Василий МЕЛЬНИЧЕНКО – фермер, председатель ОД «Федеральный сельсовет».
С.П. Василий Александрович, с 18 по 20 мая в Сочи прошел Всероссийский зерновой форум. Его организовал Союз экспортеров зерна при поддержке Минсельхоза. Там выступал и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Что важного высказал министр? Что повлияло на сельское хозяйство в текущем году?
В. Мельниченко. В прошлом году сильно влияла на сельское хозяйство идеальная погода. Больше ничего не влияло положительно. То, что сказал министр Патрушев, – это правда, мы собрали более 150 млн тонн зерна, то, что мы продали, или продаем, или продадим 55 млн тонн зерна и в том числе 45 млн тонн пшеницы, – это тоже правда. Вот чего министр не сказал, как при таком урожае крестьяне России, особенно зерновики, да и животноводы живут в бедности… Почему большая часть крестьян, производящая зерновые культуры, осталась не просто недовольна, а в больших убытках, особенно крестьяне Сибири, Урала и Поволжья. Как ни странно, это как раз от большого урожая. Мы продавали зерно на все сто процентов в убыток. Почему? Потому что Николай Маслов – фермер, знаменитый в России, и у него отбирают землю, и никто не может его спасти… Но вот он считал: у него себестоимость зерна 9 тыс. рублей за тонну при урожайности 67–68 центнеров с гектара. В моем хозяйстве пшеница, я брал элитные семена, вышла 10,5 тыс. руб. за тонну, ячмень – 9 тыс. Рассчитывали мы на минимальную цену продажи 16 тыс. рублей за тонну. Супер, рентабельность 60–70%. Мы стали бы если и не уважаемыми колхозниками, они никогда у нас в России не были уважаемыми, то хотя бы довольными. Мы могли бы иметь деньги на свои мечты, на то, чтобы развиваться, на то, чтобы строить и передавать все лучшее наследникам. Но, похоже, по итогам прошлого года половина наследников своих отцов и всех хозяйствующих субъектов на селе категорически откажутся быть наследниками…
С.П. Вы говорили о том, что дорогая экспортная пошлина, просили отменить ее, возмущались по поводу дорогих перевозок. Дмитрий Патрушев заявил о том, что аграриям предоставят скидку 20% на покупку сельхозтехники, которая резко подорожала.
В. Мельниченко. Когда мы продавали зерно по 16 тыс. рублей за тонну, по 20 тыс., хлеб был по какой цене? А сегодня мы продали по 7–8 тыс., хлеб все равно дороже стал. Так при чем здесь желание министра, чтобы был хлеб дешевле. Это неверный путь. У нас это разные экономики, разные направления. На пошлинах заработали только те, кто их вводил. Мы подсчитали что Минсельхоз только за один год заработал 400 млрд рублей. 400 млрд рублей! На пошлине на зерновые. Мы слышали заявление именно зерновиков, трейдеров зернового Союза о том, что они заработали на сельском хозяйстве 1 трлн рублей. То есть мы, крестьяне, понесли убытки на 1 трлн рублей. Задумались бы они над другим. Много ли крестьян выступало и говорило на этом зерновом форуме? Нет. Крестьян не было там. А если мы возьмем сейчас отчет Минсельхоза, то малые и микросельхозпредприятия производят 56% сельхозпродукции. А льготных кредитов мы сколько получили? Малые, средние и совсем малые? 11% среди всех выданных кредитов. Так кто кого поддерживает? Поэтому крестьяне сегодня топают ногами, желают большого тракторного марша, чтобы найти правду в Москве. Вот Москва приехала в Сочи и сказала, что мы продадим 55 млн тонн зерна. А мне-то что с этого? Как крестьянину? Ну продадите вы наше зерно, у нас бесплатно заберете. А мы зачем работали, мы зачем сеяли?
С.П. На форуме звучала тема мирового голода и места России в ее решении. То есть прежде всего, наверное, наши министры думают о мировом голоде, как всех накормить.
