Российские фермеры бьют тревогу, резкий рост цен на дизельное топливо уже привел к срыву уборочной и посевной кампаний.
Из-за проблем с поставками дизельного топлива и ценами на него часть фермерских хозяйств в Свердловской области планирует отказаться от вспахивания полей после окончания уборочных работ. В следующем году это может грозить неурожаем, рассказал URA.RU Сергей Пыжьянов, председатель СПК «Семья» в Талицком районе: «Дошли до смешного, с чего начинали в 2009–2010 годах – отправляем «ГАЗельку» через день на заправку «Газпрома», покупаем солярку по тонне, этого хватает на два дня. А раньше нам звонили, предлагали дизельное топливо в больших объемах, в рассрочку. Сегодня даже при наличии денег его не купить. Соседям, которые проплатили поставки заранее, вернули деньги, потому что дизтоплива на рынке нет. Уже месяц такая ситуация. Уборочную [кампанию] мы ведем. Ругаемся, в долги лезем, но убираем. Единственное, что пахать поля не будем, потому что нет денег на соляру по таким ценам».
Невспаханные поля могут грозить неурожаем в следующем году. На земле появятся сорняки, в самой почве смогут прогрессировать болезни.
И подобная картина по всей стране. Аграрное сообщество с тревогой констатирует стремительный рост цен на дизельное топливо, необходимое для проведения полевых работ. За последние три месяца его стоимость для фермеров выросла вдвое и достигла 79–103 тысяч рублей за тонну. При этом на заправочных станциях дизель продается по 64 рубля за литр, но из-за лимитов фермеры не могут заправляться там в нужных объемах. По словам главы ассоциации фермеров Ставрополья Сергея Колесникова, такого резкого скачка цен не было никогда.
Такие высокие цены на горючее грозят срывом уборочной кампании и осеннего сева, предупреждают аграрии. Отсутствие дизтоплива уже наблюдается на Кубани. Фермеры требуют от властей срочно обеспечить их топливом по льготным ценам или ограничить экспорт нефтепродуктов, чтобы избежать коллапса отрасли.
«Уборочная и посевная кампании в России оказались под угрозой срыва из-за резкого подорожания дизельного топлива, – заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. – Двукратный рост цен на горючее ставит многие предприятия на грань банкротства. Цена на дизель всегда растет, когда аграрии повышают на него спрос, но в этом году это нечто умопомрачительное – 80–100% составил рост. <…> У нас просто нет денег. По прежним контрактам, которые заключались, ничего получить невозможно. По ценам за 100 тысяч за тонну – пожалуйста, можно прийти и купить. Есть где взять. А те цены, которые были, они и так были достаточно высокими, под 60 тысяч и выше за тонну – по ним уже купить ничего невозможно, хотя обязательства, и деньги проплачены. Но уже не получить…»
По его словам, в условиях, когда Банк России поднял ключевую ставку, в бюджете оказалась не заложена компенсация сельхозпроизводителям по повышенной ключевой ставке. Как уточнил глава РЗС, если в сезоне 2021–2022 годов аграрии смогли накопить некий «жирок», то уже в сезоне 2022–2023 годов он «испарился». По его словам, в этом году сбор урожая будет доведен до конца, однако засеивать территории на следующий год придется на оставшиеся деньги.
Ситуация на сельскохозяйственном, особенно зерновом рынке страны, – катастрофическая. Урожай в этом году – второй, а может быть, и первый за всю историю России, а убирать не на чем – солярка и бензин подорожали настолько, что фермеры уже сейчас планируют сокращать производство. Ситуация с топливом на юге России становится все более запутанной. Даже министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев предупреждает, что солярки в зерновых районах страны нет, о чем писала «Советская Россия».
Ситуация, и правда, катастрофическая, сеять озимые тоже без тракторов и сеялок не получится.
У Василия Лопатина фермерское хозяйство в Изобильном Ставропольского края. Хозяйство, по меркам российского агропрома, маленькое – 100 га своей земли и еще 40 га арендованной. Василий Дмитриевич сеет, как и все в Ставропольском крае, зерновые, подсолнечник, кукурузу:
– Топливо есть, просто оно подорожало сильно. В два раза. Сами не знаем, как справляться.
Фермеры говорят, что сейчас цены поднялись на все – на топливо, удобрения, транспорт, семена. Крайними в этой цепочке стали крестьяне, потому что правительство ввело вывозные пошлины на зерно. И картина такая: нефтяники могут припрятывать топливо и торговать им с заграницей в ущерб российским сельхозпроизводителям, но аграрии должны обеспечивать производственную безопасности страны – разумеется, за свой счет. Беда. Но Василий Лопатин знает, кто в этом виноват…
– …Мы своих работников пока не увольняем. Держимся. Пока держимся на тех запасах, которые были до этого. Что дальше будет – не знаю. Надеемся, что, может, цена вырастет на зерно; может, какие-то субсидии серьезные дадут. Об этом в правительстве никто не думает, как, впрочем, и о снижении экспортных пошлин.
