«Тогда лишь становится город героем,
когда стал героем солдат».
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь –
Город русских моряков.
Здесь на бой святой и правый
Шли за Родину свою
И твою былую славу
Мы умножили в бою.
Скинув черные бушлаты,
Черноморцы в дни войны
Здесь на танки шли с гранатой,
Шли на смерть твои сыны
Эта песня звучала на наших устах после Победы над фашистской Германией.
Отметая и пороча нашу общую с украинским народом историю, отреклись от своих славянских корней, нынешняя бандеровская власть не устает расточать угрозы о возвращении Крыма и Севастополя, обильно политых русской кровью за несколько веков истории в героической битве с врагом, не желающим уступать нам владение черноморским берегом. Укронацистские правители, действуя в одной связке с западными глобалистами, наследниками расизма и фашизма, направляют свои снаряды на Крымский мост и крымскую землю вкупе с городом русской славы Севастополем.
Они хотят вернуть себе руины?
Но наши воины, проявляя чудеса отваги и мужества, героически отстаивают не только Русский мир, но и защищают наш Крым и нашу историю, не давая взорвать их.
Есть на земле места, где история тесно сплетает века и события. Одно из них – Севастополь и его Малахов курган.
«Город на скалах, он сам стоял в двух оборонах как скала», – писал Л. Соболев.
В переводе с греческого его имя значит «достойный поклонения». Основан он был более двух столетий назад и всей своей историей с честью оправдал себя, участвуя в первой героической обороне в 1854–1855 гг. Мужеству русских воинов в защите города дивились даже враги.
О первой обороне Севастополя, которая длилась 349 дней в схватке с французами, ярко рассказал всему миру 26-летний подпоручик артиллерии Лев Толстой, прикрывавший со своей батареей отход защитников на северную сторону. Он писал об 11 месяцах, кипевших необыкновенной энергией воинов в отражении вдвое сильнейшего врага. И столько же месяцев каждодневно видевших смерть своих товарищей, но не сдающихся, а своей борьбой возбуждающих страх и ненависть врага и, наконец, его восхищение железной волей русских людей.
Та же несгибаемая воля при защите Севастополя была проявлена и в годы революционных событий (1905–1917 гг.), и как эстафета подвига при геройской защите его в годы Великой Отечественной войны.
Возрожденный после гражданской войны Черноморский флот представлял собой мощную боевую силу. Неслучайно поэтому Севастополь оказался в числе городов, на которые фашисты обрушили свой первый удар 22 июня 1941 г.
Оценивая выучку и высокую боевую готовность моряков, маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что Черноморский флот во главе с адмиралом Ф.С. Октябрьским был одним их первых наших объединений, организованно встретивших вражеское нападение.
30 октября 1941 г. Севастопольский городской комитет обратился к воинам гарнизона и трудящимся:
«…Храбрые и отважные моряки, ни шагу назад! Так же, как били врага под Одессой, под Ленинградом и Москвой, бейте поганую фашистскую сволочь, громите озверелые гитлеровские орды!.. Помните: за вами вся страна, весь советский народ!..»
Если потребуется, с новой силой повторим подвиг героев обороны города в 1854–1855 гг. В этой борьбе вновь проявил себя Малахов курган. 30 сентября 1941 г. на мине подорвался эскадренный миноносец «Совершенный». Было решено снять с него орудия и установить их на суше. Это сделала за сутки бригада рабочих артиллерийского ремонтного завода, не только проявив умение и находчивость, но и выдержав испытание волей. Из моряков эсминца сформировался актив батареи во главе с лейтенантом Алексеем Павловичем Матюхиным, комиссаром-политруком Владимиром Алексеевичем Моисеевым.
У памятника адмиралу Корнилову матюхинцы дали клятву сражаться так, как их героические предки в дни первой обороны Севастополя.
На священной земле Малахова кургана все напоминало о боях прошлого столетия. Как наказ воспринимали воины слова, начертанные на памятнике адмиралу:
«Отстаивайте же Севастополь!»
О батарее на Малаховом кургане писали фронтовые газеты – о тех, чьи имена стали близки и дороги севастопольцам. Это Алексей Матюхин, Владимир Моисеев, Константин Гриднев и Иван Голоснов, Сафрон Слободякин и Василий Гребенюк, Фрося Падачкина.