В. Мельниченко. Я в зале голодных не видел… Достаточно упитанные люди, все у них хорошо. Вы знаете, я был на заседании клуба, который пишет о всемирном голоде. Я советовал: прекращайте вы стращать людей всемирным голодом. Если вы пройдетесь по нашим «Пятерочкам» и разным другим «Магнитам», «Дикси» вечером, то работники этих магазинов складывают в сумки центнеры просроченной продукции. Мы миллионы тонн, десятки миллионов тонн готовой продукции не съедаем, где-то перерабатываем, где-то просто выбрасываем. То есть в самом мировом производстве никакого голода не может даже предвидеться, даже теоретически. Нас стращают все время каким-то арабским и африканским голодом. Если в Судане можно собирать три урожая в год, а на Урале – один, и то не всегда, то как это соотносится?! Они что там, совсем не работают? Я думаю, что наши газовики не брали ни у кого обязательств, чтобы кому-то бесплатно газ отдавать. На той же самой конференции про всемирный голод выступали фермеры Подмосковья. И рассказывали: вот у меня 20 коров, пасека, питомник – и все. Мне надо газ подвести. Миллионы рублей! Это для наших фермеров, для сел и деревень, где газ и не предвидится, невзирая на поручение президента. А вот газ Турции Россия отдает бесплатно…
С.П. Эрдоган заявил о том, что зерновая сделка продлена…
В. Мельниченко. Какая разница, нас это не касается! Нам-то это зачем нужно, крестьянам, нам-то зачем это? Нам дайте 16 тыс. рублей за тонну зерна. И не надо нам обещать субсидии на перевозки по железной дороге. Я переехал оттуда, где идет посевная, где люди говорят: а зачем сеяться, если у меня полные склады прошлогоднего зерна, которые у меня сегодня по 6–7 тыс. рублей за тонну, и это единственный шанс продать. И мы продаем в убыток, продаем, чтобы выжить. А вы видели доклад о состоянии сельского хозяйства, посевной? Это надо видеть! Это надо всей России смотреть! Начиная с Владивостока и заканчивая Калининградом – крестьяне плевались. Думаю, что даже министру сельского хозяйства Патрушеву было неудобно. Докладывали губернаторы: ростовский, краснодарский… А что ж краснодарский не доложил президенту сколько у него конфликтов земельных сейчас?! В Краснодаре отбирают землю у крестьян массово. Тот же Николай Маслов, у которого отобрали землю, уже обратился к миру, чтобы приняли его семью. Он жить здесь не может больше. Девять лет по судам. Законную землю крестьян просто отбирают. Причем именем Российской Федерации!
С.П. Может, оставшимся российским крестьянам эмигрировать в Белоруссию, чтобы выжить. Это осуществит цель российских властей, останутся миллионы мигрантов, которые будут работать на агрохолдинги…
В. Мельниченко. Переезд в Белоруссию мало что даст потому, что там тоже доходность у крестьян невысокая. У них, конечно, более толково все сделано для жизни, но доходности не будет. Вот смотрите, президент говорит: давайте сеять сою на Дальнем Востоке для Китая. Что, сейчас китайцы, которые придут в Забайкалье, на Дальний Восток, они придут сеять сою? Русских там от силы осталось 6 млн человек. По поводу Китая премьер-министр Михаил Мишустин выступил. Он заявил о том, что необходимо облегчить взаимный доступ на сельхозрынки России Китаю, вместе укреплять продовольственную безопасность, это очень важно для нашего технологического суверенитета. Никто же не против, чтобы это было. Мы, например, предложили: давайте сделаем такой дальневосточный редут. Вдоль границы с Китаем проведем мощную настоящую трассу, чтобы было сообщение бесперебойным, давайте справа и слева развивать крестьянско-фермерские хозяйственные земли разного направления. И лесная, и питомники, и животноводческие, и зерновые… Каждый имеет 100, 200, 300, 500 гектаров. Через каждые 50 километров, или даже 100, для хорошей трассы это не расстояние, будут созданы логистические центры сбора и переработки продукции. Как когда-то раньше делали казачьи заставы, где в два ряда вдоль трассы стоят дома и мы все работаем. Мы выращиваем и тут же перерабатываем. Мы должны дружно и честно сотрудничать с Китаем. А не так, как это происходит сейчас. Мы им бесплатно, они нам за деньги. Почему мы продаем им дешево газ, а их «Москвич» стоит у нас в два раза дороже, чем у них? Вопрос. Электроавтомобили почему у нас в два раза дороже, чем у них? Какая-то дружба неправильная. Турция от дружественной страны России получает газ с отсрочкой на два года платежей. В прошлом году все турецкие граждане, пользователи газа, получили счет за газ 0 лир, бесплатно газ дали. В России взяли бесплатно, своим отдали бесплатно. Они точно знают, что мы им спишем эти долги.
С.П. Возвращаясь к теме форума, На нем было заявлено, что ограничение на импорт семян начнут вводить уже с октября, и сказали, и фермеры могут заняться производством своих семян.
