Дополнение специалиста.
После окончания Московского института пищевой промышленности в 1959 году всю жизнь проработал в различных отраслях пищевой перерабатывающей промышленности. В то время на первых порах испытывали определенные трудности с упаковочными материалами для расфасовки таких продуктов, как молоко, масло сливочное, растительное, растворимый кофе, супы, каши, приправы, сушеные овощи, приправы, обжаренный картофель (чипсы) для расфасовки и упаковки их в различные комбинированные материалы. (бумага, полиэтилен, фольга и т.д.) На предприятиях пищевой промышленности одним из показателей в экономике было снижение себестоимости продукции, которая обеспечивалась за счет рационального расхода сырья, зарплаты, энергии, упаковочных материалов и пр. Весь перечисленный ассортимент продукции максимально заполняли и расфасовывали в стеклотару и комбинированные пакеты. Сейчас можно видеть, как их заполняют наполовину. Повышенный расход тары и упаковочных материалов на единицу продукции повышает себестоимость и увеличивает количество утилизированных упаковочных материалов.
Перед пищевой промышленностью стояла задача увеличения производства продукции в расфасованном виде. В этом случае увеличивалась производительность труда и культура обслуживания в торговле. Сейчас возвращаться к продаже молока, молочных продуктов в розничной торговле вряд ли целесообразною. В отдельных случаях это могли бы делать сами предприятия. Конечно, с развитием производства упаковочных материалов и в отсутствие системы вторичного использования тары или утилизации засоренность почвы и природы в целом имеет место, особенно по стеклотаре. Сегодня производится неоправданный, нестандартный ассортимент стеклотары для пива, напитков, водки, вина, который не применим для повторного использования, а идет напрямую в утилизацию.
В советское время была налажена система сбора стеклотары и отправки ее на предприятия по производству пива, вина, водки, соков, безалкогольных напитков. Но тогда выпускались гостовские стандартные виды стеклотары. И она минимум в два раза обходилась предприятию дешевле новой, а следовательно стеклотару предприятиям было выгодно использовать. На каждом заводе имелись моечные машины для стеклотары. Можно согласиться с Н. Цапуриной, что стеклотара выдерживала около 20 наливаний. Такая же тенденция применялась и на консервных заводах.
Сбором стеклотары занималась торговля – «Росбакалея», которая некоторые поврежденные бутылки направляла для розлива технических жидкостей (керосин, ацетон, скипидар, растворители и пр).
Качество пищевой продукции и контроль за ней были очень высокими. Иностранные туристы это всегда признавали, питались и увозили ее с собой. В нашей продукции, выпускаемой по ГОСТу, не было разрыхлителей, окислителей, консервантов, всевозможных добавок и пр. Цены в советское время были постоянные и не повышались, за этим следил комитет по ценам, а иногда народный контроль.
Качество иностранной техники телевизоров, холодильников, кондиционеров, бытовых приборов, инструментов рассчитаны на минимальный срок службы, который подтверждается в паспортах. Для сравнения. У меня сейчас на даче работает холодильник Саратов 1978 года, а холодильник ЗИЛ работал более 45 лет. Завод ЗИЛ выпускал и отправлял их в 40 стран.
Относительно увеличения цен следует сказать, что они заложены в государственную политику России. Когда Чубайс в окружении 200 специалистов из различных зарубежных банков, МВФ, международных финансовых организаций и даже ЦРУ разрабатывал перевод на рыночные отношения (взамен планирования), в одном из протоколов объемного труда было записано, что государство не имеет права создавать, утверждать и контролировать цены. Этот коллективный труд разрабатывался без специалистов СССР и был утвержден Ельциным. Цены теперь устанавливают все, кому не лень, но в первую очередь торговля. При таком отношении государства цены росли и будут расти. Вопрос планирования пищевой промышленности и торговли заслуживает пристального внимания. Жизнь заставит к этому вернуться. Единственное, что за этим может последовать, – это смежные отрасли, например, сельское хозяйство, которое является поставщиком сырья для пищевой промышленности.
Владимир КОЖАРОВ
Малаховка, Московская область