Последняя была одной из самых молодых бойцов, комсомолкой. Ее называли «Фросей Севастопольской». До войны девушка работала электриком в цехе Морского завода. Участвуя в ремонте «Совершенного», она подружилась с его командой и вместе с артиллеристами добровольно пришла на позиции Малахова кургана. Ей до него было дело: помогала электрикам, стирала белье, доставала воду. А когда для батареи наступили горячие дни, Фрося лечила и перевязывала раненых, для каждого находя ласковые, теплые слова. Отважная девушка погибла на Малаховом кургане в конце июня 1942 г.
В этом же месяце пал смертью храбрых и ее соратник младший лейтенант Александр Матвеевич Кимстач, командир корректировочного поста батареи. Войну он встретил в Ленинграде студентом первого курса Медицинского института и вскоре стал защитником Севастополя вместе со своими боевыми товарищами радистами Василием Чуйко, Николаем Акуловым, Иваном Вахрушевым и Борисом Хрущевым.
Севастопольцы чувствовали постоянную поддержку страны. Несмотря на огромные трудности, в город доставлялись техника, оружие, боеприпасы, медикаменты.
В осажденный Севастополь приезжали писатели, поэты, артисты, корреспонденты газет и радио.
С риском для жизни готовились и радиопередачи «Говорит Малахов курган». Записи шли под артиллерийскую канонаду. Погибли инженер звукозаписи Н.С. Розенберг и несколько краснофлотцев. Командир орудия Николай Полозков потерял руку, В. Синявский был ранен в глаз. Но передачи не прекращались. Душой бригады были требовательный и заботливый А. Матюхин, общительный и порывистый В. Моисеев.
Смертельно раненый город отбивался из последних сил. В эти тяжелые июньские дни 1942 г. известный писатель Евгений Петров писал о том, что в XIX веке, во времена первой обороны Севастополя, каждый месяц ее был приравнен к году.
Теперь к году должен быть приравнен каждый день. Сила и густота огня, который обрушился на город врагом, превосходила все, что знала до сих пор военная история…
«…Города почти нет…. Но есть другой главный Севастополь, город адмирала Нахимова и матроса Кошки, хирурга Пирогова и матросской дочери Даши. Сейчас это город моряков и красноармейцев, из которых просто невозможно кого-нибудь выделить, поскольку все они герои».
Среди оборонявшихся не было растерянности, действовали четко и организованно. И когда фашистские танки показались правее кургана, где держала оборону небольшая группа моряков и красноармейцы 2-го Перекопского полка, навстречу им с несколькими бойцами пополз майор Моздалевский. Связкой гранат он уничтожил вражескую машину, а вскоре загорелась и вторая.
Атака врага захлебнулась. Фашисты попытались обойти курган с северо-востока. Лейтенант-комсомолец Григорий Мамонов поднял в штыковую атаку остатки своей роты. И гитлеровцы отступили.
В этом отчаянном бою отважный комсомолец был смертельно ранен. В музее Черноморского флота хранились его письма брату перед последним боем:
«За советский флот и Советское государство, если придется умереть, то я на это готов, и сердце нашего флота – Севастополь мы, моряки, никогда не отдадим, какая бы обстановка ни складывалась».
И бились, и стояли насмерть, защищая город, как и сегодня, наши доблестные воины в сражении с укронацистами. Среди бойцов была и санинструктор 79-й бригады морской пехоты комсомолка Женя Дерюгина. Участница последнего боя за Малахов курган, она едва успевала перевязывать своих товарищей. Студентка Севастопольского судостроительного техникума, Женя добровольно ушла на фронт. Обороняла Одессу, затем Севастополь. В мае 1944 г. погибла при его освобождении.
Ее образ запечатлен на живописном полотне диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».
А сколько родных могил осталось на Малаховом кургане!
…Временно оставляя Севастополь, советские войска поклялись вернуться и освободить город русской славы. И клятву свою они сдержали.
В апреле 1944 г., очистив от врага основную территорию Крыма, вышли к Севастополю. Операцию по его освобождению осуществляли закаленные в боях войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ф.И. Толбухина и моряки Черноморского флота во главе с адмиралом Ф.С. Октябрьским.
Весь мир восхищался подвигом защитников Крыма и Севастополя.
А какая прекрасная песня родилась об этих героях, которую пела вся страна – и не одна:
Друзья-моряки подобрали героя,
Кипела волна штормовая.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал, умирая:
Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес.