Нефтяники кивают на логистику. Начальник аналитического отдела РИКОМ ТРАСТ Олег Абелев в интервью для «Радио.ФМ» рассказал, что топливо есть, но его не могут довести до потребителя:
– Само топливо в избытке, но не хватает инфраструктуры, чтобы его туда довезти. Были достаточно длительное время перебои с железнодорожной логистикой. Ряд железнодорожных магистралей были просто загружены вагонами, которые доставляли товары из восточных регионов в западные регионы страны. Перенаправить большое количество порожних вагонов сразу невозможно. К тому же их недостаточное количество.
При чем здесь логистика? – возмущается Аркадий Злочевский:
– С экономикой основная проблема связана! При чем тут логистика? Логистика была налажена, все было в порядке. Никакой нехватки не ощущалось до тех пор, пока не начались ценовые скачки. С ними и начались проблемы.
– Как можно брать кредиты, когда не знаешь, что завтра будет? Сейчас заложишь технику, останется ситуация, и технику заберут, арестуют. Вообще останешься без техники. Проблема не в том. Кредиты-то дают банки. Ну что такое банки? Та же торговля. Магазины. Торгуют резаной бумагой. Они сами навязывают. Но мы боимся их брать, – говорит Василий Лопатин.
Аренда повышается, зарплаты тоже растут. Василий Дмитриевич платит работникам 50 тысяч, а они говорят – мало, теперь зарплата уже под 100 тысяч. И какой выход?
– Будем меньше удобрений вносить, сокращать. Как-то технологию изменять, потому что, предположим, такая ситуация: надо два раза закультивировать, будем одним разом управляться. Будем урезаться. Понятно, что при такой ситуации будем и меньше урожая получать, а что остается?
Выход есть, сообщил Аркадий Злочевский в интервью радио «Бизнес.ФМ». Но для этого правительство должно вмешаться в ситуацию:
– У нас нефтяные компании, которые производят дизельное топливо, они что, вообще неуправляемые? Почему-то регулирование нашего рынка, так жестко осуществляемое, работает, а там ничего не работает. Самое главное спасение – исправить экономику сельхозпроизводителей. Для этого надо отменить пошлины. Все и исправится. Тогда будет по карману и это дизтопливо. В этом фундамент всех проблем, которые сейчас существует. Но этот вопрос Минсельхоз вообще не рассматривает. Они считают, что не нужно вообще ничего отменять. Все отлично работает.
Если крупные агрохолдинги смогли сделать запасы ГСМ по старым ценам, то для маленьких фермеров наступают тяжелые времена. Василий Лопатин говорит:
– Да, будем сокращать применение удобрений, меньше проводить производственных операций, чтобы меньше тратить солярку. Технику прекратим покупать новую. Технику-то надо обновлять, а средств, конечно, к этому не будет. Меньше техники будем покупать, соответственно, производство будет уменьшаться, урожаи будут падать, рабочие не будут загружены на производстве. Все это по цепочке пойдет. Скажется на всей экономике страны.
Все причины кризиса в российской экономике сошлись в одной точке в одно время, и на рынке произошел «идеальный шторм», который привел к значительно большему, чем ожидалось, росту цен на ГСМ. Ситуация для аграриев усугубилась тем, что 21 июля Минсельхоз РФ объявил о приостановке рассмотрения заявок на льготное кредитование под посевную кампанию, за счет которого фермеры и покупали топливо. В августе надежды на его возобновление не оправдались, а теперь денег на дизель нужно в 1,5–1,7 раза больше.
Сельхозпредприятия в итоге не смогут посеять, либо им придется занимать деньги на кабальных условиях, при которых себестоимость продуктов значительно вырастет. Доля ГСМ в структуре себестоимости аграрной продукции (растениеводства) составляет 20–30 процентов. И сейчас, если существующая цена на дизтопливо сохранится, стоимость всей сельхозпродукции к весне 2024 года вырастет минимум на 10–15 процентов только по этой причине.
Ситуация настолько серьезна, что последствия для экономики нашей страны даже трудно оценить. Рост цен на топливо неизбежно приведет к разгону инфляции. К тому же удаленность разных регионов друг от друга добавляет в стоимость ГСМ затраты на доставку топлива и логистику. В результате резкого роста цен на топливо экономика страны получила мощнейший удар. И за все это, конечно, своим кошельком заплатит прежде всего население.
На этой неделе российские власти решили радикально ответить на топливный кризис, который охватил страну летом и усилился в сентябре. После того как оптовые цены на бензин взлетели почти вдвое, а регионы столкнулись с нехваткой топлива в разгар уборочной кампании, правительство решило в принципе запретить вывоз топлива за границу. Запрет на экспорт бензина и дизтоплива ввели незамедлительно – с 21 сентября, следует из постановления кабмина, которое подписал премьер Михаил Мишустин. Исключение будет сделано лишь для поставок в страны ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию, а также для контрактов, которые реализуются в рамках межправительственных соглашений.
Жесткие меры стали итогом продолжавшихся более месяца безуспешных переговоров с нефтяными компаниями, от которых требовали продавать больше топлива на бирже, чтобы потушить «ценовой пожар». К началу осени солярка и бензин начали исчезать с заправок в южных регионах: Краснодарском крае, Адыгее, Астраханской и Самарской областях, Ставрополье. Председатель Ассоциации фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Ставропольского края Сергей Колесников и вовсе пригрозил: «Люди готовы перекрывать дороги», – заявил он.
По сообщениям информагенств