К 110-летию со дня рождения В.С. Розова.
Какие бы трудности, какие бы невзгоды ни встречались Виктору Сергеевичу Розову, он все и всегда переносил со свойственной его характеру светлой добротой. Недаром уже сами названия многих пьес звучат у него как призыв к лучшей и счастливой жизни: «В добрый час», «В поисках радости», «Вечно живые», «Ее друзья». Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Розов в июле 1941 года вступил в народное ополчение Краснопресненского района Москвы, затем преобразованное в 8-ю стрелковую дивизию. В октябре 1941 года он был тяжело ранен, а выйдя из госпиталя, возглавил в середине 1942 года агитбригаду, которая ездила по фронтам, воодушевляя воинов своим жизнеутверждающим искусством.
Родился Виктор Розов 21(8) августа 1913 года в семье бухгалтера Сергея Федоровича Розова, участника Первой мировой войны, и Екатерины Ильиничны Розовой, занимавшейся домашним хозяйством. Учился он сначала в городе Ветлуге Нижегородской губернии, куда семья переехала, поскольку их дом сгорел во время эсеровского мятежа, а с 1923 года в Костроме, где поработал и на текстильной фабрике «Искра Октября», и, увлекшись театром, играл на сцене местного ТЮЗа. В 1934 году он переехал в Москву, занимался в училище при Театре Революции – в классе М.И. Бабановой – и по окончании его приняли в труппу.
Точность, с какой Розов выписывал в пьесах образы своих героев, даже эпизодических, была присуща и ему самому. Познакомился я с Виктором Сергеевичем в «Доме Ростовых» – Союзе писателей СССР – на одном семинаре, когда и участники его, и руководители опаздывали. Мы сидели вдвоем в большом зале и мало-помалу разговорились. Нет, он не корил коллег и их подопечных, скорее удивление чувствовалось по его глазам, иногда сурово поглядывающим на двери, по движениям рук, перемещавшим трость, на которую он опирался, из правой в левую, из левой в правую. О себе он, судя по всему, говорить не любил и, хотя я спрашивал, над чем он работает, отвечал кратко, будто стесняясь…
Первую пьесу Виктор Розов написал в 1943 году в Костроме, когда только-только выписался из госпиталя. Пьеса называлась «Семья Серебрицких», и ее поставили в местном театре. В 1956 году под названием «Вечно живые» ею открылся московский театр «Современник». Затем кинорежиссер Михаил Константинович Калатозов поставил по ней фильм «Летят журавли», получивший главный приз на Каннском кинофестивале.
«История этой пьесы довольно длинная, – вспоминал Виктор Сергеевич. – Впервые ее поставили в Ленинграде, в Театре имени Комиссаржевской. Режиссер – Владислав Станиславович Андрушкевич, с которым мы даже семьями подружились. Он хорошо поставил. В пьесе играли из известных потом артистов – Эмма Попова, Иван Дмитриев, Боярские. Прошел без всякого шума, без рецензий в печати…» О рождении пьес он говорил: «Первоначальным толчком для пьесы считаю возникшую во мне мысль по поводу какого-либо явления жизни. Чаще всего эта мысль первоначально меня тревожит просто как гражданина. Что-то мне в жизни нравится, что-то не нравится, и я начинаю думать, как бы сделать так, чтобы то, что мне нравится, укреплялось и развивалось, а то, что не нравится, исчезло из жизни навсегда».
За «Вечно живыми» последовала пьеса «Ее друзья» об ослепшей студентке, которой помогают продолжить учебу подруга и педагоги – спектакль поставили в Центральном детском театре Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков с актерами Зиновием Сажиным, Валентиной Сперантовой, Геннадием Печниковым, Надеждой Румянцевой, Олегом Ефремовым; дальше – «Страницы жизни (Твой путь)» о молодом рабочем Борисе, понявшем необходимость постоянно учиться; «В добрый час!» – о профессорской семье Авериных, куда вносит сумятицу племянник, приехавший из Сибири поступать в Сельскохозяйственную академию; «В поисках радости» – о поисках молодыми людьми собственного места в жизни. В течение чуть более десяти лет Виктор Сергеевич создает пьесы «Вольные мастера», «Неравный бой», «В дороге», «Перед ужином», «В день свадьбы», «Затейник», делает инсценировку романа А.И. Гончарова «Обыкновенная история», пишет «Традиционный сбор», «На беговой дорожке», «С вечера до полудня», «Мальчики» (по Ф.М. Достоевскому).
