В эти дни, когда Россия переживает тяжелейший период в своей современной истории, и с многочисленных баннеров и плакатов на нас глядят мужественные лица наших героических воинов, ежедневно совершающих подвиги во имя своего Отечества и своего народа, как никогда важно вспоминать ключевые события многовековой истории нашей страны, вершиной развития которой, безусловно, был Советский Союз. Советская эпоха подарила нам целую плеяду выдающихся личностей, особое место в их ряду, несомненно, занимают люди, которые стояли на страже Отчизны и в тяжелые для нее времена всегда откликались на ее зов. Константин Рокоссовский и Георгий Жуков, Иван Конев и Климент Ворошилов, Олег Кошевой и Александр Матросов, Иван Кожедуб и Борис Громов навсегда вписали свои имена в боевую летопись России и пополнили пантеон наших героев, которые во все времена поднимались на защиту страны в роковую для нее годину.
Сегодня же мне хотелось поговорить о герое, чье имя, ставшее символом беспримерного мужества и самоотверженной любви к Родине, знакомо едва ли не каждому жителю бывшего Советского Союза, страны, за свободу и независимость которой она отдала свою юную жизнь. Речь идет о Зое Космодемьянской, которая ушла на фронт со школьной скамьи, совершила беспримерный подвиг и шагнула в бессмертие.
27 января 1942 года в двух главных советских газетах – в «Правде» и «Комсомольской Правде» вышли статьи о партизанке, казненной фашистами в деревне Петрищево. Они были опубликованы с фотографиями, изображавшими юную девушку с петлей на шее; у нее были густые темные волосы и очень красивое лицо, которое было искажено предсмертной гримасой. Очерки принадлежали перу Сергея Любимова и Петра Лидова. Последний случайно узнал о казне в Петрищеве, провел небольшое расследование, на основе которого и написал свой очерк «Таня», который тут же перепечатали сотни республиканских, областных, городских и военных газет; его передавали по радио, размножили отдельной листовкой. Однако настоящее имя юной героини оставалось неизвестным: она не была похожа ни на одну из Татьян, заброшенных в тыл врага. Лидов постоянно просматривал почту в надежде, что кто-то назовет заветное имя. Но ни в одном из многочисленных писем, потоком хлынувших в редакцию, он его не нашел.
Довольно скоро в Тимирязевский райком московского комсомола пришел парнишка, представившийся Шурой Космодемьянским. Он утверждал, что девушка, про которую пишут в газетах, – его сестра, но зовут ее Зоей, а не Таней. На другой день в редакцию «Космольской Правды» пришло сразу несколько ребят, сообщивших, что в очерке написано про их одноклассницу, Зою Космодемьянскую, которую также узнала ее учительница Вера Сергеевна Новоселова.
В Петрищево немедленно выехала специальная комиссия, которая официально подтвердила факт казни и имя казненной. 13 февраля в село приехала мама Зои, Любовь Тимофеевна. В своих воспоминаниях она писала: «Мы пошли к Зоиной могиле. Девочку уже вырыли, и я увидела ее… Она лежала, вытянув руки вдоль тела, запрокинув голову, с веревкой на шее. Лицо ее, совсем спокойное, было все избито, на щеке – темный след удара. Все тело исколото штыком, на груди – запекшаяся кровь. Я стояла на коленях подле нее и смотрела… Отвела прядь волос с ее чистого лба – и опять поразило меня спокойствие этого истерзанного, избитого лица. Я не могла оторваться от нее, не могла отвести глаз».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года Зое Анатольевне Космодемьянской было присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно. А спустя еще несколько дней в газете «Правда» был опубликован новый очерк Петра Лидова под названием «Кто была Таня», в котором было обнародовано настоящее имя погибшей партизанки.
Так о Зое Космодемьянской узнала вся страна, весь советский народ. Подвиг Зои воспламенил сердца миллионов бойцов. С ее именем на устах красноармейцы поднимались в атаку в снегах Подмосковья и бескрайних сталинградских степях, освобождали наши города и села и штурмовали Берлин. Словно это сама Зоя шла в бой и штурмовала вражеские позиции, пядь за пядью отвоевывая у гитлеровцев родную землю и приближая долгожданную Победу.
