимонов, сахара, меда; открывать кабинет руководителя; включать компьютер; контролировать исправность офисной техники, а также скреплять распечатанные документы зажимом (не скрепкой). Цена этого контракта – 206 898 рублей.

Далее на сайте государственных и муниципальных закупок были размещены уведомления о проведении закупки у единственного поставщика по 1 млн рублей на исполнение роли Ивана, а также на исполнение роли Марины в постановке А. Кончаловского «Сцены из супружеской жизни». Роли в этом спектакле исполнили Александр Домогаров и Юлия Высоцкая.

Однако уже весной 2020-го оказалось, что роль Ивана может быть исполнена и Гошей Куценко, но уже дороже: не за один «лимон», а за три…

Потом пришел коронавирус, спектакли давать перестали, но закупки в театре продолжались! Во МХАТе, закрытом на карантин, несколько раз проводили ежедневную уборку, согласно контрактам, каждая такая «уборка» обходилась казне в 3 млн рублей.

Перечислять весь акт проверки не стоит, тем более что чтение перечисленных в нем нарушений вызывает эмоции от невероятной ярости до гомерического хохота.

Полагаем, что именно результаты проверки побудили Министерство культуры изменить устав таким образом, чтобы не давать больше власти человеку, доведшему великий МХАТ им. М. Горького до такого плачевного состояния.

Согласно уставу, который уже выложен в Сети, театром будет руководить директор как высшее должностное лицо. Директор принимает в театре абсолютно все решения, в том числе творческие, не говоря уже о финансовых. Президент театра (должность, занимаемая на сегодня Татьяной Дорониной) руководит худсоветом и является его председателем. А вот должность художественного руководителя (которую занимает Бояков) может создаваться, а может и не создаваться… на усмотрение директора театра. Даже если должность художественного руководителя будет введена в штатное расписание, то среди полномочий художественного руководителя, согласно новому уставу, негусто – остались лишь 4 строчки, не дающие художественному руководителю абсолютно никакой власти, да и трудовой договор с художественным руководителем будет (если будет) заключать директор, а не Министерство культуры.

В выписке из ЕГРЮЛ от 21.04.2021 Э.В. Бояков пока все еще числится руководителем. Как отмечают сотрудники Госреестра, это техническая особенность, связанная с тем, что во время перехода на новый устав учреждение не может существовать без руководителя. Необходимо некоторое время, чтобы на основании уже действующего устава изменить все права в ЕГРЮЛ у руководителя.

По имеющейся у РНЛ информации из источников, близких к Министерству культуры, инициатором обновления устава МХАТа им. М. Горького стала народная артистка СССР Т.В. Доронина, представившая в Министерство культуры в ноябре 2020 г. свои предложения по изменениям в основополагающий документ. Многие предложения Татьяны Васильевны Дорониной были учтены Минкультуры в новом уставе.

 

***

Напомним, в ноябре 2019 года обеспокоенные судьбой великого театра, с открытым письмом к президенту РФ В.В. Путину обратились видные деятели культуры, друзья, почитатели и поклонники Т.В. Дорониной.

Публикуем это письмо.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Уже несколько лет страну раздирает конфликт, вызванный указом Министерства культуры РФ и появившийся в печати 4 декабря 2018 года, об увольнении с поста Художественного руководителя – директора МХАТ им. М. Горького, народной артистки СССР, полного кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством» Татьяны Васильевны Дорониной, прослужившей верой и правдой на этом посту 30 лет. Вместо хорошо образованного и мудрого мастера управлять сложным организмом одного из первых русских театров назначен проектный менеджер Э.В. Бояков. Увольнение Дорониной произведено без каких-либо весомых оснований.

Почему же сегодня в нашей стране, где всегда ценили и гордились талантом, поднявшимся из народных глубин, стало возможным пренебрежение, проявленное по отношению к великой русской актрисе? И это произошло в объявленный правительством Год театра, год, когда исполнилось 65 лет сценической деятельности Т.В. Дорониной! Многолетний титанический подвижнический труд служения русскому театру великой труженицы «не заметили». Однако посмели нанести публичное оскорбление уникальному художнику, причем оскорбленными почувствовали себя в первую очередь миллионы зрителей и почитателей великого дара уникальной актрисы.

То, как развивается конфликт в реальности, делает очевидным, что Министерством культуры РФ допущена грубая ошибка, и ее надо исправить как можно скорее.