Драматургия Розова дает полную возможность проследить нравственное развитие советского общества с его достоинствами и недостатками, а с начала горбачевской «перестройки» – и деградации общества из-за предательства части руководства и разведки. При этом Виктор Сергеевич никого не высмеивал, ни над кем даже не иронизировал, он отображал происходящее через психологически глубокие, разносторонние характеры людей, продолжая яркие традиции критического реализма уже на высоте реализма социалистического. Поэтому-то драматургия его открыто оптимистична, но без какой-либо лакировки или приукрашивания, она всецело устремлена в лучшее будущее, каким он это будущее видит и чувствует. То есть с годами пьесы и сценарии Виктора Сергеевича становились острее в плане социальном, если не сказать, более жесткими, с персонажами порой полярного отношения к жизни, к работе, к семье, к другим людям. Но явления отрицательные, нелицеприятно изображаемые, никогда не заслоняли авторской доброты, душевных переживаний в стремлении преодолеть все дурное, недоброе, безнравственное.
Таковы пьесы «Перед ужином» (интересно поставленная молодым режиссером Вадимом Голиковым на сцене ленинградского Большого драматического театра имени М.Горького); «Традиционный сбор» о встрече школьных учеников через много лет – пьесу ставил Георгий Александрович Товстоногов с великолепным актерским составом; «Гнездо глухаря» в Театре сатиры и в одноименном фильме в постановке Валентина Николаевича Плучека и Василия Федотовича Чистякова – о пагубности карьеризма, разлагающего и самого карьериста Судакова (Анатолий Папанов), и его близких людей. А пьеса «Кабанчик» тоже, как мы бы сейчас сказали, о коррупции, да еще в преломлении вечной темы «отцы и дети», где крупный начальник отдан под суд за хищения и взятки, и сын его 18-летний Алексей Кашин, видя как вмиг рушится его благополучная жизнь, вспоминает охоту с отцом, когда они убили молодого кабанчика – «Зубы окровавленные запомнил. Вроде улыбки. Улыбается и улыбается. Зубки». Теперь он сам оказался в положении того кабанчика, говоря: «Я-то больше жить не могу». Однако драматург не ставит здесь точку, предлагая зрителям решить самим, каков они выберут конец…
За воинские и литературные заслуги Виктор Сергеевич Розов награжден Орденом Отечественной войны первой степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», орденом Дружбы народов, орденом Русской православной церкви «За милосердие», орденом «За заслуги перед Отечеством третьей степени», многими советскими медалями, медалями России и зарубежных стран. Ему присуждена Государственная премия СССР. Он – лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства 2001 года.
Умер Виктор Сергеевич Розов 28 сентября 2004 года на 92-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище. На могиле установлен большой крест с гранитным валуном,где написано «Вечно живые», «Летят журавли», «В поисках радости»…
Сила и особенность драматургии Виктора Сергеевича Розова заключается в том, что он не просто ставит больным проблемам социальный диагноз, но и зовет всегда и везде утверждать благородные человеческие качества, вести за это постоянную борьбу. Почти двадцать лет работал он над биографической книгой «Путешествие в разные стороны», вышедшей в 1987 году и вновь свидетельствующей о мужественной чистоте автора – и о чистоте, которую он хочет видеть в каждом человеке, во всех людях. «Люблю божественную нашу природу, божественную нашу страну, – говорил он. – Изъездил полмира, и по стране много путешествовал, но теперь понимаю, что меньше, чем надо. Больше надо было по стране ездить. Люблю замечательный русский народ. Замечательный! Не хочу хулить другие народы, ни в коем случае. Наш народ сегодня немножко с толку сбивают, но он не собьется. Он свое возьмет!..»
Мудрые и прекрасные слова мудрого и прекрасного человека и писателя.
Эдуард ШЕВЕЛЁВ
Петербург – Ленинград