Дефицит кадров в российской промышленности достиг исторического максимума. К таким выводам по итогам исследования пришел Институт экономической политики имени Гайдара. О недостатке рабочих заявило наибольшее число предприятий, начиная с 1996 года. И именно кадровый голод, как отмечают авторы исследования, сдерживает промышленный рост после того, как Россия начала военные действия на Украине. При этом с данным весьма любопытным, но неудивительным фактом ярко контрастирует официальная статистика, согласно которой безработица в России на сегодняшний день достигла исторического минимума.
Весьма примечательно, к слову, что недостаток кадров фиксирует именно Институт имени Гайдара. Хотелось бы добавить, что не только институту, но и кадровому голоду уже давно в пору присвоить имя Егора Тимуровича и его команды. Как, впрочем, и тысячам российских предприятий, не пережившим 90-е, тотальной и бездумной приватизации, массовому и целенаправленному уничтожению рабочего класса как такового, деквалификации большинства специалистов. Разве столь любимые и пропагандируемые Гайдаром либеральные реформы и рыночная экономика не виновны главным образом в сложившейся обстановке? Вопрос, как мне кажется, риторический.
Посудите сами, при всей отвратительности и неприемлемости процессов, происходящих в 90-е годы как таковых, даже их можно было реализовать более гуманно и с меньшим невосполнимым для общества уроном. Думаю, все хорошо помнят, как после распада СССР миллионы высококвалифицированных советских специалистов просто вынуждены были стать «мешочниками» – челноками и торговать импортным ширпотребом. За несколько лет эти люди, по сути, потеряли свою квалификацию и оказались попросту обреченными для современного рынка труда. А ведь сколько пользы их светлые головы могли до сих пор приносить стране!
Возьмем в качестве примера ту же Германию: там тоже периодически оказываются невостребованными те или иные категории специалистов, но, однако, их никто не вынуждает лишаться профессиональных навыков. Людям предлагается пройти обучение по программе «Umschulung» – особой форме профессиональной переподготовки, основной задачей которой является не углубить уже имеющиеся знания, а приобрести абсолютно новые навыки для предполагаемой профессиональной деятельности. При этом длиться обучение может до двух лет, а претендовать на него могут все те, кто оказался не востребован на рынке труда или долгое время «отсутствовал» в профессии из-за болезни или ухода за ребенком. И, самое главное, все расходы на обучение, составляющие порой не один десяток тысяч евро, перенимает Агентство занятости (Bundesagenturfür Arbeit). Разумный подход? Кажется, более чем. Уж по крайней мере разумный более, чем снос под основание гайдаровским бульдозером золотого фонда квалифицированных советских кадров, приведший к самой настоящей трагедии.
В продолжение заданной темы вспоминается также и одна из искрометных фраз светоча российской либеральной идеологии Д.А. Медведева, призвавшего в случае отсутствия работы просто брать и переезжать в другой город: «…И поэтому надо уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой. Очевидно, что кому-то, и это может быть довольно значительная часть населения, придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства. Но только в этом случае мы получим более современную экономическую модель». Действительно, вот так просто взять и переехать в другой регион людям, которым зачастую не хватает на проезд в общественном транспорте в своем городе. И очень хотелось бы у Дмитрия Анатольевича поинтересоваться: о какой такой более современной экономической модели шла речь в его фразе? С момента ее произнесения прошло вот уже 10 лет: сам экс-премьер резко сменил риторику на авторитарную, даже Иосифа Виссарионовича добрым словом вспоминать начал, да вот только никакой новой модели как не было, так и нет. Напротив, усугубляются старые проблемы: отсутствие работы в регионах действительно привело к тотальной миграции. Рушатся веками сложившиеся трудовые коллективы, пустеют гремящие некогда на всю страну города, люди, уехавшие от родных и близких, вынуждены буквально хвататься за любую работу, лишь бы выжить. Вот, пожалуй, одна из главных составляющих «более современной» модели.
