От Центрального партизанского штаба

Действия партизан на коммуникациях наносят большой ущерб захватчикам. По имеющимся данным за два года войны партизаны спустили под откос около четырёх тысяч эшелонов. Помимо материального ущерба, задержки в движении, вызываемые действиями партизан на коммуникациях, достигают в среднем 15-18%, не говоря уже о серьёзном сокращении движения из-за снижения скорости поездов и прекращения на ряде участков ночного движения ввиду действий партизан.

Однако, несмотря на огромное значение борьбы партизан на коммуникациях, дезорганизация перевозок противника по железным дорогам не достигла ещё таких размеров, чтобы иметь оперативное влияние на положение немецких фронтов.

Объясняется это тем, что последствия многочисленных диверсий — крушений эшелонов, взрыва мостов и порчи железнодорожного оборудования — проводимых разновременно на огромной сети, немцы сравнительно быстро исправляют.

Из этого, конечно, следует, что количество диверсий на железнодорожном транспорте следует непрерывно и всеми возможными средствами увеличивать, однако, если мы увеличим их вдвое и втрое, то при всём огромном положительном значении для борьбы с врагом этого факта, коренная дезорганизация железнодорожного движения всё же не будет достигнута.

С весны этого года многие партизанские отряды и бригады, по указанию штабов партизанского движения, стали разрушать железнодорожное полотно противника путём растаскивания и уничтожения рельс. Это оказалось серьёзнейшим средством дезорганизации коммуникаций.

Для примера можно привести следующий факт: в Белоруссии в мае месяце было выведено из строя 150 км жел. дорог. В условиях, когда немецкие оккупанты часть рельс со вторых и станционных путей отправили в переплавку, а запасы израсходовали на восстановление путей, выходящих из строя при диверсиях партизан — это оказалось таким сильным ударом, что немецкое командование мобилизовало все рельсовые ресурсы, привлекло к этому вопросу внимание всей железнодорожной администрации, поставило на восстановление путей сапёрные части и только через месяц опубликовало официальное сообщение о том, что, наконец-то, силами сапёров и местного населения «150 км железнодорожной линии, которая была разобрана партизанами на восточном фронте, восстановлены».

Партизанский отряд КОРОЛЁВА, участвовавший в этой операции, между станциями Осиповичи и Татарка взорвал рельсы по стыкам на расстоянии 2 км. Движение поездов на этой важной линии было приостановлено с 17 июня по 2 июля. Для возмещения рельсы немцы взяли с неработающей линии Осиповичи — Могилёв.

Это касалось 150 клм железнодорожного пути или в рельсовом исчислении 25 тыс. рельс, причём следует сказать, что добрая половина из них были не перебиты, а растащены и немцы могли возвратить их обратно для восстановления.

Можно себе представить, какой оперативный эффект имела бы операция, проведённая одновременно повсеместно и закончившаяся уничтожением 200-300 тыс. рельс.

Это поставило бы германское командование перед необходимостью приостановить наступление, если бы оно велось, впредь до того момента, когда путь был бы восстановлен.

Не подлежит сомнению, что германское командование за счёт рельсового проката и съёмки вторых, а также второстепенных путей на первый раз восстановило бы пути и ликвидировало длительную задержку, но всё дело в том, что после первого одновременного удара партизаны систематически разрушали бы во всё возрастающих масштабах рельсы на других или восстановленных участках.

Непрерывное уничтожение рельс в таких размерах приведёт противника к катастрофическому недостатку рельс. Маневренные запасы рельс, при которых немцы обходятся сейчас, при описанном выше положении никакого выхода не дадут.

Центральным Штабом Партизанского Движения такая операция разработана с привлечением Украинского Штаба Партизанского Движения в отношении дорог Украины.

Эта операция, которой, по нашему глубокому убеждению, суждено сыграть выдающееся историческое значение в деле разгрома немецких захватчиков, покоится на совершенно реальных основах, заключающихся в том, что:

а) на всех коммуникациях имеются партизанские отряды, могущие получить и безусловно выполнить наши задания;

б) лёгкость проведения подобной операции.

Командиры партизанских отрядов и диверсионных групп и партизаны операцию по уничтожению рельс считают наиболее доступной и безопасной, могущей быть произведённой в любых условиях, при любой охране, так как она не требует долгой задержки на полотне, маскировки зарядов и пр. Кроме того, партизанские отряды и бригады, помимо широкого проникновения одиночек на полотно, как правило, могут овладевать перегонами и выводить их сразу из строя целиком.

в) Огромная экономичность операции.

Для того, чтобы перебить пополам рельс, весящий в среднем 500 клг, оказалось достаточным, как доказано нами вопреки существующему официальному наставлению, не 400 грамм взрывчатого вещества, а только 100 грамм. Таким образом, одной тонны тола до-стат~чно для уничтожения 10 тысяч рельс, а для уничтожения рельс в размере 1 миллиона штук требуется всего 100 тонн тола.

Центральным Штабом Партизанского Движения массированная операция по уничтожению рельс врага подготовлена полностью. Все необходимые материальные ресурсы для выполнения операции также имеются.

Операцию, по нашему мнению, возможно провести, начиная с 25 июля.

Прошу об оказании следующих мер помощи:

1. Выделить 180 самолётовылетов самолетами ЛИ-2 и СИ-47 в течение 5-6 дней, начиная с 12 июля для выброски взрывчатых веществ в намеченные нами точки для проведения первого одновременного удара по магистралям.

2. Выделить 220 целевых самолётовылетов для доставки взрывчатого материала и принадлежностей для взрыва в течение июля-августа для продолжения нанесения систематических ударов по рельсам врага.

3. Ввиду того, что в настоящее время для взрыва рельс 100 граммовыми шашками нам приходится разрезать 400 и 200 граммовые шашки — обязать тов. ВАННИКОВА изготовить в июле-августе 150 тонн 100-граммовых толовых шашек по образцу, представленному Центральным Штабом Партизанского Движения.