Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Васильевич Коломейцев раскритиковал отчет финансового министра А. Силуанова:
– Классическое определение власти – это концентрированное выражение интересов правящего класса. За 2022 год богатство самых богатых граждан РФ увеличилось на 150 миллиардов долларов.
А бюджетные отчеты надо проводить одновременно с подведением итогов кредитно-денежной политики, которую мы тоже утверждаем. Почему? Потому что все хваленые достижения правительства девальвацией валюты на 60 процентов в ноль превращаются. Вы МРОТ увеличили на 18 процентов – до 16 242 рублей, а сам рубль девальвировали на 60 процентов. Скажите, вы количество бедных увеличили или уменьшили?
Следующее «достижение» Минфина. По указу президента РФ «О национальных целях развития» инвестиции в основной капитал должны быть увеличены минимум на 70 процентов и составлять не менее 25 процентов. А Антон Германович хвастается, что увеличение составило аж 10 процентов! Да эти 10 процентов – в никуда, с этим показателем мы даже в недоразвитые страны не попадаем.
В чем еще проблема? Я вам сразу нахожу 5 триллионов, Антон Германович. У нас в 2006 году обнулено обязательное использование средств на амортизацию только на цели инвестиций. В результате 5 триллионов просто воруется из 9 триллионов. Вот первое.
Второе. У нас за счет вашего решения о возможности оставлять валютную выручку там, в недружественной стране, вы увеличили вывоз капитала до 260 миллиардов долларов. Это что такое? Дайте ответ… Мы его пока не слышим.
Далее. Мы говорили об автомобилестроении, которое может дать стране тысячи рабочих мест и независимость. Но как, если в РФ угроблена подшипниковая промышленность? Сравним: в 1991 году было произведено 170 миллионов авто, в прошлом, 2022-м – аж 40, да и те не без участия Китая. Понимаете? Как же мы локализуем производство, если у нас угроблена большая часть предприятий, выпускающих комплектующие изделия?
А тех, кто сегодня на разрыве жил пытается импортозамещением реально заниматься, вы, Минфин и ЦБ, своей политикой плавающего рубля просто обнуляете. Потому как параллельный импорт, хоть станки, хоть комплектующие завозятся по одному курсу, а итоговые затраты получаются значительно больше, чем могли бы быть при стабильном курсе рубля.
Да и как можно планировать развитие, если вы ни разу за 10 лет не выполнили поручение президента? Он ставил задачу еще 10 лет назад добиться роста ВВП не менее 3 процентов. И где этот рост? К сожалению, у нас уничтожена статистика, и цифрами у нас манипулирует, кто и как хочет. Приходит любой министр – показывает нам красивые слайды, как всё у него хорошо, всё перевыполняется. Конкретный пример – программа «Демография». Смотришь отчет: выполнение 99,8 за 2022 год. А население уменьшилось на 650 миллионов человек, в предыдущем году – уменьшение составило миллион. Получается, что или неправильное целеполагание программы, или не туда осваиваются деньги. Хотя ораторы с трибун кричат: всё освоено. Но как? Счетная палата провела исследование по незавершенному строительству и выявила, что из 67,5 тысяч объектов незавершенного строительства 4 тысячи надо разобрать. То есть вы деньги потратили, сначала что-то построили, а потом это разбираете? Строители хорошо знают, что всякий демонтаж значительно дороже, чем возведение нового. Вот оно освоение средств…
У нас продолжается скрытая приватизация госсобственности. Из 646 акционерных обществ за 2022 год осталось 507. Эффективность использования этой собственности резко ухудшилась. А что делают наши представители в этих обществах? С моей точки зрения, в правительстве и в Минфине, прежде всего, отсутствует спрос с наших представителей в советах директоров. Там действуют строгие коммерческие правила.
Вы прикрываете угольные предприятия и нефтянку. У нас прекрасный институт НИФИ коммерциализировался и не желает выполнять государственные задачи. Вы им поручите разобраться, в чем разница наших десяти лучших нефтегазовых и угледобывающих компаний с аналогичными на Западе, и увидите, что те компании прибыль получают не на добыче нефти, а на нефтехимии, на продуктах переработки. А наши берут внутренние трансферты и уходят от налогообложения, Минфин на это смотрит сквозь пальцы. Боюсь предположить, но, возможно, что кто-то аффилирован с нашими компаниями.
Самая большая бюджетная помощь у нас достается банкирам и нефтяникам. Банкиры уже за этот год получили 900 миллиардов прибыли. В прошлом году их прибыль составила 200 миллиардов, а в позапрошлом – 2,4 триллиона. А чем они помогли нашей экономике? Пора пересмотреть отношение к Сбербанку, Газпрому, другим госкорпорациям, которым в кризисы выделяется крупная помощь. А когда они будут отдавать? Когда у них прибыль, растут дивиденды для членов правлений. Минфин мне давал документ, где было зафиксировано, что 5,3 миллиарда вывозится дивидендами. Вот они, дополнительные доходы.
Несколько слов о достижениях села прошлого года. Думский аграрный комитет во главе с Владимиром Ивановичем Кашиным провел две программы комплексного развитие села. На них требовалось 200 миллиардов рублей. А после всех сокращений-урезаний осталось только 50 миллиардов. Что-то немного добавили, но не 200, как планировалось. А если бы село получило обещанное, то отдача была в разы выше.
Финансирование программы «Вторая целина» вообще уполовинили, вместо 39 миллиардов Минфин оставил 23. Банкам всё отдается полной мерой. А у села можно отбирать… Только мы его развивать собираемся?
Пора финансовому ведомству не банки лелеять, а реальный сектор экономики.