В 2022 году продажи на рынке товаров повседневного спроса росли преимущественно за счет инфляции, а реальный спрос на эти товары упал на 3,4%, что стало самым серьезным снижением объемов потребления с кризиса 2014–2015 годов, сообщает РБК со ссылкой на данные исследовательской компании NielsenIQ. Как поясняют исследователи, это связано в первую очередь со снижением доходов потребителей.
По данным Росстата, в 2022 году доходы населения снижались три квартала подряд и в июле — сентябре ускорили падение до 3,4% год к году. Кроме того, на фоне ухода иностранного бизнеса из России покупатели делали запасы товаров с длительными сроками хранения, а также непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе бытовой химии, прокладок, памперсов и техники. Впоследствии ажиотажный спрос сменился снижением трат на эти товары.
На этом фоне ключевым фактором для покупки товаров повседневного спроса стала ценовая доступность. О том, что россияне стали тратить деньги осмотрительнее, сообщал ранее и крупнейший российский ретейлер X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»). Гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что в четвертом квартале 2022 года потребители перешли к режиму жесткой экономии, не только потребляя меньше непродовольственной продукции, но и покупая меньше еды. На этом фоне ценовая конкуренция в торговле обострилась, сети магазинов формата «у дома» начали предлагать покупателям значительные скидки.