Вместе с тем, безусловно, колоссальную роль сыграла также и активная депопуляризация заводских профессий, производства как такового. У нас, к великому сожалению, вырастает целое поколение, воспитанное едва ли не с презрением к рабочему, человеку труда. Молодежь, в большинстве своем, грезит нынче белыми воротничками, офисом, валютным и фондовым рынком, заграницей, легкими деньгами. К слову, немалая часть квалифицированных специалистов за эту самую границу благополучно и уехала. Во многом не от хорошей жизни. А часть оставшихся при этом ударились в алкоголизм и наркоманию – людей, по сути, толкнули в психологическую деградацию. В целом же данная тенденция – прямой результат целенаправленной государственной политики по уничтожению и разобщению рабочего класса, тотальной деквалификации страны. Очевидно, что именно плоды такой политики мы сегодня и пожинаем.
Но очевидно также и другое: ныне живущим россиянам просто необходимо сегодня принимать кардинальные меры и выправлять ситуацию. Свое видение вопроса для нашей редакции высказали как действующие производственники, так и ветераны, и даже Герои Труда, преподаватели профтехучилищ.
Александр Д., главный инженер одного из предприятий Ижорской промышленной площадки:
– Я не просто подтверждаю нехватку кадров, а просто кричу об этом, дорогая редакция. И речь идет, прежде всего, о рабочих специальностях. Вот в нынешних реалиях найти хорошего, квалифицированного сварщика – это же целая история. Их попросту нет на таких популярных платформах объявлений, как HeadHunter и SuperJob. С работы таких специалистов тоже не увольняют: даже если он захочет уйти, то быстрее повысят зарплату, чем отпустят. В чем причины? Мне, если честно, сказать сложно. Но когда начинал свой трудовой путь еще в СССР, отношение к человеку труда было совершенно иным. Что говорить: рабочие были настоящими хозяевами страны и заводов. Да и профтехобразование оптимизировали настолько, что сегодня оно просто не поспевает за потребностями производства. Условия труда тоже колоссальную роль играют: на нашем предприятии за ними пристально следят, но ведь так далеко не везде. Во многих фирмах человека рассматривают сугубо как источник дохода и выжимают из него все соки. Все это в совокупности и создает кадровый дефицит.
Е.Б. Сафронкин, начальник отдела кадров одного из крупнейших предприятий Ленинграда «Северная заря» в 1982–1991 гг., ветеран Комсомола:
– Причину нехватки кадров на производстве сегодня надо рассматривать комплексно. Я бы этот вопрос разбил на несколько составляющих. Во-первых, тут ведь есть и чистая математика: всем известно, насколько за 30 лет снизилась рождаемость и численность населения в стране. А ведь это сейчас и есть люди трудоспособного возраста! Во-вторых, все эти 30 лет молодежи вбивали в голову, что жизнь создана для отдыха, а не для труда. Красивые дома, виллы, беззаботная жизнь по телевизору: буквально насаждался культ денег, которые, правда, никто не говорил, где и как взять. Результат не заставил себя долго ждать – резкий рост преступности, бандитизма, алкоголизма и наркомании в совокупности со снижением престижности рабочих специальностей. И когда сегодня докладывают о рекордно низкой безработице, то у меня сразу возникает вопрос: а самозанятых граждан, которых сегодня великое множество, они к какой категории относят? К работающим, конечно, хотя на деле это самые настоящие безработные без уверенности в завтрашнем дне. Вот вам и вся статистика.
В-третьих, это всякое отсутствие у нынешней власти системы планирования. Знаете, бывали ведь периоды, когда рабочих не хватало и в СССР. Но с ними справлялись грамотно и последовательно. Существовало долгосрочное планирование: чтобы построить завод, вся система заранее готовила для этого завода рабочих и инженеров. Сегодня целеполагания, планирования нет совсем: вроде что-то и строят, но совершенно не понимают, кто и каким образом на этих предприятиях будет работать. Во главе угла стоит одно – сделать и продать по законам рынка. А ведь рынок штука такая: его из стороны в сторону бросает, и не то, что на 5 лет, на месяц сложно предсказать, кто и в каком количестве должен быть подготовлен. Разве это дело? Квалифицированный рабочий должен учиться минимум 2–3 года.
В-четвертых, отметил бы и то, как разрослась у нас сфера услуг. Куча официантов, парикмахеров, барберов. Я с уважением к этим профессиям отношусь, но разве заставишь этих ребят стоять у станка от звонка до звонка за сомнительную зарплату? Сомневаюсь. За 30 лет толком так и не состоялось ни модернизации, ни перевооружения производства, что привело к колоссальному падению его привлекательности для молодежи.
