Ваша инициатива предоставить общественности возможность присылать свои предложения по улучшению образования вызывает надежду на то, что преграда, поставленная чиновниками всех уровней с целью отгородиться от неудобных вопросов родителей московских школьников, может быть преодолена.
Осознавая глубокий кризис, в котором находится наша система образования, наблюдая необоснованно взятый курс на внедрение цифровых технологий, доказавших свою неэффективность как во время эксперимента по внедрению дистанционного и электронного обучения, так и на примере других стран, в которых цифровизация началась намного раньше, чем в России, общественное движение «Родители Москвы» и его многочисленные сторонники представляют Вашему вниманию результаты научных исследований и опросов, доказывающие вред, причиняемый здоровью детей, невозможность получения полноценного объема и качества знаний с помощью технологий электронного обучения и констатирующие процесс уничтожения системы образования в России.
Мы бы хотели внести ряд предложений, позволяющих начать работу по приостановлению окончательного распада сферы образования нашей страны.
В первую очередь родительская общественность просит Вас обеспечить соблюдение требований законодательства:
— запретить использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании);
— обеспечить создание безопасных условий обучения (подпункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании);
— запретить использовать технические, аудиовизуальные средства воспитания и обучения без санитарно-эпидемиологических заключений (пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Помня Ваше обещание лично читать все предложения, мы выражаем уверенность в том, что через наше открытое письмо Вы будете осведомлены как о результатах исследований зарубежных и отечественных ученых, так и о существующих путях преодоления крайне опасной тенденции – ущемления, вплоть до полной отмены, прав граждан на образование, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Направляем перечень предложений, сформулированных нашим общественным движением и нашими сторонниками.
- Вернуть единство учебных программ за счет введения учебников общего образца для всех государственных общеобразовательных организаций по каждому предмету в целях восстановления единого образовательного пространства. Остальные учебники могут использоваться только в качестве дополнительного материала.
- За основу единых учебников принять учебники советского периода 1930–1956 гг., без включения в них научных, абстрактных, теоретизированных понятий, не соответствующих возрасту обучаемых.
- Поставить задачу перед учеными, методистами: разработать единую систему оценивания знаний учеников, аналогичную системе 1940–1950-х гг. XX века.
- Разъяснить и довести до всех участников образовательного процесса, что применение электронного, дистанционного обучения возможно только в очно-заочной, заочной формах обучения.
- Установить порядок, исключающий применение электронных технологий для обучения детей, родители которых не выразили письменного согласия на участие в эксперименте ЦОС, МЭШ, РЭШ и т.п.
- Установить удобный и понятный механизм отказа от предоставления образовательных услуг в электронной форме.
- Установить возможность применения электронных технологий в процессе обучения только по письменному запросу (заявлению) родителей.
- Обязать школу:
— предоставить родителям учеников право выбора методов и технологий обучения;
— предоставить родителям право выбора обучения в сетевой форме;
— учитывать мнение общественных объединений «Советов родителей».
- Определить процедуру и порядок формирования вариативной части программы с учетом мнения каждого родителя.
- Исключить проверочные работы для школьников, проводящиеся в целях определения рейтинга школ.
- Исключить из ФГОС понятие «портфолио» как профанацию оценки знаний и подмены ее понятием «рейтинг».
- Запретить коммерциализацию образования, то есть ввести запрет на участие крупных корпораций, частного сектора, банков в разработке и применении образовательных программ и цифровых платформ в государственных школах.
- Ввести запрет на применение цифровых платформ с иностранным программным обеспечением в государственных общеобразовательных организациях на всей территории страны.
- Отменить доплату учителям за работу в МЭШ, РЭШ и т.п.
- Ввести доплату учителям за организацию учебного процесса в традиционной очной форме без применения электронных технологий.
- Ввести требование стажа педагогической деятельности не менее 10 лет для кандидатов на должность директоров общеобразовательных организаций.
- Должность директора осуществлять на выборной основе.
- Разукрупнить искусственно созданные «образовательные комплексы» и вернуться к принципу «одно здание – одна школа».
- Обеспечить учащихся бесплатными учебниками и другими бумажными материалами в необходимом объеме.
- Вернуть в школы полноценные библиотеки: количество книг в электронном виде должно быть равно количеству бумажных книг.
- Обеспечить возможность перехода школ на здоровьесберегающие технологии, основанные на системе доктора медицинских наук Базарного В.Ф.
- Отменить ЕГЭ и вернуть право проведения очных вступительных испытаний для абитуриентов вузов.
