*Левада-центр. Опрос
В августе 2023 года россияне стали чаще прогнозировать ускорение роста цен. Вслед за летним ускорением инфляции в августе 2023 года заметно усилились и инфляционные ожидания россиян. Резко снизилась доля опрошенных, которые ждут замедления роста цен (с 20% в марте до 8% в августе) и заметно выросла доля россиян, ожидающих его сохранения или ускорения (по сравнению с мартом – на 8 и 10 процентных пунктов соответственно).
Среди малообеспеченных респондентов (с ежемесячным семейным доходом до 30 тыс. руб.) примерно треть респондентов вынуждена отказываться от приобретения необходимых продуктов питания (36%) и почти две трети не могут позволить себе необходимые крупные покупки для дома (59%). Обращает на себя динамика: за прошедшие пять месяцев наименее обеспеченные россияне стали чаще отмечать, что им не приходилось отказываться от покупки всех предложенных товарных категорий. Это следствие того, что часть респондентов этой группы уже привыкла к текущему уровню потребления.
Исходя из этого можно сделать вывод об особенностях адаптационных механизмов: они затрагивают в первую очередь наименее обеспеченные слои населения. Понижающая адаптация как инструмент приспособления к ухудшающимся условиям, не обязательно только экономическим, выразилась в резком росте доли россиян, считающих, что «жить трудно, но можно терпеть» (с 36% в августе 2021 года до 45% в мае 2022 года). Опрос, проведенный в августе 2023 года, зафиксировал относительное преобладание этой точки зрения в обществе.
Другая стратегия, получившая заметное распространение, указывает на неприятие текущего статуса, при этом сигнализируя о невозможности самостоятельно справиться с ситуацией – «терпеть наше бедственное положение уже невозможно». В августе 2023 года так считали 29% опрошенных россиян (рост на 19 п.п.). Здесь стоит подчеркнуть, что для многих респондентов участие в опросах общественного мнения – это способ обратной связи, с которым участники опросов связывают надежду на то, что их бедственное положение будет замечено.
В то же время среди респондентов с низкими материальными возможностями существенно (и неожиданно) увеличилось число тех, кто полагает, что «все в полном порядке». Характерно, что прирост в этой группе наблюдается в большей мере за счет старших поколений (старше 40 лет). Вероятно, они легче молодежи адаптировались к изменившемуся образу жизни.
Во всех слоях общества укрепилось представление о чрезвычайности ситуации, к которой люди не хотят привыкать («терпеть наше положение невозможно»). В большей мере эта тенденция характерна для наиболее бедной его части. В нижней потребительской группе заметно снизилась доля тех, кто находится в активной фазе понижающей адаптации («жить трудно, но можно терпеть»), а в более обеспеченных слоях, напротив, этот механизм получил большее распространение, говоря о продолжающемся снижении качества жизни.
Опрос проведен 24–30 августа в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ.
*Признан иноагентом РФ