Каждый, кто хоть раз видел потрясающие колоннады Казанского и Исаакиевского соборов, Ростральные колонны со статуями на них и огромными гранитными шарами на набережной стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге; видел гранитный пьедестал памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве; Воронихинскую колоннаду и «Эрмитажный каскад» в Петергофе, просто не мог не приостановиться в восхищении перед величием и красотой. Чьими же руками сотворено? Даже если и прозвучит имя: Самсон Суханов, оно мало что скажет нашему современнику.
А ведь творец монументальных шедевров – выдающийся российский мастер, каменотес, каменщик-ваятель Суханов Самсон Ксенофонтович. Выходец из народных глубин северных российских земель. Родился этот крепыш, будущий каменотес с редким именем, в июле 1768 года в деревенской глуши на Вологодчине в бедной семье. С 9 лет батрачил, а в 14 уже стал бурлаком, оставил следы на Волге и Северной Двине. Позднее прибился к поморской артели в Архангельске, а с 25 промышлял охотой на пушного зверя на острове Грумант (архипелаг Шпицберген). Однажды вступил в схватку с белым медведем и вышел победителем, однако получил от косолапого метку на лице, на всю жизнь остался шрам, который не могла скрыть никакая борода, – припухшая линия со лба до шеи.
30-летним богатырем Самсон вернулся домой, женился на Евдокии, вдове с тремя детьми из соседней деревни Горчинской. А у вдовы был брат – подрядчик Григорий Копылов, работавший в Санкт-Петербурге на строительстве заложенного тогда для императора Павла I Михайловского замка. Стройка была большая, требовалось много каменотесов, Копылов предложил Суханову, как теперь говорят, «подработку» и подучил ремеслу. Самсон приемы мастерства на лету схватывал, ловко отделывал зубилом-молотком «морской дикий камень» (гранит), добывавшийся тогда в основном на островах и побережье северной части Финского залива. И не только подружился с зубилом, но и, будучи вовсе неграмотным, освоил арифметику, начала геометрии, чтение архитектурных чертежей. Обратил на себя внимание сначала как каменотес, а затем и резчик, под руками которого любой камень раскрывал свою природную красоту и величие.
Михайловский замок был достроен в 1800 году. Артель Копылова приступила к возведению новых и переделке прежних фонтанных колоннад в Нижнем парке Петергофа. К тому времени имя Суханова обрело известность. На учение к нему приезжали мастера каменных дел из разных мест России. И Андрей Воронихин, по проектам которого велись работы с 1801 года, привлек Суханова к строительству Казанского собора. Самсон Ксенофонтович уже стал строительным подрядчиком. Его артель получила первый крупный заказ – возведение колонн, каменных полов и пьедесталов для Казанского собора. Мастер-каменотес стал главным приказчиком «по части каменотесных дел». Чтобы получать огромные монолиты, он разработал новую технологию. В чем состоял «метод Суханова»? В скальном массиве проводили ровную линию, пробивали канавку, высверливали по ней отверстия, вставляли туда железные клинья (рупазы) и забивали кувалдами. Отделившаяся громада падала на приготовленную площадку, и с помощью кабестанов (лебедок с барабаном) ее перекатывали на катках к барже.
Для создания наружных колонн и отделки фасада использовали камень, добывавшийся у деревни Пудость под Гатчиной: свежевзятый из земли известняк легко обрабатывался, изделие внутри всегда сохраняло вязкую консистенцию, а поверхность со временем становилась сверхпрочной. Артельщики Суханова сделали вместе с ним цоколь здания (серый сердобольский гранит), установили в соборе колонны (розовый гранит рапакиви). Камни доставляли из Сорвали и других финских каменоломен. При внутренней отделке применяли мрамор, с которым русские мастера-каменотесы тоже умело обращались.
Достигнув значительных успехов на строительных площадках, Самсон в 1807 году записался еще и в петербургское купечество. Став купцом 2-й гильдии, он приобрел площадку и выстроил для себя каменный трехэтажный дом с балконом на гранитных консолях (набережная реки Пряжки, 50). А когда Казанский собор возвели в 1811 году, Суханов получил высочайшую награду – золотую медаль «За усердие», и, конечно же, посыпались новые государственные и частные заказы.
По приглашению Тома де Томона артель Суханова участвовала в создании главного архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга на стрелке Васильевского острова. Сначала перед зданием Биржи сделали насыпь, укрепив фундамент из гранита, – получилась насыпная площадь, выдвинутая в сторону Невы на 123,5 м. Затем Суханов украсил фасад Биржи, выходящий на стрелку, фигурой Нептуна с трезубцем в руке, и смотрящей вглубь острова композицией – богини Навигации с Меркурием и двумя реками.