- Пересмотреть программы различных предметов, в частности:
— программу предмета «Окружающий мир», убрать оттуда темы, подробно изучаемые в старших классах;
— убрать фонетический метод обучения чтению на русском языке;
— закрепить во ФГОС требование об обучении в начальной школе каллиграфическому стилю письма как способу тренировки и развития мозга и недопущения накопления состояния стресса;
— рекомендовать, а не вводить в качестве обязательного, курс цифровой грамотности;
— вернуть классическую систему преподавания английского языка;
— ввести изучение второго иностранного языка по желанию учащихся;
— использовать учебники Киселева А.П., Шевкина А.В., Пчёлко А.С. в обучении математике, алгебре и геометрии в школе;
— вернуть прописи в начальную школу как обязательный элемент обучения;
— вернуть в школу уроки труда (вместо теории ввести практические занятия);
— вернуть сочинения, изложения в уроки русского языка как обязательный элемент обучения.
- Обеспечить процесс обучения только по бумажным учебникам.
- Заменить тестирование знаний учеников классическими контрольными с последующей работой над ошибками.
- Убрать из классных комнат электронные доски.
- Обеспечить обязательное соблюдение дисциплины учащимися.
- Обеспечить разъяснение школьникам их прав и обязанностей.
- Вернуть школе ответственность за обучение и воспитание детей.
- Ввести запрет на сбор биометрических данных детей.
- Ввести запрет на установку в школах напольных санитайзеров с функцией распознавания лиц как элемента, обеспечивающего проход в школу.
- При установленных рамках металлодетекторов на входе в здание школы обеспечить наличие альтернативного прохода.
- Вернуть традиционный прием экзаменов у выпускников, убрав унижающие достоинство детей процедуры, которые применяются при обращении с преступниками:
— обыски при прибытии в школу на экзамен;
— конвой в туалет;
— слежение по видеокамерам за ходом экзамена;
— исключить данные меры как создающие обстановку дополнительного стресса в ходе экзамена.
Вместо электронных приборов слежки сделать контроль экзаменующихся старым проверенным способом: комиссия из пяти учителей сидит напротив класса и внимательно следит за детьми. Нарушители идут на переэкзаменовку после основного тура экзаменов.
- Программу воспитания в школах формировать при участии родителей.
- Запретить киберспорт в общеобразовательных организациях.
Также наше общественное движение готово предоставить модель образования и программу воспитания учащегося как человека-творца, патриота своей Родины, основанную на ценностях ее многонационального народа и традиционных семейных ценностях.
Далее мы представляем Вашему вниманию список исследований отечественных и зарубежных авторов и организаций, доказывающих вред, причиняемый физическому и психическому здоровью детей, нанесенный применением цифровых технологий в образовании.
- Е.В. Харитонова, Е.А. Савчук. «Экспертная оценка ряда последствий внедрения цифровых технологий», в которой приводятся данные об отдаленных последствиях внедрения дистанционного обучения и мер профилактики коронавируса в школах.
- Результаты научных исследований о вреде цифровых технологий для формирующегося детского мозга были изложены в докладе «Идет эпидемия цифрового аутизма. Цифровизация человека» научного руководителя лаборатории нейронаук и поведения человека ПАО «Сбербанк», врача-психотерапевта Андрея Курпатова в январе 2020 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
- Научное исследование НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19». Установлен факт причинения вреда психическому и физическому здоровью детей за период весеннего электронного/дистанционного обучения 2020 года.
Дополнительно: http://schoolshealth.ru/docs/2–2020/KuchmaVR_etall2_20204-23.pdf
- Значительность риска для детей при длительном использовании мобильной связи в силу анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков и бульшей уязвимости развивающегося организма к любым факторам внешней среды. Резолюция ВОЗ 2003 года.
Healthy environments for children: WHO backgrounder N°3, April 2003 = https://www.who.int/world-health-day/previous/2003/backgrounder/en/
- Работа немецкого психиатра Манфреда Шпитцера «Антимозг. Цифровые технологии и мозг».
- В феврале 2021 года информационное агентство Reuters провело опрос школьных округов по всем Соединенным Штатам Америки, чтобы оценить влияние полного или частичного закрытия школ на психическое здоровье детей.
- Председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, доктор биологических наук, член научно-консультативного комитета Международной программы по неионизирующим излучениям ВОЗ, эксперт IARC (Международное агентство по изучению рака), лауреат Премии правительства РФ в области науки и техники, соавтор книги «Сотовая связь и здоровье» Олег Григорьев убежден: электромагнитное поле Wi-Fi – это риск для функционального состояния, здоровья и когнитивных функций детей. Для детей до 5-го класса Wi-Fi должен быть полностью исключен. Остальным возрастам – ограничен, но всю полноту ответственности за риски должна нести администрация школы.
- Всероссийский опрос родителей школьников о последствиях обучения с применением дистанционных технологий и отношении родителей к такой форме обучения был проведен общественным движением «Родители Москвы».
С уважением