Весна как будто вырвалась из плена!
Близ Бухенвальда расцвела сирень.
Протяжно выла за спиной сирена.
Сбежал! Сбежал от нелюдей-зверей.
Владимир ПАПКЕВИЧ
В Тюрингии в апреле 1958 года вовсю хозяйничала весна. 65 лет назад, в прекрасный весенний день, на территории нацистского лагеря появился мемориальный комплекс «Бухенвальд». А за шесть лет до этого вышел роман Эриха Марии Ремарка «Искра жизни», в основу которого вошли преступления, совершенные на территории данного лагеря. Скоро будем отмечать 78 лет Великой Победы. 11 апреля исполнилось 78 лет освобождения концентрационного лагеря Бухенвальд. В память этого события народами был учрежден «Международный день освобождения узников фашистских лагерей».
С июля 1937 года фашисты, за 9 лет, уничтожили, в «Буковом лесу», так переводится Бухенвальд, примерно 56 000 из четверти миллиона человек, прошедших через него. Заключенных не только бесчеловечно эксплуатировали на предприятиях, но и морили голодом, над ними ставили бесчеловечные медицинские опыты. При этом узники умирали мучительной смертью. Их заражали сыпным тифом, туберкулезом. На них проверяли действие вакцин от этих и других возбудителей болезней. В 1944 году в здании крематория был расстрелян председатель Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман.
Когда стали поступать политические заключенные – антифашисты и пленные красноармейцы, внутри лагеря стали организовывать подпольные группы сопротивления, из которых были созданы Интернациональный комитет и военизированная организация, которые активно защищались от фашистов. В подполье действовали 188 боевых групп. Из них 56 советских, 23 немецких, 22 французских, 16 югославских, 14 польских, 9 испанских, 8 бельгийских, 5 итальянских, 5 австрийских и 7 интернациональных. К этому времени политзаключенные уже могли влиять на статистику принудительных работ и защиту лагеря, и не только влияли, но и готовили восстание. К этому времени в арсенале подпольщиков было изготовленное оружие: 600 единиц холодного, 16 промышленных и 107 самодельных гранат, более 100 пистолетов, 97 винтовок карабинов и даже ручной пулемет.
Но прежде произошло из ряда вон выходящее событие, которое требует отдельного описания.
Шойнзон Шарапович Шарапов, парень из бурятской деревни, учился на отлично. Он, кроме того, был отличным трактористом, и когда началась война, его сразу не мобилизовали. А когда призвали, то его отправили в училище, и на фронт он попал уже в должности командира взвода. В 1943 году его взвод несколько дней удерживал плацдарм, маленький пятачок. Немцы атаковали беспрерывно, от взвода оставалось несколько человек. Вот тогда-то все и произошло.
Очнулся он от сильной боли по пути в концлагерь, ранен был в живот, но выжил. Несколько раз перебрасывали из лагеря в лагерь, пока не очутился в Бухенвальде, на воротах которого было написано на немецком языке: «Каждому свое». Он и его лучший друг были вызваны к вербовщику власовцев, Шойнзон наотрез отказался, а друг стал предателем, после чего Шарапов стал обдумывать план побега. Он хорошо знал Еременко – моряка из Севастополя, и посвятил его в свои планы. Их водили на заготовку леса, план приобретал все четкие ориентиры. Шойнзон, как опытный охотник, сразу понял, что в лесу ему легче уйти от погони. После того как Павла Еременко перевели в другой отряд, Шарапов продолжал готовиться к побегу один. Чтобы сберечь скудный паек, он питался кореньями трав, а паек прятал в потаенные места на лесопилке. Шойнзона перед отбоем неожиданно увидел Еременко, и они решили, не откладывая, бежать. По настоянию Шарапова они ползком поползли в сторону лесопилки, а затем в лес. На восток они не пошли, так как там искать беглецов будут в первую очередь. Шарапов предложил вообще никуда не бежать, а уйти недалеко на запад и ждать прихода своих. На следующий день они видели, как команда СС отправилась их искать именно на восток.
Через несколько дней спрятанные кусочки хлеба закончились, надо было чем-то питаться. Ночью пробрались на лесопилку и оставили знак лагерным товарищам. Весточку заметил их хороший знакомый Цырендоржи Батомункуев. Он оказался верным товарищем, голодая сам, спасал беглецов, свой скудный паек оставлял между поленьями. Они вырыли землянку и в ней прятались. Однажды совершили второй невозможный поступок. Ночью пробрались в военную столовую фашистов и похитили продукты. Так они продержались 49 дней. Они видели, что через лес шла единственная дорога и отступление фашистов будет по ней. Украденными топорами вдоль дороги подрубили несколько деревьев. Когда они поняли, что фронт очень близко, вышли к дороге, по которой отступала колонна фашистов. И здесь они совершили третий невозможный подвиг. Решили задержать колонну. Над дорогой, от идущих бронетранспортеров и автомашин, стоял грохот. Пользуясь ситуацией, друзья подрубленные деревья свалили на колонну, завладев оружием, открыли по отступающим огонь. Немцы, думая, что их атаковали передовые части наступающих, открыли ответный огонь. Беглецам и здесь повезло, колонну накрыла артиллерия РККА. Все гитлеровцы, оставшиеся в живых, сдались в плен. Через несколько минут на дороге показались советские танки. Шарапов и Цырендоржи, попав снова в армию, закончили войну в Берлине.
О том времени Шойнзон не любил рассказывать, но у него осталась вечная отметина – номер 38940, наколотый на коже. После войны он и его спаситель от голодной смерти Цырендоржи встречались. На могиле Шарапова не поставлен памятник, а надо бы. Умер он 49 лет назад, столько же дней они ждали Красную Армию после побега.
А в лагере вовсю действовало подполье. Военнопленные поляк Гвидон Дамазин и русский Константин Леонов, при помощи самодельного радиопередатчика, смонтированного на дне мусорного ведра, пытались выйти на связь с наступающими войсками. 8 апреля это им удалось. Американские войска перехватили их радиограмму: «На связи концентрационный лагерь Бухенвальд. СОС. Просим помощи. Они хотят нас эвакуировать. СС хотят нас уничтожить». И они получили ответ: «Концлагерю Бухенвальд. Держитесь. Спешим к вам на помощь».
11 апреля интернациональный комитет поднял заключенных на штурм, в первую очередь, сторожевых вышек. Организованно была атакована охрана почти во всех местах и занята комендатура. В этот же день к вечеру, уже в освобожденный лагерь, вошли подразделения армии США. Командование союзными войсками 16 апреля для жителей города Веймара, устроило принудительную экскурсию по лагерю, с целью показать им происходящее в нем для будущего свидетельствования на судебном процессе, но большинство жителей отказались давать показания, заявив, что не знают об этом лагере. Через 6 лет в нем была установлена мемориальная доска в память об участниках Сопротивления. Но процесс над фашистами состоялся и без них, который проходил в 1947 году с 11 апреля по 14 августа. Судил их американский военный трибунал, который приговорил 22 фашиста к смертной казни. В дальнейшем всем казнь заменили различными сроками тюремного заключения, а в 195-е годы они все были амнистированы.
Россия в настоящее время проводит СВО, в первую очередь, против недобитков-потомков тех нацистов, которые убивали людей в концлагерях. Люди, помните об этом!
А.А. ПЕТРУХИН
г. Новосибирск