Запад намекает Украине, что пора сдаваться.
Почти с самого начала вооруженного конфликта на Украине Киев может рассчитывать на своих влиятельных западных союзников, прежде всего Вашингтон и Лондон, а также на большинство государств Европейского союза (правда, некоторые из них помогают особенно рьяно, а другие делают это, только чтобы не отставать от остальных). С самого начала они следовали неписанному правилу: мы будем поддерживать Украину столько, сколько потребуется. Эту мысль популяризовали члены администрации Джо Байдена и сам Байден.
Зарубежное досье
Звучит хорошо, но Киев давно беспокоит тот факт, что все это лишь слова, а не конкретные обязательства. Киев хотел бы рассчитывать на нечто вроде пятой статьи Североатлантического соглашения, но такой привилегией обладают только страны – члены НАТО. В сложившейся ситуации, раз его не могут пустить в Североатлантический альянс по особой процедуре, Киев требует гарантированной поддержки ради «сохранения коллективной безопасности». Ведь Украина преподносит себя как защитницу всей Европы. Однако на деле Украина не получила даже этого. Киеву дают огромные деньги и массу оружия, но в один прекрасный день от всего этого его могут отрезать либо из-за политических изменений на Западе (особенно в Соединенных Штатах), либо ввиду осознания того, что дальнейшая помощь Киеву не принесет никаких военных или геополитических плодов и что всё это пустая трата ресурсов.
Однако сейчас хотя бы постепенно слабеет Российская Федерация, не так ли? Не совсем. Россия перешла к военной экономике, и хотя в этом процессе (так как вооруженный конфликт продолжается) она теряет солдат и оружие, в широком смысле она, вероятно, даже крепнет по нескольким причинам. Во-первых, власть наверху консолидируется. Мятеж «Вагнера» стал вызовом для Владимира Путина, но, судя по всему, этот кризис уже преодолен. Кроме того, Российская Федерация активно развивает свои торговые и политические отношения с остальным миром, которым пренебрегала прежде, когда ориентировалась на богатые европейские рынки. В долгосрочной перспективе это тоже укрепит ее. Помимо прочего, Россия интенсивно производит оружие, то есть дополнительно усиливается ее военно-промышленный комплекс, который сейчас во многом «выносит на своих плечах» российскую экономику.
В общем, Соединенные Штаты и другие российские соперники могут прийти к выводу, что это «истощение» Российской Федерации на самом деле имеет обратный эффект, и в таком случае они начнут искать способы остановить вооруженный конфликт на Украине. На самом деле, если смотреть с геополитических позиций, Западу сейчас было бы выгодно склонить Украину к прекращению конфликта и к передаче территорий Российской Федерации. Тогда оставшуюся Украину пустили бы в Североатлантический альянс по ускоренной процедуре…
Понятно, что западные центры предпочли бы увидеть украинскую победу на поле боя. Им бы хотелось, чтобы ВСУ выбили русских с занятых ими территорий, чтобы рухнула российская власть вследствие сокрушительного поражения и так далее. Однако по прошествии почти двух месяцев украинского контрнаступления на поверхность выходит горькая правда. Украинские силы, по-видимому, способны сдерживать дальнейшие российские контрудары, но и то пока. Однако они не могут пробить российские оборонительные линии и вернуть себе утраченные территории.
Теперь это только вопрос времени, когда начнут появляться «пробные шары» и намеки украинцам на необходимость сдаться. Потом эти слова быстро заберут назад, ведь это лишь зондирование почвы. Тем не менее это будет сигнал: Запад хочет таким образом закончить вооруженный конфликт, поскольку другого способа просто нет.
Этот процесс уже начался, и первый «пробный шар» запустил Стиан Йенсен, глава канцелярии Генерального секретаря Североатлантического альянса. Этот человек не из числа самых высокопоставленных лиц, но и не мелкая сошка. Что же сказал Йенсен? Именно то, что многие и ожидали в скором времени услышать. По его словам, Украина должна передать территории Российской Федерации в обмен на мир и возможность вступить в НАТО.
«Я думаю, что решение может состоять в том, чтобы Украина отказалась от территории и получила взамен членство в НАТО», – заявил Йенсен во время дискуссии в норвежском городе Арендаль.
Вскоре ожидаемо последовали его извинения. Днем позже он дал интервью тому же изданию VG, которое и сообщило о его первом комментарии. «Мои слова прозвучали в ходе широкой дискуссии о возможных будущих сценариях на Украине, и мне не следовало так выражаться. Это было ошибкой», – сказал он.
Понятно, что без извинений тут было не обойтись. Вероятно, последуют и другие подобные «пробные шары», и у всех есть своя цель. Таким способом Киеву передают послание и пытаются склонить его к неизбежному. Об этом никогда не скажут публично, но послание между строк звучит примерно так: кто виноват, что вы не смогли прогнать русских?
Конечно, украинцы возмущены и разгневаны… Хотя, вероятно, они понимали, что подобное развитие событий неизбежно.
Первым пафосно отреагировал глава офиса президента Украины Михаил Подоляк: «Разменять территорию на зонтик НАТО? Это просто смешно…» Высказался и пресс-секретарь Министерства иностранных дел Украины Олег Николенко: «Разговоры о вступлении Украины в НАТО в обмен на отказ от части ее территорий совершенно неприемлемы…»
Таким образом, некоторые украинские официальные лица, в том числе Николенко, делают вид, будто это просто «системная ошибка», а вовсе не «пробный шар», который вскоре обретет форму официального требования. Олег Николенко предлагает, в свою очередь, вернуться к варианту с победой над Российской Федерацией, но ни он, ни кто-либо другой в администрации президента Владимира Зеленского не в состоянии ответить на вопрос, как ее победить.
Ведь Россию – за исключением разве что варианта ее разрушения изнутри – просто нельзя победить. Неядерная страна не может победить ядерную державу. Даже если бы украинское контрнаступление было исключительно эффективным, русские всегда смогли бы ответить самым мощным оружием.
Что остается? Теперь всё зависит от украинских союзников и Североатлантического альянса. Возможно, будет предложена несколько иная перспектива. Скажем, вариант, при котором они не теряют часть востока и юга, а спасают всё остальное. Действительно, если бы вооруженный конфликт закончился на этом, пришлось бы признать, что украинцам удалось сохранить значительную часть страны, так как русские почти дошли до Киева, пусть для них это и закончилось плохо. В конце концов, если бы Украина потеряла отторгнутые сейчас территории, то лишилась бы на самом деле преимущественно тех регионов, где говорят по-русски. Будет нелегко убедить Запад согласиться на такой вариант, и Джо Байден, вероятно, вообще не пожелает, чтобы его имя связывали с подобным в выборный год. Пока же вооруженный конфликт продолжается, но «пробные шары» уже запускаются, и Киев должен понимать, что это означает.
Д. МАРЬЯНОВИЧ
Advance (Хорватия)