О Зое Космодемьянской и ее короткой, но яркой жизни вышли и продолжают выходить в свет многочисленные книги и статьи. Некоторые из них справедливо рассматривают ее подвиг как символ героизма и самоотверженности и борются с фальсификацией фактов ее жизни и гибели, а в каких-то работах, к сожалению, наоборот, эти факты сознательно искажаются, чтобы очернить светлый облик героини-партизанки.
Мне бы хотелось, в первую очередь, поразмышлять о Зое Космодемьянской как о легенде и мифе и постараться найти ответ на вопрос, почему история ее жизни и подвига спустя даже восемьдесят лет, что минули с тех пор, как смолкли последние залпы Великой Отечественной, не оставляет никого равнодушным.
Но для начала вспомним несколько эпизодов из биографии Зои, которые поведали нам ее мама в своих бесценных воспоминаниях, а также Владимир Успенский, автор одного из наиболее полных жизнеописаний Зои Космодемьянской.
Любовь Тимофеевна вспоминала, что одним из любимых писателей ее дочери был Аркадий Гайдар, о каждой книге которого они обстоятельно беседовали: «Мы говорили и о том, какая справедливая наша революция, и о том, как не похожа царская гимназия на нашу школу, и о том, что такое храбрость и дисциплина. У Гайдара эти слова наполнялись удивительно близким, осязаемым смыслом». Так Зоя впитывала в себя понятия о чести и достоинстве, мужестве и ответственности перед самим собой, своей страной, своим народом, проникалась высокими идеалами, получала представление о самых главных ценностях в жизни человека. Как-то, сидя, как всегда, рядышком с мамой и обсуждая новую книгу прославленного писателя, Зоя спросила у мамы, где живет Гайдар. Узнав, что в Москве, она сказала, что очень хотела бы увидеть его вживую. Однажды это произойдет: Зоя познакомится с ним в санатории «Сокольники», они будут вместе играть в снежки, строить снежные замки, много беседовать. Гайдар подарит ей свою новую книгу «Чук и Гек», на титульном листе которой напишет следующие слова: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и помнили, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». Так жил Гайдар. Так жила и Зоя.
Пройдет всего два года, и они оба будут настойчиво проситься на фронт, на самый передний край, чтобы в смертельной битве сойтись с заклятым врагом, вторгшимся на советскую землю и топтавшим родные луга и поля.
В своей книге «Повесть о Зое и Шуре» мама Зои Космодемьянской также пишет, как внимательно ее дети следили за судьбой челюскинцев, как безраздельно они, несмотря на свой юный возраст, были поглощены этой темой, как переживали о судьбе этих мужественных советских людей, с каким благоговением они произносили имя полярного летчика Василия Молокова, спасшего экипаж ледокола.
Довольно подробно Любовь Тимофеевна также остановилась на Зоином увлечении жизненным и творческим путем выдающегося революционера-демократа и замечательного писателя Николая Чернышевского, на долю которого выпало немало испытаний, но он достойно выдержал все удары судьбы и не изменил своим принципам и идеалам. Все началось с урока литературы, на котором учительница рассказала им о Чернышевском. Придя со школы домой, Зоя заявила: «Я хочу знать о нем все». Она неутомимо разыскивала материалы о Чернышевском, много размышляла над прочитанным, делилась своими находками с родными. Особенно Зою поразили следующие строки из дневника Николая Гавриловича: «Для торжества своих убеждений я нисколько не подорожу жизнью! – Для торжества свободы, равенства, братства и довольства, уничтожения нищеты и порока. Если бы только убежден был, что мои убеждения справедливы и восторжествуют они, даже не пожалею, что не увижу дня торжества и царства их, и сладко будет умереть, а не горько, если только буду в этом убежден». Как отметила мама Зои Космодемьянской, «его жизнь стала для нее высокой мерой поступков и мыслей».