В-пятых, конечно, есть проблемы и в самом профтехобразовании. Вроде материально-техническую базу сегодня и стараются поддерживать на должном уровне, но количество учебных заведений продолжает сокращаться. Если в СССР количество ПТУ в Ленинграде переваливало за сотню, то сейчас их осталось только 37. При этом лишь за последние два года было закрыто 8 учебных заведений. Что и говорить – безрадостная тенденция. Кроме того, средние учебные заведения не только закрывают, но и укрупняют, уничтожая, по сути, уникальные специальности, как, например, это случилось с издательско-полиграфическим техникумом. Все это так называемая «оптимизация», которая уже довела до ручки систему здравоохранения, а сегодня хоронит остатки советской школы. И можно было бы еще хоть как-то с укрупнением учреждений смириться, если бы зарплаты у педагогов росли. Но ведь нет! Руководитель физвоспитания в Питере сегодня получает не более 40 000 руб., а обычный педагог-воспитатель и вовсе 30 000 руб. Не разгуляешься!
Помимо всего прочего, мы потеряли еще и преемственность на производстве. Могу рассказать, как она была устроена на предприятии, где я трудился начальником кадровой службы, а потом и замом генерального директора по данном направлению. Можете себе представить: у нас было 4 ступени резерва на производстве! На каждую руководящую должность был ближайший резерв и еще 3 перспективных. На каждую, абсолютно на каждую должность, вплоть до мастера. Ребята росли годами, набирались опыта и становились в конечном счет начальниками подразделений, цехов, руководителями предприятий. Рабочие не были предоставлены сами себе – это был целенаправленный рост. Для каждого резервиста была разработана своя программа, подготовлены стажировки, замещения вышестоящих должностей на период отпусков и больничных. При этом каждая ошибка подстраховывалась опытным коллективом – неправильных решений попросту не давали принять. Когда резервист выполнял обязанности руководителя, то оценка его работе давалась на научно-производственном совете, где решали, как и по какой программе в дальнейшем развивать человека. Таким образом, человек постоянно рос!
На мой взгляд, чтобы ситуацию изменить, необходимо коренное изменение, прежде всего, всей государственной системы. В СССР было все для качественного рывка вперед: мы в 80-е годы в Ленинграде уже готовились перейти на цифровое телевидение, в 1981 г. мне первый советский жидкокристаллический телевизор показывали, а на нашем предприятии уже тогда были введены магнитные карты, по которым шел не только учет рабочего времени, но можно было расплачиваться, например, в заводской столовой. Еще раз повторюсь – это всё восьмидесятые годы! Распад СССР отбросил нас на десятилетия назад, и сейчас настало самое время исправлять ошибки! Без возрождения советской власти таких масштабных проблем совершенно точно не решить.
Т.М. Захарова, Герой Социалистического Труда, передовик производства, депутат Верховного Совета СССР в 1980–1990 гг.:
– Честно говоря, для меня нет ничего удивительного в том, что вопрос дефицита кадров сегодня стоит настолько остро. Мало того, что резко сократилось количество средних специальных учебных заведений, так еще и уровень подготовки, как минимум, не стал выше. В наше время ПТУ воспитывали человека не только профессионально, но и идеологически. Там закладывали самый настоящий фундамент авторитета рабочего человека, без которого ничего невозможно в этом мире. Какими бы ни были сложными научные открытия, но без золотых рабочих рук ничего в космос не полетит, по морю не пойдет и по земле не поедет. При этом советская школа готовила именно всесторонне развитого рабочего человека, воспитанного и грамотного.
Чего не хватает сегодня, так это чувства гордости у человека труда за то, что он рабочий. Гордость эту попросту растоптали и уничтожили в 90-е годы, а сегодня не сильно спешат возрождать. Помню, как я и в СССР, и за границей с гордостью говорила, что представляю рабочий класс своей страны! Приведу вам буквально пару эпизодов из своей жизни.