Затем, чтоб вдали от Крымской земли
О нем мы забыть не могли.
Кто камень возьмет,
Тот пускай поклянется,
Что с честью носить его будет.
Он первым в любимую бухту вернется
И клятвы своей не забудет!
Тот камень заветный
И ночью и днем
Матросское сердце сжигает огнем.
Пусть свято хранит
Мой камень-гранит,
Он русскою кровью омыт».
…Отцовское знамя шумит над тобою,
Под ним шел в атаку твой брат.
Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат».
250 дней эти герои сдерживали у стен черноморской крепости одиннадцатую армию вермахта. На подступах к городу враг потерял около 300 тыс. солдат и офицеров.
Героическая оборона Севастополя отвлекла большие силы врага с Харьковского направления, сорвала весеннее наступление фашистов на Кавказ и к Волге.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Севастополя». 54 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.
7 мая 1944 г. войска Приморской армии во главе с генерал-лейтенантом К.С. Мельником и 51-й армии под руководством Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Я.Г. Крейзера перешли в наступление на главном направлении.
Особенно упорно бои развернулись за Сапун-гору, ключевую позицию противника. Здесь наступала 77-я стрелковая дивизия полковника А.П. Родионова и 32-я Гвардейская полковника Н.К. Закуренкова.
12 мая 1944 г. советские войска окончательно разгромили остатки фашистов в районе мыса Херсонес. Крым был полностью освобожден.
250 дней потребовалось врагу, чтобы войти в Севастополь. Бои за освобождение города продолжались всего 25 дней. Но нелегкой ценой далась победа. Десятки скромных обелисков, увенчанных красной звездой, поднялись бессмертными памятниками на высотках Горной и Безымянной, Сапун-горе, на Северной стороне и Крепостном шоссе – неподалеку от мыса Херсонес.
А в самом городе первым памятником воинам-освободителям стал памятник летчикам на Малаховом кургане. На его вершине со ступенчатой скалы как будто взлетает на запад Як-3. Построен он воинами капитана В.П. Королева 3–12 июля 1944 г. с надписью:
«Пройдут века, но никогда не померкнет слава героев-летчиков, павших за освобождение Крыма».
В севастопольском небе господствовали летчики 8-й воздушной армии под командованием Т.Т. Хрюкова, летчики Черноморского флота во главе с генерал-лейтенантом В.В. Ермаченковым и авиация дальнего действия командира – маршала авиации А.Е. Голованова.
Бомбовые удары по врагу наносили летчицы прославленной 46-й гвардейской Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова III степени авиаполка ночных бомбардировщиков под руководством командира майора Е.Д. Бершанской.
9 мая над Севастополем взвились алые стяги Победы, а на следующий день Москва салютовала героям из 324 орудий.
Писатель Леонид Леонов, который вошел в Севастополь с советскими воинами, сказал:
«В благородном молчании лежит передо мной великий город Черноморского флота, уничтоженный немцами, но не сдавшийся. Я смотрю на его руины и думаю о том, что дивная слава Севастополя будет вечно жить в сердцах людей. Город на скале – он сам стоял в двух оборонах как скала. Город у моря – он сам несет в себе душу моря, бессмертную, гордую и отважную. Город южного солнца – он сам сияет в веках ослепительным блеском воинской доблести.
И вот что осталось от него: скалы, море да солнце. Да бессмертная слава, которая возродит эту груду камней».
И возродила. Советскими людьми город был отстроен заново. Из пепла возродился в город русской славы!
За бессмертную славу этого города, Крымскую землю, русскую, советскую цивилизацию и русский мир и воюют сегодня с неофашистами наши героические воины, воодушевленные подвигами отцов и дедов и наших отважных исторических предков. И в том, что они победят, есть уверенность, потому что их ряды множатся нашими добровольцами, среди которых был и замечательный боец – секретарь Севастопольского горкома комсомола Александр Черемёнов, воевавший с апреля 2022 г. в составе 810-й бригады морской пехоты.
Его подвиг, о котором не раз писала газета, сродни подвигам его исторических земляков. Истекая кровью от ранения на поле боя, Александр прикрыл своих товарищей и сам погиб. Награжден посмертно высокой наградой Ленинского комсомола «Комсомольская доблесть».
Ряды героев растут на войне.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино,
Московская обл.