Мы привели лишь несколько эпизодов из жизни Зои Космодемьянской, но и они, на наш взгляд, дают возможность составить довольно цельное представление о том, каким человеком была юная героиня, воспитанная на идеалах справедливости, равенства, любви к Родине, великодушия и благородства. Именно эти идеалы, которые Зоя впитала практически с молоком матери, во многом определят ее жизненный путь и приведут ее в ноябре 1941 года в подмосковный лес, в комсомольский отряд Бориса Крайнова, в который отбирали самых надежных.
Вскоре после начала войны Зоя придет в райком комсомола с единственной просьбой – отправить ее на фронт. Ей дадут не одну возможность хорошо взвесить свое решение, но она останется непреклонной в своем решении с оружием в руках встать на защиту Отчизны.
В последние дни ноября 1941 года, когда на фронте установилась неожиданная тишина, главной задачей нашей стороны было выяснить истинные намерения гитлеровцев. Помимо этого, разведчикам, диверсантам и партизанам поручили учинить пожары в тех населенных пунктах, где располагались фашисты. Такое задание получил и комсомольский отряд Бориса Крайнова, в котором состояла наша Зоя. Ей удалось уговорить командира взять ее с собой в деревню Петрищево, идти до которой было труднее всего, так как место было глухое и незнакомое.
В какой-то момент Зоя останется одна и решит, что должна довести начатое до конца и продолжить поджоги. Но в деревне, за углом конюшни, ее ждала засада…
Никого из своих товарищей Зоя не выдала.
Казнили Зою утром, 29-го января. На грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель» на двух языках. Когда палачи подняли Зою на ящики, она первым делом оглядела толпу. В ней она, как пишет Владимир Успенский, разглядела не только «ухмыляющиеся рожи солдат, но и суровые лица крестьян, плачущих женщин, охваченных ужасом детей». В последние мгновения своей жизни, держась рукой за веревку, Зоя обратилась не только к тем, кому было суждено стать свидетелями ее казни, а ко всему своему народу, вступившему в смертельную схватку фашизмом: «Не страшно умирать мне, товарищи! Это счастье – умереть за свой народ».
Книги Гайдара, судьба Чернышевского, сила духа и отвага замученной белогвардейцами Тани Соломахи, которая всегда была для Зои примером – все это нашло свое выражение в ее последних словах, в ее завещании, в ее наказе своим современникам и нам, потомкам. Она была уверена, что фашистам за нее отомстят, и она ни на йоту не ошиблась. Зимним февральским днем на третьем этаже Зоиной школы собрались ее одноклассники. Пришел и брат Зои, Шура Космодемьянский, который сильно повзрослел за последнее время и выглядел гораздо старше своих шестнадцати лет. Ребята решили отправиться на фронт, создать свой отряд и отомстить за свою сестру и подругу. Придет час, и они это сделают…
В апреле 1945 года, когда советские дивизии уже вели бои в столице нацистской Германии, в городе Берлине, в Восточной Пруссии героически погиб брат Зои Шура. 30 апреля Любовь Тимофеевна вылетела в Кенигсберг. У гроба сына она заметила молодого человека, лицо которого показалось ей очень знакомым. Это был Володя Титов, одноклассник ее дочери. Подойдя к ней, Володя негромко сказал: «Это вот экипаж моего танка. Мы идем дальше. И Зоя всегда с нами!»
Через несколько дней после казни Зои в подмосковном Петрищеве наши войска начали грандиозное наступление под Москвой, в результате которого удалось отбросить врага на 200–300 километров от столицы и освободить около 11 тысяч населенных пунктов. А впереди была еще целая война, советским людям было суждено еще не раз испытать и радость побед, и горечь поражений. Но наш народ с честью выдержал все нечеловеческие испытания, которые выпали на его долю, и прошел невероятный путь от Харьковской катастрофы до разгрома армии Паулюса под Сталинградом, от победоносной битвы на Орловско-Курской дуге до полного освобождения родной земли от фашистской нечисти и взятия логова врага, города Берлина. Путь, полный невероятных лишений и горьких потерь. Путь, сотканный из калейдоскопа страшных утрат и маленьких радостей.
