– Наша Республика Саха (Якутия) готовится отметить грандиозный юбилей – 400-летие вхождения в состав России. Жители региона надеются, что в программных документах правительства РФ найдется место для мероприятий по улучшению жизненных условий северян.
У Якутии множество проблем. Наш народ надеется, что при подготовке к большой дате они будут решаться.
Во-первых, нам необходимо восстановить прежнюю схему доставки грузов в удаленные районы воздушным транспортом.
Во-вторых. Казалось бы, Якутия при ее несметных богатствах должна быть одним из богатейших регионов Российской Федерации. А на деле Якутия – должник, за ней числится около 50 миллиардов государственного долга, и она числится в составе беднейших российских регионов, стоит с протянутой рукой перед государственной казной, а не среди тех субъектов-доноров Федерации, которые существенно пополняют казну.
Раньше Якутия работала на государство, а сейчас непонятно на кого. Создается впечатление, что Республика превратилась в некий остров сокровищ для отдельных состоятельных личностей с хорошим аппетитом. К чему это приведет, к сожалению, до сих пор никто не проанализировал.
Убежден, что в связи с принятием законов, касающихся освоения северных территорий, правительству надлежит еще раз внимательно пересмотреть федеральные целевые программы.
В-третьих, глядя на цивилизованную транспортную инфраструктуру в центральной части России и шикарные подземные переходы в Москве, жителям Якутии хотелось бы видеть подобное и у себя.
С началом весны на территории Якутии началась распутица, и все мучаются, преодолевая бездорожье.
Как передвигались 30 лет назад, так передвигаемся и сейчас. Народ скапливается на правом и левом берегах могучей сибирской реки Лены. Еще в 2011 году недалеко от столицы региона Якутска с размахом запустили железную дорогу, назвав ее «золотым звеном». Но, как всегда, не довели до нужного пункта, и поезд теперь высаживает всех пассажиров на правом берегу реки Лены.
В итоге получили полнейший хаос. Ни один из руководителей субъекта не упорядочил этот вопиющий хаос. Люди платят неоправданно завышенные тарифы за всего лишь какие-то полчаса езды.
Помнят ли об этом руководители? Что первый президент Якутии – Николаев Михаил Ефимович, что второй – Штыров Вячеслав Анатольевич, что третий – Борисов Егор Афанасьевич, и, наконец, четвертый глава Якутии – Николаев Айсен Сергеевич, вспоминали о недострое в период выборных кампаний. Тогда все, на словах, начинали строить виртуальный мост через Лену.
Дошло до того, что я был вынужден обратиться к Генеральному прокурору Игорю Викторовичу Краснову для защиты конституционных прав моих избирателей на свободное, доступное перемещение к столице региона.
Что в этот раз получилось? Буквально вчера узнал. Мне рассказали: когда прокуратура начала проверку, проезд стоил 500 рублей, но, как только прокуратура ушла, цена проезда взлетела до 3 тысяч рублей. А ведь кошелек якутянина небольшой, не 90 тысяч рублей в месяц, как отчитывается власть, а начнем с 20 тысяч, и не ошибемся.
То есть на деле я, депутат Государственной Думы, вместе с прокуратурой оказались бессильными перед властями Якутии? Хотя предписание прокуратуры в адрес исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на имя главы Якутии Николаева Айсена Сергеевича об устранении недоработок было направлено еще в начале апреля.
Тогда для чего мы принимаем законы, коллеги?
В-четвертых, на площади Ленина в столице Республики в городе Якутске уже несколько лет назад под предлогом ремонта был огорожен памятник Ленину, а в прошлом году он был демонстративно снят с постамента автокраном и увезен грузовиком. Как понимать эти действия? Мы же помним, как все начиналось на Украине. Хотим, чтобы и у нас было как там?
Отдельная тема – транспортная инфраструктура. В век развития технологий она занимает особую роль в освоении территорий. За 40 лет были всякие проекты по переходу Лены. Наши отечественные ученые в области мостостроения и тоннелестроения подавляющим большинством были за строительство тоннеля под рекой Леной.
Якутия, в принципе, и сейчас могла бы справиться с транспортной логистикой, если бы привлекла настоящих специалистов в области транспорта, ведь нам скоро принимать закон о северном завозе. Но вот как доставлять грузы, товарищи?
Там бездорожье, где отсутствуют обычные грунтовые дороги. Добраться до поселков городского типа, расположенных в среднем на расстоянии 200–500 километров один от другого, можно только с помощью малой авиации. Но после того как государственная собственность перешла в частные руки, Якутия лишилась малой авиации. А без нее, с точки зрения транспортной доступности, образно говоря, мы впали в средневековье.
В-пятых. При отсутствии мостостроительного предприятия выборные обещания построить Ленский, Алданский, Вилюйский, Амгинский мосты я считаю форменным издевательством над нашим населением.
Несколько слов о СВО и средствах массовой информации, которые, с моей точки зрения, обязаны объединять нацию в этот сложный период, а не разлагать. Но некоторые журналисты ради дешевого популизма, смакуя и пережевывая негативные стороны происходящего на линии фронта на Украине СВО, например, факт дефицита боекомплектов, будоражат умы граждан России, и не понимают, что тем самым помогают нашим недругам нагнетать политическую обстановку внутри нашей страны. При этом даже те журналисты, которые состоят на госслужбе, совершенно не объясняют народу, что все эти беды, включая дефицит боекомплектов, – последствия предательства Горбачева.
Как бы там ни было, но день 24 февраля 2022 года примечателен тем, что Россия всему миру дала понять, что Дядя Сэм для России уже не дядя, и начала не на словах, а на деле с оружием в руках оказывать сопротивление нашим недругам. Глядя на растущий потенциал резервов в тылу России, я лично без тени сомнения уверен, что в нашем календаре появится еще один праздничный день, который будем отмечать так же торжественно, как день 9 Мая 1945 года.
Петр АММОСОВ, депутат Госдумы (Якутия, фракция КПРФ)