Кто пришел после «Вагнера» защищать донецкий Артемовск?
В последнее время в вечерних новостях ловлю горячие сообщения из фронтового Артемовска (так было и в праздник гвардейцев): с окраин города предпринята отчаянная попытка группы ВСУ прорваться к центру. Но ВСУшники были отброшены шквальным огнем защитников донецкой крепости… Отмечаю: дали по сусалам наверняка наши «испанцы»… Почему «наши» – потому что из гвардии болельщиков, футбольные «фанаты»; а почему «испанцы» – чуть позже.
В начале августа, после фокусов «Вагнера», на линию боевого соприкосновения под Артемовском вышел и сразу же включился в работу отдельный отряд специального назначения «Эспаньола». Бойцов соседних подразделений это воодушевило. С «Эспаньолой» они связывают надежды на успешное противостояние яростному наступлению противника, жаждущего реванша.
Потери у обеих сторон серьезные. Если украинской армии удастся осуществить задуманное в окрестностях Артемовска, наши войска на ряде направлений рискуют оказаться отрезанными от возможности пополнения боеприпасами. Выдвижение «Эспаньолы» на боевые позиции призвано не допустить такого развития событий. С первых же дней боевая работа подразделения начала давать весомые результаты. Была проведена операция по обнаружению разведкой и уничтожению артиллерией большого склада боекомплектов, которые противник сосредоточил для наступления. Также бойцам «Эспаньолы» удалось уничтожить мобильную систему РЭБ и ликвидировать группу вражеских операторов БПЛА.
Так что же это за воинская часть – «Эспаньола»? Почему с ней связывают большие надежды, а врагу не дает покоя появление на решающем рубеже?
Основатель «Эспаньолы» Станислав Орлов – один из авторитетных лидеров фанатского футбольного клуба ЦСКА. Он проходил службу в ВДВ с 1999 года, является участником второй Чеченской кампании, человек с боевым опытом и наградами. Свой боевой путь на Донбассе начал в 2014 году в Горловке. И вскоре стал одним из командиров бригады «Восток», возглавив подразделение разведчиков. Уже тогда вокруг авторитетного футбольного фаната и воина с лидерскими качествами стали объединяться соратники по движению.
Как говорил в своих интервью Станислав, свой позывной «Испанец» он получил «на законных основаниях». Он настоящий полиглот, знает пять языков, в том числе и испанский. А в рядах донецких добровольцев объявился антифашист-испанец, с ним никто не мог толком объясняться, за исключением Станислава. Вот так и появился его позывной «Испанец». И вокруг «Испанца» стал складываться костяк «Эспаньолы».
С объявлением же СВО отряд добровольцев Орлова стал стремительно формироваться в полноценное и самостоятельное воинское подразделение. Орлов обратился к собратьям по футбольному, болельщицкому движению и был позитивно услышан, так как, повторю, был глубоко уважаем в этой среде.
Тут следует кое-что пояснить насчет фанатского движения. У обывателей существуют стойкие заблуждения, что это-де «ультрас» и «хулиганы», «отморозки»… За ними-де охотится полиция… Человек, далекий от «болельщицкого» движения, представляет, в лучшем случае, их орущими на стадионе и дерущимися с нетрезвыми маргиналами.
Конечно же, никто не станет изображать футбольных фанатов «белыми-пушистыми», смирными ботаниками. Это люди сильных страстей и большой энергии, но это и приверженцы твердых принципов, для которых любовь и преданность, активное защитное переживание за своих кумиров, боевой азарт, верность цветам своего клуба, победный энтузиазм – не пустые понятия, а переживаемые чувства. Именно в этой среде, скорее всего, формируется патриотический характер. По живым свидетельствам, по книгам и фильмам мы знаем, какие великие подвиги совершали советские спортсмены на фронтах Отечественной, да и на спортивных аренах – и вовсе не за «бабки»…
А теперь вдумайтесь, как клубные нормы и правила трансформировались в приемные условия и уставные требования при формировании «Эспаньолы».
Для всех и для каждого сформулированы основные принципы. Следование им для всех участников – закон. В пересказе это звучит так:
«Один за всех и все за одного», «Сила и честь», «Не отступать и не сдаваться», «Победа или смерть», «Быть, а не казаться».
Братство. Никаких внутренних конфликтов. Слаженное взаимодействие и полная взаимовыручка.
Строгий сухой закон. Для каждого, кто пойман за употреблением алкоголя или даже с «выхлопом», действует правило «Рука – лицо». Упорный «залетчик» исключается с позором из коллектива.
Молчание – золото. Лишнего не болтаем. Сплетни не распространяем. «Сор из избы» не выносим.
Командиры – первые среди равных. Во время выполнения заданий никаких рассуждений: приказ – закон. До того и после мнение каждого участника сообщества не менее весомо, чем командирское.
Командный состав только уровня «топ». Мощный внутренний стержень, высокий уровень IQ, адекватность, ответственность, широкий кругозор, опыт.
Каждый в деле на своем месте. «Пассажиры» и понторезы не нужны еще на подходе. Зайти к нам легко при наличии нужного опыта, умений, смекалки и рекомендаций от околофутбольной братвы. Выйти можно только с позором.
