Священная воля

Это писал воин и поэт гвардии лейтенант Георгий Кузьмич Суворов, командир взвода противотанковых ружей 45-­й гвардейской стрелковой дивизии, павший смертью храбрых во время боев за Нарвский плац­дарм. Смертью храбрых пали в борьбе с фашистскими захватчиками не только те, кто отважно сражался на фронтах, но и многие люди, кто, оказавшись в оккупации, не сдался врагу. Потому что и те, и другие герои защищали не только свою Советскую Родину, свою землю, а и всё то, что было построено на этой земле своими руками, своими талантом и волей. Ценой неимоверных усилий день за днем они создавали страну, возводили заводы и фабрики, Днепрогэс и Магнитку, осваивали целину и трудились на колхозных полях, на шахтах и в металлургии учили детей и сами учились, добиваясь небывалых рекордов на самых трудных участках жизнедеятельности. Все это было смыслом их жизни, их судьбой. А сколько таких Героев Труда было на Украине, где нынче хозяйничают бандерофашисты. Словно ожившие призраки человеконенавистников, недобитых на войне, они стремятся перекроить на свой нацистский лад и сознание молодежи, насильно привить ей свои бредовые идеи, и во имя этого травят и убивают собственный народ на Донбассе. А вместе с тем распиная, как Христа на кресте, и собственную историю и героев ее, на чьем примере в Советской Украине и воспитывалось молодое поколение.

Кто не знал имени донбасского сталевара Макара Мазая, идущего в своих делах по стопам А. Стаханова! Он был одним из многих людей, кто закладывал основы нашей индустрии, крепи и костяка страны, что и помогло уничтожить фашистского стервятника и победить. И биография Макара была простой, типичной для советского поколения. Был он сыном своего времени, в его короткой жизни отпечаталась судьба целого поколения. При царе­батюшке жил Макар впроголодь в безземельный крестьянской семье. Работал на кулака. Беспризорничал и скитался в поисках заработка на кусок хлеба, как об этом писали газеты. Но молодая советская республика помогла ему расправить плечи, не дала пропасть. И в Макаре была ка­кая­то подспудная крестьянская вера в справедливость, которая подсказала ему, что надо делать. Он пошел в станичный комитет комсомола и вместе с четырьмя молодыми односельчанами получил направление в Мариуполь на металлургический завод. Здесь­то бывший батрак, беспризорник, малограмотный бродяга впервые увидел сталеплавильные печи. Металл, который был тогда в их деревне на вес золота, чудным образом плавился, брызгал, кипел.

Сначала Макар укладывал в вагонетки металлический лом, но его тянуло к печи, и парня назначили подручным сталевара. Можно было на всю жизнь им и остаться, но он хотел сам варить сталь. В комитете комсомола ему объяснили, что одного желания мало, нужны знания, и большие, а еще призвание и талант. Макар сел за книги, сперва надо было овладеть грамотой, кроме того, на курсах, в цехе у мартенов крестьянский сын жадно постигал тайны сталеварения. И через два с половиной года, в Международный юношеский день, возглавил первую в стране комсомольскую печь. Тогда вся страна жила в напряжении, чтобы встать на путь индустриализации. Он узнавал, как самоотверженно люди идут на рекорды и так же хотел всего себя отдавать делу, но не хватало для этого знаний и опыта. И Макар еще 4 года учился и работал, все глубже проникая в тайны своей профессии. И добился своего, стал мастером и вскоре сделал свое открытие: металла можно наварить больше и делать это быстрее, если увеличить объем печи. Там, в ее горниле, таились неизведанные резервы. На заводе Макара поддержали и печь переделали. И бригада Мазая с каждым днем стала выдавать все больше стали. За рекордами мазаевской печи следила вся страна. Ему помогал советами и поддержкой народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. И вот Мазая можно было поздравлять с победой. Тогда, в 1936 году, когда обычная плавка шла 9–10 часов, он сварил сталь за 6 часов 40 минут. Большинство сталеваров снимали с каждого квадратного метра пода печи от 3,5 до 5 тонн стали. Бригада Мазая дала 15 тонн. Недаром Орджоникидзе говорил, что достижения Макара Мазая должны стать общим достоянием. Его имя стало столь же славным, как имя шахтера Стаханова. Не было человека в стране, кто бы не знал их.

А следующий, последний, этап жизни славного сталевара пришелся уже на войну. Макар не успел до нашествия фашистов выехать из Мариуполя. Больше всего он боялся, что враги будут в его печи варить сталь для гитлеровской армии и обдумал, как взорвать завод и уйти к подпольщикам. Но гестаповцы схватили Мазая. Они знали, кто перед ними, и хотели заставить подписать воззвание к рабочим Донбасса, чтобы те покорились. Макар плюнул в лицо своим палачам. После пыток его расстреляли. А в это самое время на заводах Магнитки, Кузнецка, Златоуста, Нижнего Тагила сталевары варили сталь для фронта. Это были скоростные плавки по методам, которые разработал Макар Мазай.

И после войны, хотя его уже не было в живых, он остался навсегда в рядах сталеваров. За приз имени Макара Мазая боролись все металлурги Донбасса. У памятника герою молодых парней посвящали в рабочие. Сильнейшие боксеры страны ежегодно собирались в Жданове на соревнованиях в честь его имени. Такие люди, как он, оставались до конца верны своей советской державе, которая дала им путевку в жизнь, была их судьбой и биографией. Великий поэт и духовный вождь украинского народа Тарас Григорьевич Шевченко видел общность национальной судьбы, общность истории и культуры двух братских народов – русского и своего народов. И это особенно ярко выражалось в его поэзии. Он писал: «Где нет священной нашей воли, там добрых дел нам ждать отколе?»

Хочется верить, что нынешним насильникам-­бандерофашистам и их американским и западным покровителям украинский народ, собрав свою волю в кулак, даст отпор и прогонит со своей земли. А таких людей, кому вопреки сегодняшнему нацистскому натиску дорога наша общая история и судьба, на Украине наверняка немало. Это те, кто остался верным нашему общему братству, потому что, как сказал современный поэт Н. Некрасов: «Нельзя, как на кресте, распять идею, с которой счастье виделось вдали».

 

Другие материалы номера