Главным же делом рук Мастера стали две Ростральные колонны («ростр» – нос корабля) высотой 32 м, диаметром 4 м: южная смотрит на Большую Неву, северная – на Малую. Внутри – лестница, ведущая на смотровую площадку.
На гранитных пьедесталах, по трем моделям Жака Тибо и одной – Жозефа Камберлена, на том же пудостском камне, раскрылось еще и дарование виртуозно владевшего резцом Суханова-скульптора – две женские и две мужские аллегорические фигуры, олицетворявшие русские реки: Нева, Волга, Волхов, Днепр.
И наконец, буквально ставшие символом Санкт-Петербурга два громадных, диаметром 2 м, идеально гладких гранитных шара, сотворенных Мастером по принципу «отсечь всё лишнее». Не используя почти никаких измерительных инструментов, кроме шаблона, зубила и молотка, сотворил с погрешностью по диаметральности не более 5 миллиметров.
За все великие труды наградой ему стал пожалованный императором Александром I богато расшитый кафтан.
Далее Мастер-самородок, воплощая замыслы зодчих, создал портик из 12 колонн здания Горного института. Изваял скульптурные группы «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Борьба Геракла с Антеем» у парадного входа. Барельефы «Апполон, приходящий к Вулкану за колесницею своею» и «Венера, требующая от Вулкана доспехи Марса».
Облицевал гранитом набережные Крюкова канала и Малой Невки у Каменноостровского моста. Возвел первый Синий мост на Исаакиевской площади. Пантелеймоновский мост через Фонтанку у Летнего сада, колонну в саду Академии художеств. Сотворил колонны и скульптуры на здании Адмиралтейства. Колонны, ступени церкви Всех Скорбящих. Базы и капители здания Петербургской духовной академии в Александро-Невской лавре. Внешние и внутренние гранитные работы в Доме со львами, фонтаны Воронихина и Тома де Томона на Пулковской горе. Бюст египетского «царя богов» Амона в Физическом кабинете Строгановского дворца.
Сработал и для Москвы – пьедестал памятника Минину и Пожарскому. Для Риги – 15-метровую колонну Победы над Наполеоном (установлена в 1817 году, демонтирована, навсегда разрушена в «новой» Латвии).
У своей деревни Завотежица, где Самсон Суханов родился, на свои деньги он выстроил церковь. Оставил о себе память и в пригородах Санкт-Петербурга. Создал висячий сад и пандус в Екатерининском парке Царского Села. Террасу из пудожского камня в Царскосельском саду. Сотворил Эрмитажный каскад в Петергофе. Террасу перед дворцом в Стрельне. Пьедестал памятника Павлу I перед Павловским дворцом, колонны дворца. Петровский мост в Шлиссельбурге.
Наследие Мастера так велико, что диву даешься: как мог один человек – пусть и с артелью, все это – более 40 сооружений – сделать. Сотворил каменные ванны Зимнего, Петергофского и Александровского царских дворцов. И исполинскую, высеченную Сухановым из цельного куска гранита Царь-ванну Баболовского дворца в Царском Селе (высота – 1,96 м, глубина – 1,52 м, диаметр – 5,33 м, вес – 48 т).
Об этом – особо, ибо с этого начались у Самородка и неудачи, из которых не суждено уже было ему выбраться.
В 1818 году за семилетний труд над Царь-ванной артель Суханова недополучила положенные по контракту 4 тысячи рублей, да еще и расходы превысили смету на 2 тысячи. В январе 1819 года артель получила подряд на доставку и изготовление 36 гранитных колонн для Исаакиевского собора, но подряд на 11 колон без объяснения причин был передан другому, а ущерб Суханову никто не компенсировал.
Затем взялся Мастер за последнее дело в своей жизни – создание пьедесталов для памятников Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, однако баржа с гранитом утонула в Ладоге во время шторма. Суханов за свой счет добыл партию гранитных блоков и работу закончил. Но этот подряд его окончательно разорил.
Он вынужден был продать царский кафтан и золотую медаль. А затем, чтобы прокормить семью, – и трехэтажный дом. У него было двое сыновей и две дочери от брака с Евдокией, которая умерла в 1817 году. Четыре дочки, выйдя замуж, сменили фамилию. (А после смерти сыновей род Сухановых по мужской линии пресекся.)
Оставив после себя ученика Степана Колодкина, который по «методу Суханова» добыл гранитный монолит для Александровской, по проекту Огюста Монферрана, колонны на Дворцовой площади, Самсон полностью отошел от дел. Остаток жизни прожил на съемной квартире в несохранившемся доме на углу Московского проспекта и Обводного канала. Умер, как и родился, в полной нищете, 26 мая 1844 года. Похоронен на Смоленском кладбище, место захоронения забыто, но с плодами трудов Суханова знаком должен быть каждый!
Слава самородку-гению земли Русской!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