Сегодня речь идет о спасении того, что создавалось лучшими умами и талантами России – его величества русского драматического театра с его глубокой психологией и философией. Встал серьезно вопрос: как избежать разрушения МХАТа им. М. Горького?

Единственно верное решение проблемы на данном этапе мы видим  в необходимости возвращения в художественное руководство МХАТом им. М. Горького Т.В. Дорониной. Великая русская актриса, несмотря на нанесенный ей удар, выстояла и готова защищать свое детище от уничтожения.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, мы считаем проблему сохранения в России классического русского драматического театра – проблемой первостепенной государственной важности. А Татьяну Доронину – нашим национальным достоянием!

С уважением

Герой Социалистического Труда Юрий Бондарев, народные артисты СССР Вячеслав Гордеев, Габриэла Комлева, Владимир Минин, Владислав Пьявко, Инна Чурикова, Людмила Чурсина, народные артисты РФ Тамара Абросимова, Анна Алексахина, Мария Аронова, Валерий Афанасьев, Валерий Баринов, Алексей Блохин, Галина Борисова, Мария Былова, Олег Вавилов, Светлана Варгузова, Герард Васильев, Юрий Веденеев, Роман Виктюк, Татьяна Владимирова, Светлана Врагова, Капитолина Гавриленко, Александр Голобородько, Светлана Головина, Дмитрий Гуданов, Александр Дик, Евгения Добровольская, Нина Дробышева, Марина Есипенко, Андрей Житинкин, Зоя Зелинская, Марина Игнатова, Татьяна Каратаева, Евгений Киндинов, Зинаида Кириенко, Борис Клюев, Александр Коршунов, Иван Краско, Леон Кукулян, Олег Кулько, Николай Лазарев, Аристарх Ливанов, Аза Лихитченко, Валерий Лонской, Лариса Лужина, Любовь Лушечкина, Сергей Маковецкий, Раиса Максимова, Виктор Мережко, Александр Михайлов, Ирина Муравьева, Владимир Носик, Ольга Остроумова, Алена Охлупина, Татьяна Пилецкая, Людмила Полякова, Александр Пятков, Светлана Семенова, Тамара Семина, Виктор Сухоруков, Валентина Талызина, Валентина Теличкина, Людмила Титова, Нина Усатова, Михаил Филиппов, Елена Харитонова, Иван Шабалтас, Анна Шатилова, Галина Шляпина, Георгий Штиль, Борис Щербаков, Ольга Яковлева, Дмитрий Ячевский, Сергей Яшин;

народная артистка Карачаево-Черкесской Республики, заслуженная артистка Российской Федерации Любовь Гочияева,

народная артистка Республики Башкортостан Валентина Бродская,

народная артистка Республики Адыгея Маргарита Мамсирова,

народный артист Чеченской Республики, заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики Павел Тихомиров;

заслуженные артисты Российской Федерации

Нина Агапова, Евгений Александров, Сергей Барковский, Наталья Бизева, Александр Бобровский, Виктор Богаченко, Вадим Борисов, Надежда Бутырцева, Елена Валюшкина, Галина Веретельникова, Юрий Ветров, Валентина Виноградова, Елена Глебова, Наталья Данилова, Наталия Дмитриева, Людмила Дребнева, Анна Дубровская, Наталья Ерошкина, Жанна Жердер, Елена Зубович, Юлия Зыкова, Елена Катышева, Галина Киндинова, Людмила Корюшкина, Татьяна Кречетова, Василий Куприянов, Андрей Курицын, Татьяна Лебедева, Валентина Легкоступова, Рубен Лисициан, Евгений Лукошков, Игорь Мазур, Ирина Мануйлова, Игорь Марченко, Лидия Матасова, Ирина Мреженова, Владимир Николенко, Юрий Нифонтов, Екатерина Образцова, Валентина Панина, Надежда Перцева, Ирина Печерникова, Нина Попова, Светлана Потанина, Ирина Пулина, Екатерина Райкина, Галина Сазонова, Елена Силина, Сергей Симушин, Борис Смолкин, Елена Соловьева, Елена Стародуб, Виталий Стремовский, Иван Сучков, Семен Сытник, Татьяна Ташкова, Наталья Титаева, Александр Титоренко, Галина Улетова, Анатолий Устинов, Татьяна Филатова, Анна Фроловцева, Андрей Чубченко, Светлана Шершнева, Леонид Мозговой;

заслуженный деятель искусств РФ Павел Любимцев, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный работник культуры РФ Мария Оссовская, заслуженный художник Российской Федерации Виктория Севрюкова, заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия и Республики Южная Осетия Тимофей Федоров, заслуженные артисты Чеченской Республики Наталья Гоголева, Татьяна Епифанцева, почетный деятель искусств г. Москвы Наталья Сомова, Андрей Зайков, Натэлла Канделаки, Валентина Козлова, Людмила Шувалова-Стржельчик.

