Skip to content
Top Menu
06.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
В потоке событий

Побег с Крита

07.04.202311.05.2024 - 1 комментарий
10
Поделились

Если спросить читателей, кто пересек границу СССР и совершил посадку на его территории, то большинство скажет – Матиас Руст. Но можно быть уверенным, что никто не назовет имя капитана греческих ВВС Маньядакиса, который в 1970 году по политическим мотивам угнал из Греции военный самолет и посадил его на аэродроме под Севастополем. В этой статье мы расскажем об этом удивительном побеге.

Немного истории

Строго говоря, первым летчиком, нелегально прилетевшим в СССР, был англичанин Брайан Монтего Гровер. О его эпопее стало известно из мемуаров посла СССР в Великобритании в те годы Ивана Майского. По профессии Гровер был инженером-нефтяником. По контракту он работал на нефтепромыслах в Грозном. Во время командировки он влюбился в местную девушку. Но контракт закончился. Его прошение на выезд из страны его возлюбленной осталось без ответа – времена тогда были суровыми. Но англичанин просто так не сдался. Он окончил курсы в аэроклубе и научился управлять самолетом. В 1938 году Гровер решился на отчаянный поступок – на легкомоторном самолете он вылетел из Стокгольма и пересек границу СССР. Его не заметили, но под Калинином (сегодняшняя Тверь) керосин закончился, и самолет совершил посадку на колхозное поле. Пилот оказался в НКВД. Гровер честно обо всем рассказал, следователи проверили – правда. И тут случилось чудо. Прямых доказательств нет, но, по всей видимости, по личному приказу Сталина (никто другой тогда в стране не принимал таких решений) ему и его девушке разрешили выехать в Великобританию. Вероятно, резоны престижа страны взяли верх над шпиономанией. По прибытии в Лондон счастливая пара пришла в посольство СССР и попросила посла Майского передать благодарность советскому руководству. Следующий прилет произошел через 32 года.

 

«Черные полковники»

В жизни каждой станы есть своя черная полоса. В Греции такой полосой было время правления военной хунты, которая в народе получила название «черные полковники» – 1967–1974 годы. Захватившие власть военные в основном были родом из сельской местности и испытывали неприязнь к «излишне либеральным» взглядам жителей крупных городов. В результате режим хунты был направлен не только против идеологии – коммунизма и анархизма, – но и против молодежи, проживающей в крупных городах. Под репрессиями оказались студенты и всё, что сопровождает молодежь. Например, под запрет попала рок-музыка.

Капитан ВВС Маньядакис служил на военном аэродроме Суда-Бей, расположенном на острове Крит. Несмотря на то, что он был офицером, он не поддерживал «черных полковников» и был их политическим противником. Однако высказывать свое несогласие Маньядакис не решался – его бы сразу отдали под военный трибунал. Молодой офицер решил покинуть страну. Легально уехать он не мог, поэтому единственной возможностью, по его мнению, был побег на самолете в СССР. Всегда в мире Советский Союз пользовался хорошей репутацией.

К этому полету капитан ВВС готовился долго. Он очень внимательно проработал маршрут полета. Имея информацию о системе ПВО НАТО, первая часть полета была продуманной, окончание полета было более рискованным. В качестве самолета была выбрана надежная машина – военно-транспортный самолет Douglas С-47 Dakota. Это был военно-транспортный вариант известного пассажирского самолета Douglas DC-3. В свое время это была очень распространенная машина. Легче было назвать страну, где этот самолет не эксплуатировался в военной или гражданской авиации. В СССР до Второй мировой войны ДС-3 летал как пассажирский самолет ПС-84, а во время войны было налажено массовое производство его лицензионной копии – Ли-2. Ли-2 служил в военно-транспортной авиации ВВС, работал на пассажирских линиях и в полярной авиации.

Михалис Маньядакис вылетел ночью 8 ноября. Первая часть полета проходила над Эгейским морем. Пролетев над островом Родос, самолет Маньядакиса вошел в воздушное пространство Турции. У него не было какого-то четкого плана полета, он просто летел в сторону СССР. Как утверждал Михалис, топлива у него было достаточно, чтобы долететь до Харькова. Нельзя сказать, что ПВО НАТО не сработало. В воздух были подняты 4 турецких истребителя с авиабазы Бандырма, но поскольку полет был ночной, на предельно малой высоте, турецкие летчики не нашли нарушителя.

ПВО СССР увидело нарушителя. Вел он себя, по мнению дежурных сил ПВО, несколько странно – он шел прямым курсом на Крым. Поэтому его взял на сопровождение один из зенитно-ракетных комплексов, расположенных под Севастополем. Там были готовы в любой момент пустить ракету. Но на всякий случай в воздух был поднят истребитель ПВО страны МиГ-19. На расстоянии 50 км от берега Крыма он обнаружил С-47 и стал покачивать крыльями, что по международному своду обозначало «повернуть влево». Маньядакис решил, что его выдавливают из воздушного пространства СССР, и продолжил полет. Уже на земле ему объяснили, что прямо по курсу был поднят на высоту 1,5 км аэростат для поддержания дальней связи с кораблями Черноморского флота, и летчик перехватчика просто уводил самолет Маньядакиса от возможного столкновения. С-47 совершил посадку на аэродроме ВВС Черноморского флота Бельбек под Севастополем.

