В результате прорыва трубы в магазине «Глобус Гурмэ» пострадали 10 и погибли 4 человека, о чем рассказала «Советская Россия» в предыдущем номере. Почему трагедия стала возможна? Почему люди не смогли спастись и погибли? Эти вопросы тревожат москвичей. Большинство считают, что подобная трагедия – результат не только бесхозяйственности, но и безответственности владельцев торгового центра, наплевательски относящихся к безопасности не только своих сотрудников, но и тысяч посетителей ТЦ. В социальных сетях люди, ставшие непосредственными свидетелями и даже пострадавшими во время этого ЧП, делятся впечатлениями и задаются справедливыми вопросами. Вот последние из них.
Среди пострадавших большинство – сотрудники магазина. Одни сразу же бросились спасаться, другие до последнего пытались спасти других. Например, су-шеф Геннадий Юн первым позвонил в «112», когда узнал, что происходит неладное.
– Я находился в зале в момент аварии. Кто-то прибежал и сказал, что нужна помощь, – рассказывает Геннадий. – Потом попытался проникнуть в производственный цех, но там уже было не пройти, я только руки обжег.
Тщетно оказать помощь запертым в ловушке людям пытался охранник Сергей Булдаков. В субботу он как раз был старшим смены.
– Коллега-охранник сообщил мне по рации, что в производственном цехе произошла авария. Якобы раздался хлопок, а потом хлынул кипяток. На момент аварии в цехе находилось примерно 20 человек. Несколько людей сразу же бросились к выходу – по залитому кипятком полу. Тогда-то они и получили ожоги ног. Некоторые залезли на разделочные столы. И оказались в ловушке. На полу слой кипятка такой, что по нему не ступить. А у нас ни сапог, ничего. Мы честно пытались всех вытащить. Особенно старались помочь Галие (Галия Якушева, 66 лет, одна из погибших). Но ничего не выходило.
Вскоре вода и пар стали проникать в магазины всего торгового центра. Только тогда люди стали понимать, что происходит нечто ужасное, и спешно бросились покидать ТЦ.
Другой сотрудник рассказал о действиях спасателей: «Мы же показывали им, где этот цех, где люди, которые заблокированы. А они очень медленно всё делали. Может, наши коллеги еще были живы в тот момент».
Предварительно, все четверо погибли от нестерпимого жара – просто задохнулись горячим воздухом. Вода не дошла до тех столов, на которые они забрались. Вот что говорят инженеры-эксплуатационщики, отвечая на вопрос о том, как такое вообще могло случиться и можно ли избежать подобного в будущем.
– Чтобы ответить, что именно вышло из строя, нужно точно знать состояние коммуникаций в здании, – поясняет главный инженер одного из московских ТЦ, построенных в середине 2000-х годов. – Но можно сказать так: возраст коммуникаций приближается к двадцати годам, износ некоторых узлов уже налицо. Возможно, прорвана сама труба, возможно, проблема была в запорной арматуре. За это, кстати, говорит тот факт, что оперативно перекрыть поступление горячей воды не удалось.
– Прорыв может быть при опрессовке – когда коммуникации готовят к отопительному сезону и подают на них избыточное давление, – рассказал инженер-теплотехник Николай Цветков. – Но вообще-то, если идет опрессовка, людей в тех помещениях, где может быть прорыв, не должно быть по технике безопасности. Поскольку уголовной ответственности эксплуатационщики обычно не хотят, могу предположить, что это была не опрессовка. Скорее, порыв трубы уже после окончания опрессовки – когда давление уже было «в номинале», но система держалась на соплях и могла пойти вразнос от любой мелочи.
Второй вопрос, возникающий по итогам ситуации: почему не удалось вовремя эвакуировать сотрудников из того помещения, где в итоге погибли несколько человек. «Эвакуация персонала обычно отрабатывается на учениях, – продолжает Цветков. – Они обязаны быть регулярными, за них сотрудники расписываются, а ответственные за безопасность отчитываются. Но тут есть два момента. Первый – учения в организациях, где не работают с опасными, взрывчатыми и так далее веществами, проводятся на предмет, прежде всего, пожарной безопасности. То есть люди обычно знают, где находятся противогазы, каковы пути эвакуации, как спасаться от задымления. Но здесь – угроза другого характера».
А вот тех, кто находился в «клиентской» зоне торгового центра, можно было, похоже, эвакуировать и чуть раньше, уменьшив число пострадавших. Но показания очевидцев в соцсетях разнятся: одни говорят, что никакой сирены и призывов к эвакуации не было слышно, другие – что сами посетители, даже видя льющуюся горячую воду, не спешили покинуть здание. Как именно всё происходило, даст ответ лишь официальное следствие.