 

***

С предложением перезапустить общественный проект «МХАТ им. М. Горького», сосредоточив усилия на поиске действительно профессиональной и талантливой кандидатуры на должность художественного руководителя театра путем открытого творческого конкурса, в состав жюри которого войдет президент театра народная артистка СССР Т. Доронина, обратилась к начальнику Управления президента РФ по общественным проектам С.Г. Новикову инициативная группа актеров и зрителей МХАТа им. М. Горького. Текст обращения (в сокращении):

Уважаемый Сергей Геннадьевич!

Считаем своим гражданским долгом донести до Вас наше мнение, касающееся ситуации, которая сложилась в настоящее время в МХАТе им. М. Горького. Убеждены, бесперспективный проект перестройки МХАТа им. М. Горького, начатый г-ном Бояковым, не состоялся и уже едва ли состоится по ряду причин. Главная из них носит сущностный характер.

Театр – специфическая область, Вы в силу профессии это, конечно, понимаете. А МХАТ внутри этой области – тоже явление уникальное. Если для большинства московских театров в той или иной степени успешно работают обычные финансовые инструменты и схемы формирования общественной репутации, то для театра, о котором идет речь, они оказываются зачастую непригодными, поскольку основой и гарантией успеха культурного феномена МХАТа является прочная опора на репертуар.

Московский Художественный театр с первого дня своего существования позиционировал себя как театр современной жизни – потому репертуар строился на органичном сочетании классики и современной драматургии. Но из последней в работу бралось далеко не всё: основатели театра проявляли резкую принципиальность в вопросах репертуара и могли не только не взять в работу пьесу, но и прекратить уже начатые репетиции, испортив отношения с автором, если приходили к осознанию, что взятый в работу материал – не мхатовский по форме или по содержанию. «За бортом» в свое время оказались многие пьесы таких далеко не последних современных на тот момент авторов, как Д.С. Мережковский, В.М. Волькенштейн и даже Леонид Андреев.…Без опоры на репертуар бессмысленной оказывается и идея развития досуговой инфраструктуры театра: занятия йогой, книжные лавки, лекции, кафе – вне идейной связи с репертуаром они точно так же могут привлечь лишь случайного прохожего, ищущего однократного развлечения, но не широкого зрителя, готового платить за билет высокую цену на регулярной основе. Таким образом, необходимо констатировать, что общественный проект перестройки МХАТа в настоящее время претерпевает неудачу, театр потерял своего постоянного зрителя, при этом не нашел нового и, как нам представляется, не смог достичь тех индикативных показателей, которые закладывали в него коллеги из вашего управления. Также необходимо особо отметить, что театр продолжает вызывать раздражение у профессиональной театральной общественности.…Необходимо подчеркнуть, в свое время Дорониной удалось сделать главное: она сохранила МХАТ для потомков. Она как ангел-хранитель совершила поистине великое дело: донесла до людей нашего поколения «Синюю птицу» Станиславского, этот «волшебный ключ» от всей идеи МХАТа. Г-н Бояков и этим ключом воспользовался неумело: сделал из «Синей птицы» шумный и кричаще яркий спектакль. Вероятно, будучи плохим знатоком истории МХАТа, он не только сам не смог оценить вверенного ему сокровища, но и не создал вокруг себя команду профессионалов, которые бы превратили этот уникальный спектакль в источник благосостояния театра.…Нам, актерам и зрителям, поддерживающим В.В. Путина в его стремлении патриотического воспитания молодежи, бережного сохранения исторического наследия и культурного достояния России, представляется, что необходимо еще раз перезапустить общественный проект «МХАТ им. М. Горького», сосредоточив усилия на согласовании кандидатур на должность художественного руководителя театра с президентом театра нар. арт. СССР Т. Дорониной и Министерством культуры Российской Федерации, организовав творческий конкурс.

Под обращением – 61 подпись актеров и зрителей театра.

Стремительно развивающиеся события во МХАТе им. М. Горького дают надежду на возрождение уникального русского театра.

 

Письма широкого слоя интеллигенции
в защиту знаменитого театра
и великой актрисы
с дополнением члена Союза журналистов.

 

Другие материалы номера