На авиабазе Суда-Бей начались аресты сослуживцев капитана, которые не доложили о готовившемся побеге. А в квартире Маньядакиса нашли страшную для «черных полковников» крамолу – в ней царила «атмосфера хиппи» и были книги Папандреу.

Эта история – готовый сюжет для приключенческого фильма. На советский военный аэродром приземляется самолет НАТО. Уже значительно позже журналисты делали запросы в соответствующие архивы, но ответ поступал один – информации о полете Маньядакиса нет. Но поскольку с самим летчиком ничего плохого в итоге не случилось, он даже написал воспоминания о побеге, судить о дальнейших событиях можно по ним. После посадки капитан Маньядакис попросил в СССР политического убежища. По окончании всех разбирательств Михалис Маньядакис несколько лет жил в Ташкенте. Ему дали квартиру, помогли найти работу, он выучил русский язык. Михалис проучился три года в Педагогическом институте иностранных языков имени Ф. Энгельса и работал на стройке. В Грецию он вернулся через шесть лет после того, как пал режим «черных полковников».

В Греции

По возвращении в страну его сразу отдали под суд. Маньядакиса обвинили в государственной измене и нарушении правил полетов. К чести греческого суда, его полностью оправдали. В конце концов, он предал не свою родину, а военную хунту, захватившую власть в его стране. Понятное дело, в ВВС он не вернулся, тем более что его возраст не позволял уже быть военным летчиком. Михалис Маньядакис долгое время работал летчиком в сельскохозяйственной авиации, распыляя удобрения на поля и сады, а после переехал в свою деревню на Крите. Название деревни удивительное – Кало Хорьо, что переводится как «хорошая деревня». С 1982 года он 16 лет избирался председателем ее общины.

Маньядакис написал книгу «Побег» D-621», вышедшую в одном из издательств в городе Ханья в 2013 году. В СССР об этой удивительной истории узнали совершенно случайно. Корреспондент ТАСС по своим редакционным делам приехал на остров Крит в общество дружбы «Греция – СССР», где к нему подошел пожилой человек и по-русски сказал: «Знаете, а я был в СССР. Прилетел к вам на американском самолете еще в 1970 году».

Заключение

Некоторые современные историки авиации считают, что этот полет был тщательно разработанной операцией КГБ. Сторонники этой версии указывают на простой проход советского ПВО (за 9 лет до этого под Свердловском был сбит U-2, пилот которого Ф. Пауэрс сел в тюрьму), посадку на советский военный аэродром и 6 лет спокойной жизни и учебы в Ташкенте. Косвенно эту версию подтверждает то, что в соответствующих архивах нет документах о прилете самолета С-47 на аэродром Бельбек под Севастополем. Утверждается, что сесть он должен был в Симферополе. Так ли это или здесь сыграл свою роль его величество случай, решать читателям.

Андрей МАКСИМОВ

Другие материалы номера

  • Свидетель без «правой руки»?
  • Прощание с Андреем ЮРЬЕВЫМ
  • Один из Апостолов
  • Обрушилась стена с надписью «Отст(р)оим тебя, родной Сталинград»
  • Новая модель
  • Миллионы против пенсионной реформы
  • За взрывами стоит государство
  • Диптанцы Европы с Китаем
  • Девятый бой – и снова трудный…
  • Гладко только на бумаге

Похожие новости

Знаковый день декабря

05.12.2025

Право на «наличную свободу»

05.12.2025

Глубокое доверие между странами

05.12.202505.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Миллионы против пенсионной реформы
Следующая новость Свидетель без «правой руки»?

Свежий номер

  • 136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    06.12.2025

Календарь публикаций

Апрель 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
« Мар   Май »

Архив номеров

Апрель 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
« Мар   Май »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • Prokoview к записи Кодекс чести и благополучия
  • indago2020 к записи Право на «наличную свободу»
  • Victorovich к записи Неожиданный след в убийстве укрофашистов
  • yurij к записи Пойманы кибермошенники
  • Victorovich к записи Пойманы кибермошенники

Слово партнёрам

  • Маркизы для дачи: особенности выбора и эксплуатации

  • Методы улучшения качества воды и их необходимость

  • Авторские букеты с доставкой: идеальный подарок для любого повода

  • Вступление в Реестр НРС: пошаговое руководство

  • Когда может потребоваться анализ воды в лаборатории

Праздники

Декабрь 2025

Суббота, 6 декабря

Весь день
День образования подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы МВД России

6 декабря отмечают день рождения своей службы сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.Для людей, выполняющих эту важнейшую для общества задачу, связанную с обеспеч

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3488/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль