«Нерешаемую» проблему природных пожаров можно решить!
Нужна реформа системы охраны от пожаров.
В результате пожара в поселке Сосьва в Свердловской области сгорели 140 жилых домов и погибли как минимум два человека. По данным экстренных служб, сотни человек лишились жилья.
Причиной пожара могло быть сжигание опилок на лесопилке с нарушением техники безопасности, рассказали в экстренных службах.
Следственный комитет возбудил два уголовных дела по факту халатности со стороны должностных лиц из-за необеспечения пожарной безопасности в пожароопасный период и гибели людей.
Гринпис пишет, что пожар на свалке отходов лесопиления в поселке Сосьва отчетливо виден на космоснимке Sentinel еще 14 апреля – за 11 дней до того, как огонь перекинулся на жилые дома.
По версии правоохранителей, пожар начался на пилораме, где замкнуло щиток, 25 апреля там началось возгорание отходов деревообработки. Однако, возможно, причина совсем в другом: пожар на свалке отходов лесопиления в поселке Сосьва действовал как минимум с 14 апреля 2023 года – в этот день он был отчетливо виден на космоснимке Sentinel. С тех пор, насколько можно судить по данным дистанционного мониторинга, он продолжался непрерывно и не был потушен. То есть «возгорание отходов деревообработки» произошло не 25 апреля, а по меньшей мере на одиннадцать дней раньше.
При теплой и ветреной погоде 25 апреля крупный пожар легко мог перекинуться со свалки древесных отходов на окружающую территорию и добраться до жилой части поселка. Несмотря на то, что этот пожар по характеру можно отнести к техногенному, к сожалению, ситуация в Сосьве показывает уязвимость системы пожарной охраны в целом.
Действующий неподалеку (примерно в пяти километрах) от поселка крупный ландшафтный пожар – горела сухая трава в пойме Сосьвы – с 20 по 24 апреля тоже показывает невозможность служб на данный момент своевременно и оперативно реагировать на пожары. А пожаров каждую весну так много, что успеть везде становится физически невозможным при нынешнем уровне обеспечения служб.
Сейчас в Свердловской области нет сухих гроз, падающих метеоритов и извергающихся вулканов. Все пожары весной происходят из-за неосторожности, а иногда и глупости людей.
Кроме того, в организации считают, что таких ситуаций можно избежать только с помощью реформы охраны природных территорий от пожаров.
Каждый год Россия сталкивается с проблемой ландшафтных пожаров
Весной горят поля, летом – лес. Государство предпринимает меры, чтобы справиться с пожарами, но ситуация не меняется. Каждый год страна оказывается не готова к вызовам нового сезона.
Уже недостаточно менять что-то одно – сокращать зоны контроля, запрещать профвыжигания или увеличивать финансирование на пожарную охрану лесов. Вызовы, которые бросают изменение климата, человеческая беспечность и глупость в обращении с огнем, требуют гораздо больших изменений.
Нужна реформа системы охраны природных территорий от пожаров.
Эксперты Гринпис в России разработали предложения, чтобы существенно уменьшить масштабы лесных и в целом ландшафтных пожаров.
Вот, что необходимо сделать в первую очередь.
– Максимально сократить хозяйственные практики, приводящие к пожарам и/или служащие рекламой опасного обращения с огнем. В случаях, когда исключить эти практики невозможно, – усиление мер пожарной безопасности.
– Обеспечить полный и достоверный учет всех видов ландшафтных пожаров на землях любой категории и любой ведомственной принадлежности.
– Охранять торфяники и предотвращать торфяные пожары.
– Сократить зоны контроля лесных пожаров до безопасного минимума; ввести критерии отказа от тушения пожара и ответственности за последствия.
– Отказаться от прорубки противопожарных разрывов около населенных пунктов.
– Полноценно финансировать лесное хозяйство и охрану лесов.
– Системно просвещать людей о причинах пожаров.
– Исключить наказания, мотивирующие правообладателей земельных участков к опасному сжиганию природных горючих материалов.
– Принять систему мер, мотивирующих землевладельцев, управленцев, хозяйственников и пожарных к максимальному предотвращению пожаров и сохранению лесных ресурсов.
– Ввести мораторий на освоение диких лесов.
Петицию подписали 11 017 россиян