Наша цель: только победа. Но важна и ее цена. Задача каждого – забота о жизни, здоровье и благополучии всех участников сообщества, их семей и будущего нашей земли.
Как видим, всё жестко серьезно, как и подобает суровому мужскому воинскому сообществу. Помимо этого, соискатель на зачисление в «Эспаньолу» должен быть готов к сдаче нормативов ГТО, согласно возрастным критериям. А кандидатам в группы специального назначения обязательно наличие спортивных разрядов, спортивных или военных достижений.
При всех этих условиях желающих присоединиться к подразделению очень много. Тут стоит отметить, что ребята из околофутбольных «фирм» являются спортсменами, ведут здоровый образ жизни, у многих хорошие, крепкие семьи. Всё это позволяет им без проблем влиться в коллектив «Эспаньолы».
С недавних пор «Эспаньола» официально получила статус бригады. Теперь это именуется «ЧВК «Эспаньола».
Как уже говорилось, в этой среде люди разных профессий и разного финансового, материального достатка. Сейчас подразделение прекрасно оснащено, экипировано. Все организовано на достойном уровне: боеприпасы, обмундирование, лекарства – всем этим бойцы обеспечены.
Помимо этого, у «Эспаньолы» появился собственный полигон для боевого слаживания – отработки и тренировки всех воинских фронтовых специальностей.
«За это, – подчеркнул Станислав Орлов, – мы хотели бы поблагодарить фанатскую субкультуру и ее окружение, в котором есть и солидные бизнесмены, и серьезные военные спецы, и чиновники, и даже депутаты». И было отмечено, что все подчиненные заключили контракты и получают зарплату.
…Война – это тяжелые будни для тех, кто на линии фронта. Это – кровь, пот, грязь, усталость и нервное напряжение. И никуда не деться от потерь, ранений и смерти, без чего на войне не бывает. Не обходят они стороной и бригаду «Эспаньола». Потери у них не массовые и не огромные, но они есть. Погибших бойцов достойно провожают в последний путь – как воинов и как фанатов.
В августе бригада потеряла командира взвода БПЛА Гришанова – позывной «Клерк», и санинструктора группы штурмовиков Дмитрия Игнатова – позывной «Сухарь». Оба являлись представителями питерского движа.
Быть воином – жить вечно! Простились по установленному ритуалу. Клич по сообществу, внимание семье, финансовая поддержка, памятное граффити.
Характерен недавний случай. Фанат «Зенита» с позывным «Питбуль» спас фаната «Спартака» с позывным «Спартак». В ходе очередной попытки наступления противника под Артемовском завязался бой, длившийся несколько часов. В бою был тяжело ранен «Спартак» – разведчики в непосредственной близости от врага делали свою работу. «Спартак» оказался обездвижен. Эвакуация раненого была затруднена, так как противник массированно наносил удары артиллерией по данному квадрату – и техникой бойца было не эвакуировать. Единственно возможная эвакуация – на носилках, для чего требовалось участие минимум двух бойцов, что серьезно ослабило бы работу разведки на данном участке.
В этих условиях зенитовец «Питбуль» принял нестандартное решение: вытаскивать раненого в одиночку. Он нес его на себе три километра, петляя, постоянно преследуемый дронами. В итоге он спас раненому жизнь, но сам был контужен…
Вот яркая иллюстрация: боевое братство слитно с фанатским духом.
Тут можно добавить, что еще пару лет назад эти два бойца, спасавший и спасенный, могли сойтись «врукопашную» где-нибудь в Питере или в Москве, отстаивая честь своего клуба и своей околофутбольной «фирмы». Здесь же они друг за друга готовы отдать жизнь.
Каждый фронтовой день пополняет боевую летопись «Эспаньолы» благородными поступками и трагическими событиями, трогательными проявлениями и внутренним совершенством. Со временем об этих российских «испанцах» будут слагать легенды.
Разве не легендарный сюжет – «Питбуль» и «Спартак» пашут зигзагом поле под артогнем или снайперская пара двух девушек с позывными «Черника» и «Панда», которые зорко и метко высматривают и жалят коварного врага? А уж сам комбриг «Испанец» – сплошная легенда.
На одной из баз «Эспаньолы» живет молоденькая львица Киара. Ее котенком спасли бойцы подразделения из мариупольского зоопарка. За год она подружилась со многими бойцами и скучает по ним, когда они уходят на фронт. В Сети есть видео, где Киара встречает «Испанца», приехавшего с линии фронта. Посмотрите – это очень трогательно!..
И резюме в завершении. Пусть оно не покажется кому-то неуместным, все тут кстати. Разыщите, господа угодники властей, того умника, который предложил завести в нашей стране расистский «аусвайс» – «паспорт болельщика», без которого вот таких парней-фанатов, как в «Эспаньоле», не пускают на футбольные трибуны! Оскорбленные болельщики объявили бойкот паспортизированным трибунам стадионов – не принимаем, мол, позорных запретов. Вы лучше выпишите ограничительный документ беглым от мобилизации отпрыскам богатеньких и чинуш с печатью – «запрещено возвращаться». Больше будет порядка в стране.
Александр ФЕДОСОВ