В. Мельниченко. «Москвич» импортозаместили, в два раза дороже. Не может ли получиться так и с семенами? Где программа, где наука наша, где ученые, которые отвечают за семеноводство? Где центры семеноводческие? Раньше была в каждом районе семеноводческая станция, на которой мы закупали семена. Во многих хозяйствах были отделения семеноводческие, где возделывали новые сорта, которые научно-исследовательские институты давали. Я не говорю, что там все было супер-пупер, но это был правильный ход, его нужно было улучшать, и вдруг мы все семеноводческие станции закрыли, у меня точно ее ликвидировали. Всё ликвидировали, всё бросили. А каким образом нам оборудование для семеноводства достать? Они скидку обещают, что субсидии предоставят… Я вам на практике скажу: вот я покупал зерносушилку. Вместе с монтажом вышло 11,5 млн рублей. В постановлениях было, что мне 50% ее стоимости компенсируют. А что мы получили? Вместо 50% – 11%. А я же взял займы, взял финансовую ответственность. Конечно, я вынужден перед своими кредиторами падать на колени. хотя меня обмануло Министерство сельского хозяйства. У чиновников нет никакой ответственности за все вот эти постановления, поручения. А почему губернатор той же Ростовской области не сказал президенту, что крестьяне региона не смогли продать зерно и понесли убытки? Когда же мы перестанем очковтирательством заниматься? Если хлеб не стал дешевле, почему не наказали всех, кто провалил поручение президента, почему не вернули деньги? Матвиенко заявила о том, что плохо, что люди не переезжают в село, надо заняться этим делом. Она ничего не рассказала, что жалеет, что переехала из села в город. Там такие были перспективы. Можно было стать дояркой, можно в 40 лет было заработать радикулит, можно было иметь пенсию 12 тыс. рублей, а она поперлась в город, стала председателем Совета федерации.
С.П. Недавно Мария Прусакова, депутат Госдумы по Алтайскому краю, рассказывала, что там фермеры, животноводы выходили на митинги, поскольку очень понизились цены на молоко, люди просто вынуждены переезжать в другие регионы потому, что там уже делать нечего…
В. Мельниченко. На этом же заседании зернового клуба в Сочи говорили о какой-то национальной идее, которой у нас в России все еще нет. Ну она касалась и всемирного голода почему-то. Я так и не понял связь между национальной идеей России и всемирным голодом, но наши чиновники любят рассказать, чтобы никто ничего не понял. Вот я про национальную идею. Почему не сделать национальной идеей россиян власть советам? Что это дает? Во-первых, это решает земельные вопросы. На месте люди решают, как и что, где сеять. Правительство не посылает олигархов: мол, забери у фермеров землю. Потому что на месте власть, советы всем управляют. Домовая книга, где рождение, смерти, жениться, разводиться, мерить землю, всё решает местная власть. Как это было при Советской власти. Всем ведь легко было. Власть советам, землю крестьянам, тем, кто там живет. Те, кто на ней работает, должны ею владеть, а не какой-то капиталист из Ленинграда или из Москвы. А то когда крестьяне хотят что-то заводить, оказывается, это не его земля, а какая-то «шишка» из столицы владеет. Земля – крестьянам, фабрики – рабочим. Почему нет? Почему не они должны владеть вот этим всем? Почему не должны быть пайщиками своих заводов и фабрик? Я не говорю, что государству должно принадлежать, государство тоже не особо хорошо справляется, но вот те самые народные предприятия, пайщики, кооперативы должны быть. Пусть себе люди работают, а задача правительства – уже не национальная идея, а задача правительства – это благосостояние, комфортная жизнь всех россиян, и больше ничего не придумывайте. Никаких пошлин, чтобы газ до нас, а не до турок доходил бесплатно. А почему нет? Ну что, нам теперь турецкое гражданство всем принимать что ли, чтобы газ бесплатно получить? Все, что ухудшает жизнь людей, я считаю, вредно. Важно сделать такую экономику, чтобы достаточно было всего. Но наши чиновники все провалили. Вот лучше занялись бы здравоохранением. Ни один национальный проект не выполнен. Почему бы нашему министру здравоохранения не отправить своих детей работать медсестрами в какой-нибудь дальний район? То есть это внести в договор на работу. Почему дети властителей России не в деревне работают? Чтобы они на ту самую минимальную зарплату пожили! Почему нам это не вписать в Конституцию? Мы же видим, как губернаторы докладывают президенту, что вообще замечаний от крестьян нет, крестьяне живут-шикуют!
Я бы поставил сейчас первым вопросом перед Путиным и Мишустиным необходимость немедленно освободить от налогов всех крестьян России. В 2011 году я говорил это Медведеву, мол, возьмите пример с Китая. Там освободили крестьянство от налогов. Были когда-то нищие, а сейчас они нас перегнали по всем видам сельхозпроизводства. Так должно быть. В СССР была принята продовольственная программа, где было предусмотрено как раз и комфортное жилье, и техника для селян. Ничего из этого не оставила нынешняя власть. Но придумала агрохолдинги, которые, во-первых, привели к некачественным продуктам питания, а во-вторых – разрушили вообще всю жизнь на селе.