И на этом пути рядом с каждым пехотинцем, поднимавшимся в атаку на укрепленные позиции противника, с каждым артиллеристом, бесперебойно ведшим огонь по фашистским танкам и вражеской пехоте, с каждым партизаном, пускавшем под откос немецкие эшелоны, с каждым советским человеком была Зоя, которая вселяла в них нерушимую веру в разгром фашистов, в тяжелые минуты не давала отчаяться и впасть в уныние, была их путеводной звездой, маятником, освещавшим им путь. Путь к Великой Победе.
Для нескольких поколений советских мальчишек и девчонок Зоя Космодемьянская оставалась символом беспримерного героизма, самопожертвования, готовности отдать Родине самое дорогое – свою жизнь. Однако в начале 1990-х годов на волне лютого антисоветизма и негативного отношения ко всему советскому появились работы, авторы которых хотели очернить образ Зои и бросить тень на ее личность. Тогда на защиту героини выступили только две газеты: «Правда» и «Советская Россия».
С тех пор неоднократно предпринимались попытки фальсификации ее подвига, обусловленные стремлением многих «писателей» и «публицистов» очернить все проявления героизма и патриотизма в нашем советском прошлом, в очередной раз измазать его черной краской. Однако при серьезном и беспристрастном анализе исторических документов, содержащих правду о жизни и подвиге Зои Космодемьянской, становится очевидно, что все эти жалкие попытки не выдерживают никакой критики.
После переворота в Киеве в 2014-м и, в особенности, после начала Россией специальной военной операции памятники Зое Космодемьянской и образ мужественной партизанки стали одной из целей фашиствующих молодчиков, объявивших войну всему русскому и советскому, всему, что испокон веков объединяет русский и украинский народы. Безумно больно смотреть, как в городах Украины оскверняют и демонтируют памятники Зое Космодемьянской, переименовывают улицы, школы и библиотеки, гордо носившие ее имя, глумятся над памятью о легендарной партизанке.
К сожалению, мы видим и в России сознательное искажение исторической правды, представляющее собой серьезную угрозу не только для сегодняшней молодежи, но и для будущих поколений. Так, например, в 2021 году на киноэкраны нашей страны вышел фильм «Зоя», рассматривать и анализировать который можно только в русле политики декоммунизации и десоветизации, проводимой в нашей стране с перестроечных лет. В этой картине мы не увидим ни героического советского народа, ни верности Зои своей горячо любимой Советской Родине, ни пути ее становления как личности (который мы вкратце осветили выше). Космодемьянская в этом фильме сражается и идет на смерть не за Советский Союз, не за свой народ, не за социалистический строй и народное счастье, а за брата Шурку, за трамвайчик, за булочку, и вообще за то, чтобы все было по-прежнему. В этом фильме нет настоящей Зои, все, что в нем есть, – это проекция буржуазных ценностей, которые разделяют создатели данного произведения и которые упорно навязывают нам все последние 30 лет.
Предатели и враги своего народа не просто разрушили Советский Союз и последовательно уничтожают его великое наследие, они стремятся заставить нас впасть в историческое беспамятство. С этой целью и осуществляется очернение подвигов героев Великой Отечественной войны и преподнесение их исключительно как плодов советской пропаганды. Наш прямой долг – не дать превратить себя в Иванов, не помнящих родства, и свято чтить память тех героев, которые отстояли свободу и независимость нашей Советской Родины. Тех, которые со школьных парт вставали в строй. Тех, которые положили свои жизни и здоровье на алтарь победы. Тех, которые остались навеки восемнадцатилетними.
Сегодня хочется обратиться и к юношам и девушкам, обдумывающим свое житье, и к убеленным сединам старцам с одной лишь просьбой, с одним лишь призывом: помните Зою!