Про один из них мне рассказал первый капитан атомного ледокола «Россия». В один из походов к Северному полюсу атомоход попал в сильнейший ледяной покров – толщина льда была такой, что даже капитану сперва было не по себе: а выдержит ли металл? И вот в один из самых критических моментов он вспоминает, что корпусными работами занимался слесарь Василий Смирнов. И тут, хотите верьте – хотите нет, но как от сердца отлегло: все, что сделано руками этого рабочего человека, – всё выдержит, любой лед. Экспедиция тогда успешно выполнила все задачи и вернулась в Мурманск.
Или вот еще. В мою передовую бригаду на перевоспитание отправили молодого рабочего Сергея, у которого были серьезные проблемы с дисциплиной. Попав в наш коллектив, парень действительно подтянулся. Но запомнилось больше всего другое! Однажды я его встретила смертельно уставшим после ночной смены – человек спешно собирался домой отдыхать. И что вы думаете? Возвращается через полтора часа, чтобы с гордостью, с восхищением, с блеском в глазах сказать, что салон электрички, в которой он поехал с завода, обшит пластиком, сделанным его собственными руками! Он чувствовал себя творцом, причастным к большому общему делу, как чувствовали себя и другие миллионы рабочих людей в советское время. Разве есть что-то подобное сейчас? И в транспорте, и в легкой, и в тяжелой промышленности пользуемся либо остатками советской роскоши, либо дешевым импортом…
Вспоминаю я и выступление в далеком 1971 г. молодого и тогда еще малоизвестного врача Г.А. Илизарова. С высокой трибуны он самоотверженно обосновывал то, что по его ортопедической методике нужно обязательно построить институт. У врача была серьезная команда единомышленников и соратников в Кургане, но ему настойчиво предлагали переехать на более высокую должность в Москву и продолжить разработки там. Гавриил Абрамович стоял на своем – институт надо строить в Кургане. В перерыве конференции, в буфете, к нему подходят десятки людей и спрашивают, почему же он так уперся. Ведь, как минимум, это карьерный рост и большие перспективы! Ответ меня тогда поразил и запомнился на всю жизнь: «Товарищи, вы меня с кем-то перепутали. Неужели я пришел в этот мир человеком не творцом, как ему подобает, а фабрикой, перерабатывающей пищу?» В итоге в Кургане был построен научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии, до сих пор являющийся одним из лучших в стране.
Одним словом, сегодня нужно не только менять экономический подход, восстанавливать систему профтехобразования, но и возрождать рабочую гордость! Без этого ничего с мертвой точки не сдвинется.
В.В. Беляков, почетный работник Ижорского завода, член Бюро горкома КПРФ:
– Могу сказать, что, в отличие от сегодняшнего дня, в советское время молодежи действительно доверяли. И на своем личном примере с уверенностью могу сказать, что это не пустые слова! Всего за 6 лет на легендарном Ижорском заводе я прошел путь от слесаря механосборочных работ 2-го разряда до слесаря 5-го разряда, а затем мастера, старшего мастера-начальника инструментального участка. При этом руководство не боялось направлять на самые проблемные участки работы! И это далеко не уникальная история – рабочему человек тогда все двери были открыты. И воспитывали молодежь не только старшие товарищи: колоссальную роль в становлении личности рабочего человека играли и комсомол, и партия, и профсоюзная организация. Причем воспитание начиналось со школьной скамьи, а потом проходило огранку в тех же ПТУ.
Сейчас же ничего этого нет! Рабочий человек не только никем не защищен на производстве, но и, по сути, предоставлен сам себе. Система профтехобразования тоже, мягко сказать, переживает не лучшие времена. Но самое главное, это, конечно, экономическая составляющая и частная собственность на средства производства. Именно дикий капитализм, прежде всего, виновен в том, что сегодня происходит в нашей промышленности. Без кардинальной смены курса, на которой сегодня настаивает КПРФ, без перехода к плановой социалистической экономики и принципиально иного государственного подхода к воспитанию молодежи мы будем только все глубже скатываться в пропасть.
Каким будет будущее нашей страны, решать сегодня тем молодым кадрам, дефицит которых резко ощутили российские промышленники. И как бы ни старались последователи гайдаров, чубайсов и иже с ними, все больше молодых людей видят спасение именно в марксистско-ленинских идеях, левом повороте и советской власти. Пожалуй, это лучшее решение и дефицита кадров, и проблем профтехобразования, и проблемы уважения к человеку труда.
Егор МИХАЙЛОВ,
ижорец